Файл: «Роль дидактической игры в развитии произвольного внимания дошкольников».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В подготовительной к школе группе после прямой подачи детям знаний на занятиях об овощах и фруктах, хлебобулочных изделиях, школьных принадлежностях и т.д. может быть запланирована и проведена дидактическая игра «Магазин» или «Магазин самообслуживания» с дидактической задачей закрепления названий школьных принадлежностей или овощей и фруктов, а также других предметов, продающихся в том или ином магазине. Одновременно в этой игре дети закрепляют знания в счете, узнают, где можно купить необходимые предметы и что приготовить из овощей и фруктов. У них развивается речь, мышление, товарищеские взаимоотношения, дисциплинированность.

Программу коррекционно-развивающей работы, с применением дидактических игр, по развитию внимания детей дошкольное возраста представим в приложении А.

2.2 Конспекты коррекционных занятий по развитию внимания детей дошкольного возраста

Развитие внимания требует системы работы. Такой системной формой коррекции могут стать занятия. Предлагаем цикл таких занятий.

Занятие 1

Цель: учить детей сосредотачиваться на определенном задании, выполняя его правильно и четко.

Задачи:

Развивать произвольное внимание детей.

Воспитывать интерес к занятиям и играм.

Оборудование: мяч

План занятия

  1. Организационный момент. Приветствие. Дети передают мяч друг другу, произнося слова приветствия.
  2. Основная часть занятия

Игра «Слушаем тишину». Всем детям предлагается закрыть глаза и внимательно послушать тишину: в комнате, в коридоре. Затем проговаривается, кто и что слышал.

Игра «Прикосновение»

Один из детей садится на стул в центре круга, глаза его закрыты, трое ребят по очереди подходят к нему и дотрагиваются до рук сидящих, а затем тихо называют его по имени. Тот должен определить кто к нему прикоснулся и назвать того по имени.

Упражнение «маленький художник»

Один из ребят поворачивается спиной к группе. Ему надо дать точное описание одного из присутствующих в группе детей. Затем сравнивается насколько он точно «нарисовал» портрет.

  1. Заключительная часть занятия
  2. Итог и анализ занятия

Занятие 2

Цель: Учить детей быть внимательными и наблюдательными.


Задачи:

Развивать объем и переключение произвольного внимания.

Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе занятия

Оборудование: картинка

План занятия

  1. Организационный момент. Приветствие. Детям дается время вспомнить и рассказать, что они видели по дороге в детский сад, что привлекло их внимание.
  2. Основная часть занятия

Игра «Картинка»

Детям в течение десяти секунд показывается картинка. Они ее рассматривают. Картинка закрывается, а детям задаются вопросы по содержанию картинки. Что изображено на ней? Когда это бывает и т.д.

Игра «Испорченный телефон»

Все дети поворачиваются спиной к входящему. Водящий поворачивает первого играющего и показывает ему позу. Первый играющий запоминает внимательно позу и показывает ее следующему. И так до последнего играющего.

Игра «Жмурки»

Дети стоят в кругу, один водящий, у него закрыты глаза. Он должен угадать играющего по одежде. Если угадывает, то встает на место играющего, а тот водящий.

  1. Заключительная часть занятия
  2. Итог и анализ занятия

Занятие 3

Цель: Продолжать учить детей правильно выполнять предложенное задание, четко следовать правилам, зачеркивая нужные фигуры.

Задачи:

Развивать свойства сосредоточенности и распределения произвольного внимания детей.

Воспитывать интерес к занятиям.

Оборудование: Листы бумаги на каждого ребенка с изображением фигур в клетках.

План занятия

  1. Организационный момент. Приветствие детей друг с другом.
  2. Основная часть занятия.

Приход Незнайки. (Незнайка приносит карточки с изображением геометрических фигур в клетках).

- Ребята, мне прислали конверт с письмом и карточки, помогите разобраться. Чтение письма. Объяснение работы с карточками. Все квадраты вы вычеркиваете косой линией слева направо, а треугольники вычеркиваете крест-накрест. Работа детей с карточками. Время выполнения пять минут.

Игра «Картинка».

Детям нужно составить рассказ по картинке. Один начинает рассказ, говорит предложение, следующий повторяет его предложение и говорит свое предложение. Надо составить не меньше пяти предложений.

Упражнение «Запомни движение»

Один ребенок показывает движение, состоящее из трех, четырех действий. Все повторяют эти движения в том же самом порядке и наоборот.

  1. Заключительная часть занятия. Прощание с Незнайкой.
  2. Итог и анализ занятия

Занятие 4

Цель: Продолжить учить детей быстро и внимательно обращать внимание на окружающие предметы, давать их точное описание.


Развивать объем внимания, наблюдательности.

Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе занятия.

Оборудование: Пять предметов.

План занятия

  1. Организационный момент. Приветствие. Установка на внимание. Сообщение темы и цели занятия.
  2. Основная часть занятия

Группа делится на две команды. Выбираются капитаны. Команды становятся спинами друг к другу. У каждой команды на ее столе стоят разные предметы. Один представитель от команды, по сигналу подходит к столу противоположной команды, и в течении восьми секунд рассматривает, что стоит на столе другой команды. Затем рассказывает своей команде, что там видел. Затем предметы меняются и выбираются другие представители команд.

Игра «Тропинка»

Все становятся за ведущим. Участники идут змейкой по тропинке, причем ведущий переходит воображаемые предметы, препятствия, перепрыгивает через воображаемые рвы, а остальные повторяют его движения. По хлопку, ведущий становится в хвост змейки, а следующий- становится ведущим и т.д. Выигрывает та команда, которая ни разу не ошиблась при выполнении задания во время похода по тропинке.

Игра «Искатель»

Один играющий из команды выходит из комнаты. На видное место кладется маленький предмет. Искатель приглашается в комнату. Он может сделать только один круг по комнате. Если он нашел взглядом предмет, то перекладывает предмет для следующего искателя из другой команды. Выигрывает та команда, которая меньше сделает ошибок, искатели которой оказались внимательнее.

  1. Заключительная часть занятия.
  2. Итог и анализ занятия.

Занятие 5

Цель: Развитие умения зрительно запоминать воображение. Внимательно составлять рассказ.

Развивать свойства концентрации, распределения, переключения, устойчивости и объема произвольного внимания детей.

Воспитывать интерес к занятию.

Оборудование: Шесть предметов, две карточки по количеству детей, карточки с изображением фигур, картинка.

План занятия

  1. Организационный момент. Приветствие. Установка на внимание. Сообщение темы и цели занятия.
  2. Основная часть занятия.

Игра «Чего не стало»

На стол кладутся шесть предметов. Дети смотрят в течении восьми секунд, затем все накрывается и дети должны перечислить все предметы, стоящие на столе, называя их цвет, форму, величину.

Работа с раздаточным материалом. Найти на карточках пять отличий.

Игра «Все наоборот»

Водящий выходит вперед и показывает, какое- либо движение, а остальные делают наоборот. Если водящий поднимает руку, то остальные должны ее опустить, повернется направо- остальные налево.


Кто ошибается, выходит из игры. Выиграет тот, кто не ошибается.

Игра «Картинка».

Составление рассказа по картинке. Первый играющий говорит слово, следующий повторяет слово предыдущего и говорит свое слово и т.д., так получается рассказ по картинке.

Работа с раздаточным материалом.

Детям раздаются карточки, на которых изображены кружки и флажки. Дается словесная инструкция. Все кружки зачеркнуты прямой линией, а флажки подчеркнуть снизу.

Игра «Светофор».

Детям нужно совершать движения в соответствии с цветовым сигналом.

Во время показа карточки зеленого цвета, они совершают движение вперед. Желтой карточки- приготовиться, красной карточки- стоять на месте. Им нужно быть внимательными при выполнении правил игры.

  1. Заключительная часть занятия
  2. Итог и анализ занятия

Заключение

Настоящая работа посвящена практическому исследованию роли дидактической игры в развитии произвольного внимания дошкольников.

Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно оно делает наши психические процессы полноценными. Придавая определенную окраску психическим процессам, оно характеризует поведение человека, его направленность, стремление.

Проблема развития произвольного внимания у детей актуальна на сегодняшний день, так как правильное и своевременное его развитие снимает возможность будущих трудностей в различной деятельности.

Существуют пять основных свойств внимания, которыми обладает человек: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение и объем внимания. И их необходимо развивать.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизвольное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребенка предметами, Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиваться на задании, даже если оно не очень интересно.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.


И наконец, это игры, помогающие подготовить ребенка к школе. Это игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Можно утверждать, что в умственном развитии важную роль играет произвольное внимание, но развивать его помогают дидактические игры.

В ходе написания работы были подобраны система дидактических игр по коррекции развития произвольного внимания детей дошкольного возраста.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, материал данной работы может быть использован воспитателями дошкольных учреждений при планировании работы по развитию произвольного внимания детей дошкольного возраста.

Список используемых источников

  1. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Издательский центр Академия, 2006. – 320 с
  2. Башаева, Т.В. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника [Текст] / Т.В. Башаева, Н.Н. Васильева и др. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 480 с.

Богуславская, З.М. Развивающие игры [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 207 с

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. – М. : Просвещение, 2004. – 349 с.
  2. Воронин Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности. -М.: Просвещение, 1977.- 74с.

Выготский, Л.С. Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. – М. : Просвещение, 2006. – Т 4. – 537 с.

Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. - №6. – С. 62-68.

Выготский, Л.С. О роли игры в психическом развитии ребенка // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 324-326. — URL https://moluch.ru/archive/138/38773/ (дата обращения: 26.04.2019).

  1. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: [Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов] / М. В Гамезо, Е. А Петрова, Л. М Орлова.  М.: Педагогическое общество России, 2003.  С.55
  2. Дыбина, О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М.: Педагогическое общество России, 2008. – С.17
  3. Добринская Е.И. Соотношение искусства и игры как эстетическая проблема: Автореф. дис. .. канд. филос наук - Л 1975.- 22с
  4. Игры народов СССР: Сборник материалов / Сост. В.Н.Всеволодовский-Гернгросс и др. М.; Л. 1933..
  5. Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе [Текст] / Под ред. Глозман Ж.М. – М. : В. Секачев, 2006. – 96 с.
  6. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. – М. : Просвещение, 2005. – 315 с. 48.
  7. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества [Текст] / В.С. Мухина. – М. : Просвещение, 2008. – 488 с.
  8. Немов Р.С. Психология, книга 2. М.: Просвещение, 1995, С.393
  9. Обухова, Л.Ф. Детская психология [Текст] / Л.Ф. Обухова.– М. : Вита-Пресс, 2005. – 387 с.
  10. Практическая психология образования [Текст] : учеб. пособие / под ред. И.В. Дубровиной. – СПб. : Питер, 2004. – 592 с.
  11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. Том 2 [Электронный ресурс] / Все для студента // Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1725977/
  12. Салмина, Н.Г. Методика диагностики и коррекции произвольности в дошкольном и младшем школьном возрастах [Текст] / Н.Г. Салмина, О.Г. Филимонова. – М. : Просвещение, 2009. – 142 с.
  13. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду [Электронный ресурс] / Все для студента // Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/242806/
  14. Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр : пособие для учителя-дефектолога [Текст] / Е.А. Стребелева. – СПб. : Владос, 2014. – 256 с.
  15. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [Текст] / Г.А. Урунтаева. – М. : Академия, 2003. – 180с.
  16. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.А. Урунтаева. – 5-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
  17. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А.Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М. : Просвещение, 2005. – 291 с.
  18. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Электронный ресурс] / Все для студента // Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/420436/
  19. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пос. для студентов вузов [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М. : Академия, 2008. – 383 с.
  20. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М. : Владос, 1999. – 360 с.
  21. Эльконин, Д.Б. Развитие личности ребёнка-дошкольника [Текст] / Д.Б. Эльконин // Психология личности и деятельности дошкольника. – М. : Просвещение, 1965. – С. 254-293.
  22. Эльконин, Д.Б. Психология игры. «Высшая школа»/ Д.Б. Эльконин . М., 1999. С13.