Файл: Особенности государственного управления регионом в современных условиях (Ростовская областью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- нормативно-правовое закрепление созданных структур и обеспечение правового регулирования управленческой деятельности вторично и должно осуществляться на основе административного права;

- реализация этих функций теории государственного управления и административного права должна осуществляться в тесной взаимосвязи.

Учет указанных обстоятельств имеет особое значение для правового регулирования управленческой деятельности, поскольку формирование правовых норм без учета управленческих связей и процессов реализации функций может привести к негативным последствиям в системе государства[20].

2. ОЦЕНКА СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТЬЮ

2.1 Роль государственного управления экономическим развитием и повышением конкурентоспособности Ростовской области

Современный этап развития федерализма в России характеризуется ростом межрегиональной конкуренции и выражается в поиске путей повышения эффективности государственного управления по обеспечению, прежде всего, лучших условий для ведения бизнеса, привлечения частных инвестиций и финансовых ресурсов федерального центра. При этом необходимо учитывать, что конкурентная борьба происходит в условиях геополитической нестабильности, ускорения как институциональных и социальных преобразований, так и технологического прогресса.

Таким образом, качество государственного управления становится ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность экономической системы и напрямую зависящим от уровня проработки последствий управленческих решений, а научное обоснование выбора пути обеспечения конкурентоспособности становится необходимым условием эффективности государственного управления.

В Ростовской области повышение конкурентоспособности региона как на мировом, так и на межрегиональном уровне является одной из главных стратегических целей экономической политики Правительства Ростовской области. Для ее реализации в регионе разработана развитая система поддержки бизнеса и привлечения инвестиций во всех сферах высокодиверсифицированной экономики Ростовской области.


Регион регулярно входит в 20-ку лучших субъектов России по различным рейтингам, проводимых как федеральными органами государственного управления, так и частными рейтинговыми агентствами. Тем не менее дальнейшее повышение эффективности управления является актуальной задачей для органов государственной власти региона, что обусловливает необходимость выявления и расшивки наиболее узких мест в конкурентоспособности экономики Ростовской области, в том числе на основе проведения соответствующих научных исследований.

В целях развития конкурентной среды на территории Ростовской области, повышения уровня удовлетворенности хозяйствующих субъектов и населения области состоянием и развитием конкурентной среды, качеством производимых товаров и услуг Правительство Ростовской области в соответствии с распоряжением Губернатора области В.Ю. Голубева приступило к внедрению на территории области Стандарта развития конкуренции с мая 2016 года.

Распоряжением Губернатора Ростовской области от 04.05.2016 № 156 «О внедрении на территории Ростовской области стандарта развитии конкуренции в субъектах Российской Федерации» утверждено:

  • внедрить на территории Ростовской области стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 № 1738-р;
  • определить департамент инвестиций и предпринимательства Ростовской области уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим содействие развитию конкуренции в Ростовской области (в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 12.08.2016 № 568 «Об утверждении Положения о министерстве экономического развития Ростовской области» с 1 октября 2016 г. полномочия, закрепленные за департаментом инвестиций и предпринимательства Ростовской области, осуществляет министерство экономического развития Ростовской области);
  • утвердить План мероприятий по внедрению в Ростовской области стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.
  • Уполномоченным органом разработана методика проведения мониторинга состояния развития конкурентной среды. Методика включает порядок проведения мониторинга, анкеты для потребителей и производителей товаров (работ, услуг), определяющие удовлетворенность качеством товаров и услуг и ценовой конкуренцией на рынках Ростовской области, требования по охвату респондентов (количественные и качественные показатели).
  • В 2016 году сбор данных с целью проведения мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках на территории региона осуществлялся органами местного самоуправления и областными органами исполнительной власти по курируемым направлениям. Собрано более 1000 анкет производителей и потребителей товаров, работ, услуг Ростовской области.
  • На основе полученных данных подготовлен аналитический отчет о состоянии развития конкурентной среды в Ростовской области, который размещен на официальном портале Правительства Ростовской области www.donland.ru в разделе «Развитие конкуренции».
  • Основными целями проведения мониторинга стали следующие направления:
  • - мониторинг наличия (отсутствия) административных барьеров и оценки состояния конкурентной среды субъектами предпринимательской деятельности (включая мониторинг удовлетворенности субъектов предпринимательской деятельности (уровнем доступности, понятности и удобства получения) официальной информацией о состоянии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Ростовской области и деятельности по содействию развитию конкуренции, размещаемой уполномоченным органом и муниципальными образованиями);
  • - мониторинг удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ и услуг на товарных рынках Ростовской области и состоянием ценовой конкуренции (включая мониторинг удовлетворенности потребителей товаров, работ и услуг качеством (уровнем доступности, понятности и удобства получения) официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Ростовской области и деятельности по содействию развитию конкуренции, размещаемой уполномоченным органом и муниципальными образованиями);
  • - мониторинг деятельности субъектов естественных монополий на территории Ростовской области;

- мониторинг деятельности хозяйствующих субъектов, доля участия Ростовской области или муниципального образования в которых составляет 50 и более процентов.

2.2 Основные показатели социально-экономического развития региона в 2011-2017 гг.

Численность населения – важнейший демографический показатель, определяющий экономическую значимость, трудовой потенциал и потребительскую ёмкость рынка региона (таблица 2.1).

Таблица 2.1

Динамика численности постоянного населения Ростовской области в 2011-2017 годах[21]

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Численность постоянного населения на 1 января (тыс. человек)

Ростовская область

4 275,2

4 260,5

4 254,6

4 245,5

4 242,1

4 236,0

4 231,4

Доля РО в РФ, %

2,99

2,98

2,97

2,96

2,90

2,89

2,88

Место РО в РФ

6

6

6

6

6

6

6

По численности постоянного населения регион устойчиво занимает 6 место в России и 2 место в ЮФО, уступая Краснодарскому краю.

Ключевым макроэкономическим индикатором, характеризующим социально-экономическое развитие региона, является валовой региональный продукт (таблица 2.2).

Таблица 2.2

Динамика валового регионального продукта Ростовской области в 2011-2017 годах[22]

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Валовой региональный продукт (в текущих ценах; млрд рублей)

Ростовская область

766,0

843,6

917,7

1007,8

1189,1

1270,9

1 343,9*

Доля РО в РФ, %

1,69

1,69

1,70

1,70

1,81

1,84

-

Место РО в РФ

15

13

13

13

13

12

-


* предварительная оценка министерства экономического развития Ростовской области

По объему ВРП Ростовская область занимает 12-е место в России и 2-е место в ЮФО. При этом наблюдается положительная динамика роста доли и места региона в экономике страны.

Объем инвестиций в основной капитал обеспечивает воспроизводство и развитие экономики и социальной сферы, определяет темпы их перспективного развития (таблица 2.3).

Таблица 2.3

Динамика объема инвестиций в основной капитал в Ростовской области в 2011-2017 годах[23]

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Объем инвестиций в основной капитал (в фактически действовавших ценах; млрд рублей)

Ростовская область

166,0

207,9

253,6

264,2

309,4

294,5

319,3

Доля РО в РФ, %

1,50

1,65

1,89

1,90

2,23

2,00

2,00

Место РО в РФ

22

16

13

13

11

11

12

По объему инвестиций в основной капитал по полному кругу организаций Ростовская область находится на 12-м месте в России, что соответствует рейтингу региона по объему ВРП. Вплоть до 2015 года доля Ростовской области в России стабильно росла, а затем стабилизировалась на уровне 2%.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении – интегральный демографический индикатор. На его величину оказывают влияние множество факторов, включая здоровье и уровень жизни населения, экологию и др. (таблица 2.4).

Таблица 2.4

Динамика ожидаемой продолжительности жизни при рождении в Ростовской области в 2011-2017 годах[24]

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет)

Ростовская область

70,3

71,0

71,4

71,3

71,9

72,2

73,0*

Место РО в РФ

19

16

17

21

20

20

24-25

*предварительные данные


По итогам 2017 года ожидаемая продолжительность жизни населения Ростовской области незначительно превышает среднее значение по России (на 0,3 года), что обеспечивает региону 24-25-е место в рейтинге всех субъектов по данному показателю.

Среднедушевые денежные доходы – ключевой индикатор, характеризующий уровень жизни населения, он определяет размер покупательской способности населения и динамику развития внутрирегионального потребительского рынка (таблица 2.5).

Таблица 2.5

Динамика среднедушевых денежных доходов населения в Ростовской области в 2011-2017 годах[25]

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц; рублей)

Ростовская область

16010,3

18107,1

20994,7

23354,7

26558,3

27111,8

27689,9*

Место РО в РФ

42

43

38

35

33

35

33

*предварительные данные

Ростовская область по этому показателю не входит в число лидеров, однако наблюдается тенденция улучшения места региона среди других субъектов Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод, что регион является значимым в социально-экономической системе страны регионом, с развитой экономической базой, конкурентоспособным производством, но при этом со средними доходами населения.

Учитывая, что Ростовская область занимает шестое место по численности населения, необходимо привести в соответствие этому месту все основные социально-экономические показатели и обеспечить опережающую динамику тем из них, по которым наблюдается отставание от других субъектов Российской Федерации и несоответствие потенциалу региона.

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ (РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТЬЮ)