Файл: Особенности государственного управления регионом в современных условиях (Ростовская областью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию государственного управления экономическим развитием и конкурентоспособностью Ростовской области

Региональная конкурентоспособность – не новая проблема.

Выделим цели государственного управления регионом (рисунок 3.1).

Цели государственного управления регионом

Глобальные цели

Локальные цели

Стратегические и геополитические цели

Повышение уровня и качества жизни населения

Обеспечение устойчивого развития региональной экономической системы

Обеспечение вклада региона в конкурентоспособность национальной экономики

Обеспечение конкурентоспособности региона на товарных рынках

Обеспечение конкурентоспособности региона на финансовых рынках

Обеспечение конкурентоспособности региона на инвестиционных рынках

Обеспечение конкурентоспособности региона на ресурсно-энергетических рынках

Обеспечение конкурентоспособности региона на инновационных рынках

Выход и сохранение позиций региона на международном рынке

Обеспечение геополитической стабильности

Сохранение территориальной целостности региона

Выход региона на международные ресурсные рынки

Наращивание внешнего конкурентного потенциала

Рисунок 3.1 - Региональная система государственного управления

Выделяются классические теории производственной и торговой специализации регионов, которые основаны на сравнениях абсолютных и относительных преимуществ, на выявлении конкурентных преимуществ регионов как необходимой предпосылки их развития в конкурентной среде. Определим глобальные, локальные, стратегические и геополитические цели управления региональной конкурентоспособностью (рисунок 3.1).

В результате конкурентоспособность региона складывается из конкурентоспособности всех ее составляющих (рисунок 3.2).

Инвесторы

Предприятия

Население

Малый бизнес

Туристы

Инвестиционная привлекательность

Эффективность использования трудовых ресурсов

Уровень жизни населения

Эффективность функционирования малого бизнеса

Туристская привлекательность

Государственное регулирование социально-экономических отношений (создание конкурентных преимуществ)

Конкурентоспособность региона

Состояние мирового, национального и регионального рынков (удовлетворение потребностей целевых групп потребителей ресурсов территории)

Целевые группы


Региональный рынок

Рисунок 3.2 - Компоненты оценки государственного управления региональной конкурентоспособности[26]

Повышение конкурентоспособности Ростовской области возможно (рисунок 3.3):

- при достижении высокого уровня жизни населения (конкурентоспособность населения);

- эффективности функционирования хозяйственного механизма региона (конкурентоспособность на рынке товаров или конкурентоспособность хозяйствующих субъектов);

- инвестиционной привлекательности (конкурентоспособность на рынке капитала или конкурентоспособность финансов);

- эффективности функционирования малого предпринимательства (конкурентоспособность субъектов малого бизнеса);

- туристской привлекательности территории (конкурентоспособности рынка туристских услуг).

1. Определение стратегического уровня конкурентоспособности региона

2. Выявление основных потребителей и покупателей

3. Определение и наращение стратегических факторов конкурентоспособности региона

4. Формирование стратегии конкурентоспособности развития региона

5. Активизация качества региональной бизнес-среды

6. Формирование конкурентного регионального рынка

Рисунок 3.3 - Алгоритм повышения региональной конкурентоспособности со стороны государственного управления[27]

Анализируя результаты социально-экономического развития Ростовской области, основных трендов, направлений и условий развития мировой, российской и окружной экономики, а также принимая во внимание уникальность потенциала, специфику проблем и рисков развития можно определить алгоритм повышения конкурентоспособности региона на основе стратегии активного развития (рисунок 3.3).

Стратегические цели и задачи долгосрочного социально-экономического развития Ростовской области[28]

1. Повышение конкурентоспособности экономики Ростовской области:

- развитие ключевых комплексов и секторов экономики;

- инфраструктурное развитие территории (транспортно-логистической, энергетической инфраструктуры);

- развитие сферы услуг;

- снижение уровня дотационности.

2. Пространственное развитие региона:

- развитие Ростовско-Шахтинской конурбации, Волгодонской агломерации и приграничных территорий Ростовской области в рамках Еврорегиона «Донбасс»;

- повышение устойчивости системы расселения региона;


- снижение дифференциации социально-экономического развития городских территорий и муниципальных образований.

3. Повышение уровня и качества жизни населения:

- повышение капитализации человеческих ресурсов;

- обеспечение сбалансированности рынка труда в регионе, в том числе модернизация системы профобразования в соответствии с запросами рынка труда;

- улучшение демографической ситуации;

- обеспечение роста уровня потребления и повышение инфраструктурной обеспеченности социальной сферы выше среднероссийского;

- обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Стратегические направления повышения конкурентоспособности экономики Ростовской области:

1. Увеличение доли животноводства в структуре сельскохозяйственного производства перспективными направлениями, требующими интенсификации производства, являются молочное и мясное скотоводство, мясное свиноводство.

2. Повышение диверсифицированности структуры растениеводства по направлению увеличения доли овощеводства и садоводства в сельскохозяйственном производстве - создание крупных высокотехнологичных тепличных комплексов, способствующих преодолению сезонности искомых подотраслей.

3. Повышение уровня переработки производимой сельско-хозяйственной продукции - развитие глубокой переработки зерна, с приоритетной ориентацией на глубокую переработку пшеницы, овощей и садоводческой продукции. Наиболее эффективным инструментом реализации данного стратегического направления является создание кластера пищевой и перерабатывающей промышленности с полным циклом производства, характеризующегося эффективным использованием современных форм кооперации, что в совокупности способно вызвать мощный синергетический эффект.

4. Создание новой специализации в высокотехнологичных производствах. Химическая промышленность - увеличение инновационной отгрузки в рамках химического производства, что свидетельствует о сохраняющемся научном потенциале отрасли и острой необходимости увеличения инвестирования в наукоемкую химию. Это позволит нарастить специализацию в данном высокотехнологичном направлении промышленности. Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования - наращивания капиталовложений в инновационные направления данной подотрасли.

5. Наращивание уровня существующей специализации. Машиностроение - необходимость инвестирования с целью реализации имеющихся возможностей по наращиванию поставок продукции инновационного характера; Кластер машиностроения, интегрирующий сельскохозяйственное, транспортное, инструментальное и энергетическое машиностроение, способен стать опорной точкой наращивания конкурентных преимуществ региона и центром притяжения инвестиций и высококвалифицированной рабочей силы, закрепив за Ростовской областью лидерские позиции в машиностроительном секторе. Текстильное и швейное производство - важнейшим направлением усиления межрегиональной конкурентоспособности Ростовской области является широкомасштабная кластеризация, в связи с которой весьма необходимым является развитие текстильного кластера с целью укрепления не только позиций предприятий отрасли на российском рынке, но и увеличения экспортной экспансии.


3.2 План мероприятий государственного управления регионом

Проект Плана мероприятий, направленных на создание условий, способствующих развитию конкуренции в Ростовской области, сформирован на основе результатов мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Ростовской области, а также с учетом предложений органов исполнительной власти Ростовской области.

Проект Плана мероприятий рассмотрен и одобрен 21 ноября 2016 года на заседании Совета по развитию конкуренции при Губернаторе Ростовской области. План мероприятий утвержден Постановлением Правительства Ростовской области от 16.01.2017 № 11 «Об утверждении Перечня приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в Ростовской области и Плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в Ростовской области на 2017 – 2020 годы».

В соответствии с требованиями, определенными на федеральном уровне, План мероприятий включает мероприятия по содействию развитию конкуренции для социально значимых и приоритетных рынков Ростовской области, а также системные мероприятия, направленные на развитие конкурентной среды в регионе, в том числе на оптимизацию процедур государственных закупок, устранение избыточного государственного регулирования, снижение административных барьеров, совершенствование процессов управления объектами государственной собственности, стимулирование новых предпринимательских инициатив и обеспечение равных условий доступа к информационным и иным ресурсам.

Для достижения целей развития конкуренции разработан комплекс мероприятий, определены целевые значения показателей и ответственные за их достижение.

В части предложений и комментариев по внедрению и реализации Стандарта предлагаем внести следующие изменения по перечню целевых показателей по содействию развитию конкурентной среды субъекта Российской Федерации в соответствии со Стандартом.

Показатель «Доля оборота розничной торговли, осуществляемой на розничных рынках и ярмарках, в структуре оборота розничной торговли по формам торговли».

В связи со сложившейся за последнее десятилетие тенденцией значительного сокращения количества розничных рынков (в Ростовской области - с 223 в 2007 году до 61 на данный момент), связанной с ужесточением требований к управляющим рынками компаниям, перед органами исполнительной власти стоит задача сохранения данного формата.


В современных экономических условиях преодолеть вышеуказанную тенденцию и обеспечить активное развитие формата розничных рынков с приростом их доли в формировании оборота розничной торговли не менее чем на 5 процентных пунктов в год не представляется возможным даже при условии внесения изменений в федеральное законодательство, регулирующее данный вид деятельности.

В связи с вышеизложенным считаем целесообразным пересмотреть установленные значения показателя «Доля оборота розничной торговли, осуществляемой на розничных рынках и ярмарках, в структуре оборота розничной торговли по формам торговли» к 2020 году для Ростовской области в сторону уменьшения.

Кроме того, объем статистической информации недостаточен для оценки конкуренции на социально значимых рынках региона. Расширение перечня предоставляемой органами статистики информации возможно только за счет дополнительных затрат из регионального бюджета.

В органах государственной статистики отсутствуют данные по структуре уставного капитала, что не позволяет сформировать наиболее полный реестр организаций, доля участия субъекта РФ и (или) органа местного самоуправления в которых 50% и выше. Также, в статистической практике нет понятия границы рынка, поэтому определить его стоимостной объем не представляется возможным.

Принимая во внимание вышеизложенное, предлагаем рассмотреть вопросы по корректировке системы федеральной статистической отчетности для обеспечения субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления необходимой статистической информацией для проведения мониторинга состояния конкуренции на социально значимых рынках, рекомендованных Стандартом к включению в Перечни рынков для содействия развитию конкуренции на уровне регионов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В рамках курсовой работы нами были подробно изучены теоретические основы государственного управления.

В соответствии с поставленными задачами, в рамках работы было дано определение такому понятию, как государственное управление, определены функции государственного управления, проведен анализ теоретических основ актов государственного управления, выявлены объекты и субъекты государственного управления и их основные черты, определен круг полномочий органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, рассмотрен порядок опубликования актов государственного управления.