Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере конкретной организации) («Мария»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важных звеньев процесса товародвижения является розничная торговля. Причиной этого является окончание процесса движения товаров от производителя до конечного потребителя (населения) именно на предприятиях розничной торговли.

Поэтому эффективная организация коммерческой деятельности на торговых предприятиях (как в сфере оптовой торговли, так и в сфере розничной торговли) имеет важное значение не только для самих торговых предприятий, но и для всех участников товародвижения.

Коммерческая деятельность в качестве вида предпринимательской деятельности присутствует при любой операции, связанной с куплей-продажей, что способствует развитию общего механизма товарно-денежных отношений в экономике страны. Коммерческая деятельность является одним из важнейших элементов механизма управления экономическими отношениями в обществе. Реализация коммерческой деятельности происходит через комплекс мероприятий, совершаемых хозяйствующими субъектами на всех стадиях движения товара от производства до конечного потребителя.

Наиболее часто коммерческую деятельность рассматривают как необходимый элемент деятельности торговых организаций. Это обусловлено непосредственной взаимосвязью торговой и коммерческой деятельности, проявляющейся в том, что совершенствование технологии торговой деятельности ведет к изменениям в коммерческой деятельности.

От эффективности организации коммерческой деятельности на предприятиях торговли зависят результаты деятельности национальной экономики в целом, многие макроэкономические показатели. При рациональной организации деятельности торгового предприятия обеспечивается наиболее полное удовлетворение покупательского спроса на товары, происходит повышение эффективности использования имеющихся торговых мощностей.

Главной целью коммерческой деятельности торгового предприятия является получении прибыли от операций, направленных на удовлетворения покупательского спроса при обеспечении высокого качества торгового обслуживания.

Предметом исследования является организация коммерческой деятельности розничного торгового предприятия.


Объектом исследования является предприятие розничной торговли салон «Мария»

Цель написания данной работы – провести анализ организации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия на примере салона «Мария» и выработать рекомендации по совершенствованию этой деятельности.

Задачи работы:

1. рассмотреть теоретические аспекты и особенности коммерческой деятельности розничных торговых предприятий;

2. провести анализ эффективности организации коммерческой деятельности торгового предприятия;

3. предложить основные направления совершенствования организации коммерческой деятельности данного торгового предприятия.

При написании работы использованы нормативная литература, касающаяся деятельности торговых предприятий в современных условиях, учебники Виноградовой С.Н., Брагина Л.А и Данько Т.П., Панкратова Ф.Г. и Серегина Т.К., Половцевой Ф.П. и др., методическая литература проф. Зырянова А.В., проф. Николаевой Т.И., Елагина Ю. А., Егоровой Н.Р. и др., а также информация о деятельности магазина «Карусель».

Особенности организации коммерческой деятельности на торговых предприятиях

Сущность и значение коммерческой деятельности

Для современного рынка потребительских товаров свойственно постоянное обновление и повышение качества продукции, пополнение и расширение торговой номенклатуры, удовлетворение покупательского спроса, неослабное проявление конкуренции, устойчивое ведение предпринимательской деятельности.

Сущность коммерческой деятельности «заключается в выполнении обширного комплекса взаимосвязанных торгово-организационных операций, направленных на совершение процесса купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли» [6, c. 14].

Коммерческая деятельность представляет собой оперативно-организационную систему, направленную на выполнение процессов купли-продажи товаров исходя из существующей рыночной конъюнктуры и ее возможных изменений в перспективе, направленных на обеспечение наиболее полного, своевременного и качественного удовлетворение покупательского спроса получение прибыли [9, c. 28]. Коммерческая деятельность предприятий торговли заключается в установлении взаимовыгодных отношений со всеми участниками рыночных отношений.


Однако коммерческая деятельность представляет собой более широкое понятие, чем просто понятие торговли, так как в основе торговли всегда лежит коммерция, но не каждый вид коммерческой деятельности сводится к торговле. Многие предприятия в сфере коммерческой деятельности осуществляют сложный комплекс заготовительной, производственной, инвестиционной и иной предпринимательской деятельности в целях ее дальнейшей реализации через процессы купли-продажи для выручки доходов и получения прибыли [25, c. 282].

Изучение современной литературы позволяет встретить самые различные определения коммерции в частности:

- «коммерция – торг, торговые обороты, купеческие промыслы» (согласно определению из Толкового словаря В.И. Даля);

- «товарно-денежный обмен, в процессе которого товары от поставщика переходят в собственность торгового предприятия с ориентацией на потребности рыночного спроса»;

- «особый вид деятельности, связанный с реализацией товаров, от которой зависят конечные результаты торгового предприятия»;

- «это все то, что обеспечивает максимальную выгодность торговой сделки для каждого из партнеров при первоочередном учете интересов и запросов потребителей»;

- «комплекс операций, обеспечивающих куплю-продажу товаров и вместе с торговыми процессами представляющих собой торговлю в широком смысле слова»;

- «оперативно-организационная деятельность по осуществлению операций обмена товарно-материальных ценностей в целях удовлетворения потребностей населения и получения прибыли» [28, c. 39].

Эффективная коммерческая деятельность осуществляется на определенных принципах, среди которых следует назвать:

- соблюдение соответствующих норм действующего законодательства;

- обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей;

- обеспечение необходимой оптимальности принимаемых коммерческих решений;

- обеспечение необходимого уровня доходности деятельности [18, c. 15].

Коммерсанты обязаны знать законы, действующие на рынке, иметь прогнозировать изменение ситуации и принимать оптимальные решения в соответствии с выявленными тенденциями.

Эффективная организация коммерческой деятельности невозможна без адекватной реакции на изменение рыночной ситуации, что ведет, в свою очередь, к укреплению положения торгового предприятия на рынке. Важным элементом коммерческой деятельности является ее ориентация на конечного потребителя (покупателя), на максимально полный учет его интересов и запросов.


Одним из основных принципов организации коммерческой деятельности в современных условиях является полное равноправие всех участников торговых отношений, наличие у них материальной и финансовой ответственности за выполнение принятых на себя обязательств.

Также важное место в организации и осуществлении коммерческой деятельности имеет работа коммерческих служб, связанная с изучением и прогнозированием емкости рынков, развитием и совершенствованием рекламно-информационной деятельности, использованием на всех этапах маркетингового подхода.

Таким образом, можно видеть, что коммерческая деятельность представляет сбой сложный процесс организации деятельности торговых предприятий, которой формируется под воздействием ряда факторов.

Содержание коммерческой деятельности определяется ее целями и включает в себя:

- установление хозяйственных и иных партнерских связей с различными экономическими субъектами;

- изучение и анализ источников закупки товаров;

- согласование связи производства с потреблением товаров, ориентированных на спрос покупателей (ассортимент, объем и обновление выпускаемой продукции);

- осуществление купли и продажи товаров с учетом рыночной среды;

- расширение существующих и перспективное развитие целевых рынков товаров;

- сокращение издержек обращения товаров [28, c. 42].

Субъектами коммерческой деятельности могут выступать юридические и физические лица, имеющие соответствующие права на ее осуществление.

В качестве объектов при осуществлении коммерческой деятельности на потребительском рынке выступают товары и услуги.

Таким образом, мы видим, что коммерческая деятельность представляет собой сложный процесс организации деятельности торговых предприятий, которой формируется под воздействием ряда факторов, которые формируют внешнюю и внутреннюю среду функционирования коммерческого предприятия.

Внутренняя среда определяется отношениями, связанными с со­гласованием экономических и социальных интересов, между соб­ственниками предприятия, лицами, принимающими управленческие решения, и наемными работниками. Формируются эти отношения на фоне функционирования хозяйственного механизма в виде инсти­туциональной системы, включающей взаимосвязанные подсистемы, реализующей следующие функции:

— управление технологией торгового процесса;

— управление человеческими ресурсами;

— управление обеспечением товарными и другими материально-техническими ресурсами;


— управление финансами, включая финансовый учет;

— управление маркетингом

Влияние внешней среды на деятельность предприятия проявляется в основном со стороны государства, потребителей, поставщиков то­варных ресурсов, конкурентов.

В частности, развитие крупных торговых сетей значительно усиливает уровень конкуренции, падение покупательского спроса в условия экономического кризиса приводит к необходимости активизировать политику стимулирования сбыта, пересмотреть ценовую политику.

Этапы осуществления коммерческой деятельности

Осуществление коммерческой деятельности связано с выполнением торговыми предприятиями определенных функций, которые в прямой или косвенной форме обеспечивают получение доходов. Эти функции в зависимости от участия в формировании доходов могут быть разбиты на две группы.

В состав первой группы входят те коммерческие операции, которые направлены, прежде всего, на получение дохода: продажа товаров, оказание услуг, сервисное обслуживание, экспортно-им­портные операции, осуществление рекламы товаров и услуг, деятельности по стимулированию сбыта товаров, управлению и манев­рированию товарными ресурсами, работа по предъявле­нию исков.

В состав второй группы коммерческих операций условно включаются те из них, которые имеют косвенные влияние на получение дохода: проведение работы по комплексному изучению рынка, покупательского спроса, изменению условий формирования спроса и предложения, формированию товарных ресурсов и ассортимента, определению потреб­ности в них, поиску поставщиков и осуществлению закупки товаров, воз­действию на поставщиков по вопросам формирования ассортимента производимой продукции, выбору формы хозяйственных связей, коммерческая рабо­та по их установлению, обоснование наиболее целесооб­разных организационных форм оптовых закупок и т.п. Целью осуществления этих операций является формирование необходимых условий для получения максимального дохода непосредственно от продажи товаров.

При этом осуществление коммерческой деятельности в сфере оптовой и розничной торговли имеет свои особенности. В частности, в розничной торговле происходит реализация товаров конечному потребителю поштучно или небольшими партиями, что приводит к формированию специфических требований к помещениям, торговому и сервисному оборудованию, организации большого объема операций по формированию ассортимента товаров различных производителей в соответствии с быстроизменяющимся спросом покупателей.