Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России (Структура и функции налоговых органов в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В эпоху Ивана Грозного центральным учреждением, ведавшим сбором, хранением и расходом казны, стал Приказ Большого прихода, первые упоминания о котором встречаются в документах 1554 г. Параллельно существовали другие ведомства, собиравшие подати: Большой дворец, Ямская изба, ведавшая сбором основного налога - ямских денег; территориальные учреждения, называвшиеся четвертями. Во главе финансовых учреждений стояли дьяки: Юрий Сидоров, Угрим Львов-Пивов, Андрей Васильев и др.[15]

С введением опричнины из-за чрезвычайного внутреннего и внешнего положения государства единым финансовым ведомством оставался Большой приход. Возникла должность казначея - главного хранителя и распорядителя царской опричной казны. В его ведение была передана четверть (или Четвертной приказ), ставшая одним из главных финансовых учреждений опричнины. В годы опричнины сбором налогов с местного населения ведали городовые и ямские приказчики, таможенники и другие финансовые агенты.[16]

Существенные реформы налоговой системы России происходили в эпоху царствования Алексея Михайловича (1645-1676 гг.). Помимо введения новых налогов и отмены старых, изменилась система сбора налогов. Обложение стало «подворным». В 1678-1679 гг. была проведена перепись населения, по завершении которой все прямые налоги были переведены с сохи и четверти - на двор. Введение подворного налогообложения расширило круг налогоплательщиков. На формирование налоговых органов того времени значительное влияние оказали реформы в области управления.

В 1655 г. был создан Приказ счетных дел, ведавший учетом доходов и расходов казны, однако полномочий контроля за поступлением налогов он не имел. Сбором налогов и даже их расходованием ведали одновременно несколько приказов, например, Приказ новой четверти контролировал поступления кабацких сборов, существовал Приказ сбора пятинных денег, Приказ денежного сбора (при введении чрезвычайного налога «десятая деньга»). Приказная система сохраняется до 1717 г., но подвергается существенному реформированию: создаются новые приказы, изменяются сферы деятельности старых приказов. Указом Петра 1 от 30 января 1699 г. в Москве учреждается Бурмистерская палата - центральное административно-финансовое и судебное учреждение - ведавшая раскладкой и сбором податей и повинностей с населения Москвы и её посадов.

Значительные перемены в концепции созыва налогов приступают с переменой административно-территориального разделения Руси и формированием должности губернаторов, в каковых возлагаются функции контролированию налогов. Указом с 22 февраля 1711 г. учрежден Парламент - регулярно функционирующий наивысший аппарат правительственного управления, исполнявший прямые обязанности в области государственных доходов.


В 1717 г. возникают финансовые коллегии - центральные правительственные учреждения в России, ведавшие государственными доходами и расходами. Центральным финансовым учреждением стала Камер-коллегия, которая имела сеть своих учреждений на местах, ведала государственными доходами, надзирала над окладными и неокладными приходами. [17]Органом Камер-коллегии в провинции был земский комиссар, который со своими помощниками - нижними комиссарами - собирал подати, надзирал за эксплуатацией государственных имуществ, выполнял целый ряд других, не связанных с взиманием налогов функций. Для обеспечения своевременного сбора налогов была создана новая Камер-коллегия, причём «старая» Камер-коллегия продолжала свою работу. Согласно регламенту новой Камер-коллегии, изменились сроки сбора подушных денег (дважды в год). Должность земского комиссара упразднялась, и функции сбора основного налога перекладывались на помещиков.

Несмотря на принимаемые меры, все же недоимки увеличивались. В итоге в 1738 г. власть осуществили крупногабаритную кампанию по удержанию недоимок. Всем был определен месячный срок для уплаты всех скопившихся недоимок. Это привело, что к июлю 1738 г. Было собрано около 150 тыс. руб. Вновь установили срок, но всё прошло тщетно. В начале 40-х гг. XVIII в. размер недоимок увеличился и стал приравниваться к 5 млн руб. Злостным нарушителем было само государственное правительство: кабинет-министр, сенаторство, президенты коллегий и канцелярий, и столичное дворянство. К примеру, кабинет-министр А.М. Черкасский задолжал казне 16 029 руб., обер-прокурор Сената Ф.И. Соймонов - 3 956 руб. В основном «знатные доимщики» задолжали государству около 2 млн руб. [18]

Во времена Екатерины II, указом от 24 октября 1780 г. была учреждена экспедиция о государственных доходах. Спустя год её разделили на четыре самостоятельных экспедиции: первая занималась доходами, вторая - расходами, третья - ревизией счетов, четвёртая - взысканием недоимок. Все четыре экспедиции подчинялись генерал-прокурору. Петровские коллегии к этому времени были упразднены, а их функции переданы казённым палатам, возглавляемым вице-губернатором. На казённые палаты возлагалось осуществление «казённого управления» в губерниях: сбор сведений о численности населения, учёт поступления доходов. [19]В дальнейшем за казёнными палатами остались только финансовые функции: наблюдение за своевременным поступлением доходов в бюджет и расходованием средств в пределах предусмотренных для губерний ассигнований, составление ведомости доходов и расходов, ревизия отчетности.[20]


В период царствования Александра I были осуществлены значительные реформы в сфере организации государственных финансов. В 1802 г. было создано Министерство финансов. Структурным подразделением его был Департамент податей и сборов, который в 1863 г. разделили на два самостоятельных департамента: окладных сборов и неокладных сборов. Последний в мае 1896 г. был преобразован в Главное управление неокладных сборов и казённой продажи питий. Наряду с названными работой по взиманию налогов занимался Департамент торговли и мануфактур. На местах вопросы налогообложения решали казённые палаты, подчинённые Министерству финансов.[21]

Для упорядочения работы по раскладке, учёту и взиманию основных видов налогов в конце XIX - начале XX в. стали создавать присутствия по различным видам налогообложения (коллегиальные органы управления): губернские и уездные податные раскладочные присутствия. После упразднения губернского податного присутствия его функции были переданы самой казённой палате и специальным присутствиям по основным налогам: присутствию по налогу с недвижимых имуществ, присутствию по квартальному налогу и присутствию по государственному промысловому налогу, возглавляемому губернатором лично. Раскладочные присутствия в уезде, возглавляемые податным инспектором участка, сохранились до 1917 г.

Существенные перемены в организации сбора налогов произошли после революции 1917 г. 31 октября 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял Декрет об организации финансовых отделов губернских уездных комитетов Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

Гражданская война и хозяйственная разруха привели к политике военного коммунизма. В этот период вводилось плановое снабжение населения товарами первой необходимости (карточная система), трудовая повинность, продразвёрстка. В этих условиях ни о каких цивилизованных способах пополнения государственной казны не могло быть и речи. Действие всех налогов было приостановлено, а налоговый аппарат полностью расформирован.

С поворотом к новой экономической политике, провозглашённой в 1921 г., начался процесс поэтапного восстановления финансовой системы государства. В соответствии с Положением о Народном Комиссариате финансов (далее Наркомфин), утверждённым ВЦИК 26 июля 1921 г., в составе этого комиссариата было создано организационно-налоговое управление, которое позднее переименовали в управление налогами и государственными доходами.


К 1930 г. налоговый аппарат Наркомфина СССР превысил 17 тыс. человек, часть из которых работала в финансовых органах, а остальные входили в аппарат наружного налогового надзора. Реформа 1930 г. внесла изменения в организацию налогового аппарата. Основным звеном системы стала налоговая инспекция - структурное подразделение районных и городских финансовых отделов. Руководство и контроль над ними осуществляли налоговые отделы краевых, областных и городских (с районным делением) финансовых органов, управления налогов и сборов наркоматов финансов союзных республик и Наркомата финансов СССР. [22]В 1949 г. в соответствии с Положением о налоговой инспекции районных и городских финансовых отделов и налоговых ревизоров в районах и городах, не имеющих районного деления, действовали налоговые инспекции, состоящие из старшего налогового инспектора, участковых налоговых инспекторов, их помощников, налоговых агентов в сельской местности и работников бухгалтерии.

В связи с переходом к рыночным отношениям, возникла необходимость не только радикальных перемен в налоговом законодательстве, но и в реорганизации налоговых органов. В 1990 г. вместо управлений, отделов и инспекций государственных доходов были образованы Главная государственная налоговая инспекция Министерства финансов СССР, Государственная налоговая инспекция министерств финансов союзных и автономных республик и аналогичные подразделения в областных, краевых, окружных, городских, районных финансовых аппаратах.

В январе 1992 г. учреждается Государственная налоговая служба - отдельный, независимый от Министерства финансов орган исполнительной власти федерального уровня. Указом Президента РФ № 1635 от 23 декабря 1998 г. Государственная налоговая служба преобразована в Министерство по налогам и сборам РФ.

После принятия первой части Налогового кодекса Российской Федерации появилась потребность увеличения производительности функционирования налоговых организаций. Один с основных течений модернизации считается усовершенствование координационной текстуры Министерства по налогам и сборам РФ и его подразделений.

Таким образом, можно выделить следующие основные этапы эволюции органов налогового контроля в России.

1. Становление податной системы государства (появление специальных чиновников, ведавших сбором налогов) (IX - середина XVI в.).

2. Формирование налоговых органов (появление специальных органов, ведавших сбором налогов и контролем за их поступлением в казну в масштабе государства) (вторая половина XVI - первая половина XIX в.).


3. Податной этап (придание статуса должности «податной инспектор») (вторая половина XIX в. - 1917 г.).

4. Этап социалистического контроля (1918-1991 гг.);

5. Органы налогового контроля в условиях рыночной экономики (1991 г. - по настоящее время).[23]

Изучив этапы становления и развития налоговых органов России, стоит отметить, что история органов налоговой службы показывает существенные особенности как экономического, так и политического развития России, учитывают национальные аспекты страны и сами налоговые органы, а их эволюция обусловливалась поставленными перед обществом задачами, его культурным и экономическим потенциалом.

Глава 2. Организация налогового учета и деятельности налоговых органов в Российской Федерации

2.1. Правовое обеспечение деятельности налоговых органов

Налоговые органы в России были созданы в 1991 году. В своей деятельности налоговые органы руководствуются Конституцией РФ[24], Налоговым кодексом РФ (НК РФ)[25], Законом РФ "О налоговых органах Российской Федерации" от 21 марта 1991 г. № 943-1 (в ред. 03.07.2016 с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2017), и другими федеральными законами, иными законодательными актами РФ.[26]

В перечне нормативно-правовых актов не случайно на первом месте стоит Конституция Российской Федерации. Содержащиеся в ней нормы, регулирующие налоговые отношения, имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации. В Конституции РФ оговорены общие черты налоговой системы и обязанности налогоплательщиков. В частности, в ней отмечается, что система налогов, взимаемых в Федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в России устанавливаются Федеральным законом (ст.75), а обязанностью каждого налогоплательщика является платить законно установленные налоги и сборы (ст.57). Так же в Конституции РФ определены субъекты налогообложения и их гарантии, исключительная компетенция Российской Федерации и компетенция субъектов федерации в сфере налогового регулирования, называются органы налогового правотворчества и процедура принятия законов о налогообложении. Конституционные нормы находят детализацию в законах и подзаконных актах, регулирующих общественные отношения как в организации работы налоговых органов, так и в конкретных сферах налогообложения.