Файл: «Роль дидактической игры в развитии произвольного внимания дошкольников».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

http://www.p-lib.ru/pedagogika/pedagogika_selivanov

http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/konsultatsii

Приложение А

Программа коррекционно-развивающей работы по развитию произвольного внимания дошкольников

Цель: повышение уровня развития произвольного внимания, снижению отрицательных эмоциональных проявлений и развитию волевого самоконтроля.

Основные задачи:

  1. Обучение приемам самораслабления, снятие психоэмоционального напряжения.
  2. Развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, творческих способностей, воображения.
  3. Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями.

Этапы программы:

    • Развитие восприятия, наблюдательности, крупной и мелкой моторики.
    • Развитие произвольной памяти, внимания и логического мышления.

Основные методы развития и коррекции:

  1. Этюды.
  2. Игры с правилами: словесные, подвижные.
  3. Дидактические, развивающие игры.

Для наиболее успешной реализации поставленной цели необходимо взаимодействие с семьей по следующим направлениям:

  • Консультирование родителей по вопросам развития дошкольника;
  • Совместная деятельность;
  • Отслеживание динамики уровня развития познавательных способностей.

п/п

Задачи занятия

Методы и приемы

Материалы к занятию

1.

Развитие умения быстро сосредотачиваться; снятие психоэмоционального напряжения;

1.Игра «Что слышно?»

2. Психомышечная релаксация «Волшебная поляна».

3. «Волшебные цветы». Складывание фигур цветов с опорой на образец.

4. Психомышечная гимнастика «Давай понюхаем цветок!»

Проектор светоэффектов

«Чудо цветики»

2.

Снятие психоэмоционального напряжения;

преодоление двигательного автоматизма, развитие внимания; формирование навыков ориентировки в пространстве.

1. Психомышечная релаксация «Волшебная поляна».

2. «Волшебные цветы». Складывание фигур цветов по описанию и с опорой на образец.

3. Игра «Бабочки».

4. Психомышечная тренировка «Давай попьем водицу!»

5. «Цветочная поляна»

Выкладывание цветов из цветных шнурков на коврографе.

Световой проектор «Луч», магнитофон

«Чудо цветики»

Магнитофон с аудиозаписью

«Ларчик», разноцветные веревочки

3.

Обучение способности: концентрировать внимание на слуховых сигналах; развитие способностей конструирования фигур с опорой на схемы;

формирование навыков ориентировки в пространстве.

1. Игра «Ушки на макушке

2. Психомышечная релаксация «Водопад».

3. Конструирование фигур по схемам «Домики»

4. «Разноцветные дома». Выкладывание домов на коврографе.

5.«Делай то, что я показываю и говорю

Панно «Живая вода»

«Двухцветный квадрат»

«Ларчик», разноцветные веревочки.

4.

Развитие выразительности движений, внимания, логического мышления; преодоление двигательного автоматизма;

1. Психомышечная релаксация «Водопад».

2. Этюд «Тише!».

3. Конструирование фигур по схемам «Мышки».

4. Игра «Запрещенное движение».

5. Игра «Ухо-нос».

Панно «Живая вода»

«Двухцветный квадрат»

5.

Развитие воображения и выразительности движений;

преодоление двигательного автоматизма; развитие тактильного ощущения, слухового внимания;

1. Игра «Огонь». Дети имитируют огонь разной величины.

2. Игра «Стоп!».

3. Упражнение «Текстура».

4. «Птицы». Конструирование птиц с опорой на схемы.

5. Упражнение «Погода»

Светильник «Пламя», магнитофон

Кусочки меха, дерева, ткани и т.д.

«Чудо-соты»

6.

Развития умения устанавливать логические связи; Формирование навыков определять расположение предметов; развитие выразительности жестов.

1. Психомышечная релаксация «Путешествие».

2. Игра «Найди такие же фигуры, как эта».

3. Игра «Вершки - корешки». Дети соотносят фигуры с эталонами.

4. Игра «Что внутри, а что снаружи».

5. Этюд «Возьми и передай».

«Шар» со звуками природы

Логические блоки Дьенеша.

«Лого формочки»

7.

Развитие наблюдательности;

Формирование умения устанавливать логические связи;

развитие мелкой моторики рук.

1. Упражнение «Путешествие».

2. Игра «Нос - ухо».

3. Игра «Перекрестки». Дети соотносят фигуры с эталонами.

4. Пальчиковая гимнастика «Солим капусту». Дети, проговаривая слова, выполняют движения.

5. Игра «Подскажи слово».

Шар со звуками природы и запахами.

«Лого формочки»

8.

Развитие навыков выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу;

формирование навыков определять расположение предметов;

1. Психомышечная релаксация «Волшебный цветок».

2. Игра «Чудесный мешочек

3. Игра «Цепочка». Дети из фигур строят цепочку по установке воспитателя.

4. Психогимнастика «Притвора».

5. Игра «Что внутри, а что снаружи».

Светильник «Переливающийся цветок», магнитофон.

Логические блоки Дьенеша.

9.

Развитие умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их; учить по знакам – символам выбирать нужные блоки; преодоление двигательного автоматизма;

1 Психомышечная релаксация «Водопад».

2. Игра «Назови, сколько?».

3. Игра «Житейские истории». Выкладывание из блоков силуэтов зайца, грузовика.

5. Игра «Стоп».

Панно «Живая вода»

Логические блоки Дьенеша

10.

Обучение технике выразительных движений; развитие зрительной памяти, объема кратковременной слуховой памяти.

1. Психомышечная релаксация «Волшебный цветок».

2. Этюды: «Удивление», «Круглые глаза».

3. Упражнение «Запомни картинки».

4. Игра «На что похоже?».

5. Игра «Каскад слов».

Магнитофон, аудиозапись

Игровизор, маркер.

11.

Развивать творческих способностей, слухо-моторной памяти; преодоление двигательного автоматизма;

совершенствование пространственного отношения предметов.

1 Психомышечная релаксация «Путешествие по морю».

2. Упражнение «Море». Путем конструирования изображение сказочных героев.

3. Игра «Логические концовки».

4. Игра «Корабли».

5. Упражнение «Море». Выкладывание морских жителей и кораблей на коврографе.

Шар со звуками природы и запахами (море)

«Чудо – соты»

«Ларчик», разноцветные веревочки.

12.

Развитие произвольного внимания, целенаправленного запоминания и припоминания; формирование навыков выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу;

1. Психомышечная релаксация «Путешествие по морю».

2. Упражнение «Задачка дедушки Юка». Дети делают квадрат, затем разделяют их на разные геометрические фигуры.

3. Игра «Чудесный мешочек».

4. Игра «Кто не на месте?».

5. Психомышечная тренировка «Скульптура

Шар со звуками природы и запахами (море)

Геоконт.

13.

Развитие целенаправленного запоминания и припоминания, внимания, пространственного мышления; увеличение объема внимания; снятие мышечного и эмоционального напряжения.

1. Психомышечная релаксация «Водопад».

2. Игра «В магазине зеркал».

3. Упражнение «Зеркало». Дети строят фигуру по словесному «коду», затем выкладывают ее зеркальное отображение.

4. Упражнение «Выложи кружочки».

5.Психомышечная тренировка «Медведь».

Панно «Живая вода»

Геоконт.

Два набора по пять кружочков одного диаметра, но разного цвета.

14.

Снятие эмоционального и мышечного напряжения; развитие пространственного мышления, воображения памяти;

1. Психомышечная релаксация «Волшебный цветок».

2. Упражнение «Цветок». Дети по схеме делают фигуру, затем придумывают, на что похожа эта фигура.

3. Упражнение «Я загадаю – вместе отгадаем». Дети отгадывают загадки и строят стрекозу, бабочку из блоков.

4. Психомышечная тренировка «Давай попьем водицу

5. Игра «Найди картинку».

Светильник «Переливающийся цветок», магнитофон.

Геоконт.

Логические блоки Дьенеша

Два набора одинаковых картиок

15.

Снятие мышечного напряжения,

развитие умения декодировать информации, произвольного внимания;

1. Психомышечная тренировка «Тряпичная кукла».

2. Игра «Сыщик».

3. Упражнение «Шапка - невидимка». Дети по координатам строят фигуру, дают словесное описание.

4. Игра «Хлопни в ладоши».

5. Игра «Кто первый прыгнет в круг».

Схема комнаты

Геоконт

16.

Снятие мышечного напряжения,

Развитие умения декодировать информацию; внимания, логического мышления;

целенаправленного запоминания и припоминания;

1. Психомышечная релаксация «Путешествие по морю».

2. Игра «Сыщик

3. Конструирование фигур по схемам «Конверт».

4. Игра «Кто не на месте?».

4. Пальчиковая гимнастика «Солим капусту».

5. Построение фигур из палочек.

Шар со звуками природы (море)

Схема комнаты Двухцветный квадрат.

Десять набольших игрушек животных.

17.

Развитие мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков; формирование умения соотносить часть и целое;

1. Игра «Летает – не летает».

2. Упражнение «Сложи узор».

3. «Загадки Хранителя Озера Айс»:

4. Игра «Чудесный мешочек».

5. Психомышечная тренировка.

«Встречаемся, и прощается с улыбкой».

Кубики Б.П. Никитина «Сложи узор»

«Прозрачный квадрат»

18.

Снятие мышечного напряжения,

Развитие аналитического мышления; преодоление двигательного автоматизма;

1. Наблюдение за рыбками.

2. Игра «Мячик

3. Игра «Логический поезд». Дети составляют логические цепочки по признакам предметов.

4. Игра «Стоп!».

5. Психомышечная гимнастика

«Давай понюхаем цветок!».

Пузырьковая колонна с рыбками.

Мяч

Дид. игра «Логический поезд»

Магнитофон с аудиозаписью

19.

Снятие мышечного напряжения; развитие пространственного мышления, воображения;

внимания, координации движения; усиление положительных эмоциональных переживаний.

1. Наблюдение за рыбками.

2. Упражнение «Лодочка». Конструирование фигуры по схеме.

3. Упражнение «Складывание квадрата из частей»

4. Игра «Кто первый прыгнет в круг

5. «Встречаемся, и прощается с улыбкой».

Пузырьковая колонна с рыбками.

Двухцветный квадрат

«Прозрачный квадрат»

20.

Развитие умения быстро сосредотачиваться; воображения и творческих способностей; слухо-моторной памяти;

снятие психоэмоционального напряжения;

1.Игра «Что слышно

2. Упражнение «Волшебная поляна».

3. Упражнение «Зоопарк». Складывание самостоятельно и по схемам силуэты зверей и птиц.

4. Игра «Запомни движение».

5. Игра «Море волнуется

Проектор светоэффектов, магнитофон

«Чудо – соты»

21.

Снятие психоэмоционального напряжения; развитие мышления; познавательной сферы; преодоление двигательного автоматизма;

1. Психомышечная релаксация «Водопад»

2. Игра «Логические концовки».

3. Игра «Второй ряд».

4. Игра «Запрещенное движение».

5. Психомышечная тренировка.

Панно «Живая вода»

Логические блоки Дьенеша

22.

Снятие мышечного и эмоционального напряжения;

Развитие произвольного внимания, пространственного мышления.

1. Психомышечная релаксация «Путешествие по морю».

2. Упражнение «Рыбка». Дети по названным координатам строят «рыбку» и называют ее отдельные фигуры.

3. Игра «Смысловые ряды».

4. Этюды: «Притвора», «Кривляка».

Шар со звуками природы (море)

Геовизор

23.

Развитие творческих способностей; пространственного мышления;

снятие мышечного и эмоционального напряжения.

1. Психомышечная релаксация «Волшебный цветок».

2. Игра «На что похоже?».

3. Упражнение «Магический кристалл». Дети строят кристалл по координатам, закрашивают общую часть и сравнивают по контрольному листу.

4. «Монгольская игра».

5. Психомышечная гимнастика «Давайте понюхаем цветок

Светильник «Переливающийся цветок», магнитофон.

Геовизор

«Монгольская игра»

24.

Развитие познавательной сферы;

снятие мнимых, неадекватных страхов, неосознанно тревоги;

Развитие логики мышления, произвольного внимания;

1. Психомышечная релаксация «Водопад».

2. Игра «Разрезные картинки

3. Этюды: «Страх», «Гроза».

4. Упражнение «Ответь на вопросы».

5. Игра «Хлопни в ладоши».

Панно «Живая вода»

Предметные или сюжетные картинки.

25.

Развитие целенаправленного запоминания и припоминания;

снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения, фантазии; развитие объема кратковременной слуховой памяти.

1. Наблюдение за рыбками.

2. Игра «В магазине зеркал».

3. Психомышечная тренировка «Скульптура

4. Упражнение «Улыбка».

5. Игра «Каскад слов».

Пузырьковая колонна с рыбками.


Психологическая характеристика детей

Характерной особенностью внимания ребёнка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям.

Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Следовательно, оно является непроизвольным.

Появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чтобы совершенствовать способность дошкольника к саморегуляции своей познавательной активности, необходимо:

1. развивать все его познавательные способности (мышление, восприятие, память, воображение),

2. тренировать способности к сосредоточению сознания (переключаться с одного предмета на другой, развивать устойчивость внимания, совершенствовать объем внимания).

6 – 7 летнем возрасте, когда процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения, развивается произвольное внимание. Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом 10 – 15 минут. Шестилетки в 3 – 4 раза реже, по сравнению с детьми трех лет, отвлекаются на посторонние объекты.

Устойчивость внимания зависит от индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые.

Развитие познавательных способностей ребёнка, тренировка сосредоточенной деятельности ребёнка позволят развивать произвольное внимание, все его свойства. Хотя следует отметить, что избирательность внимания не нуждается в особом развитии, так как представляет собой проявление потребностей, интересов, желаний и влечений личности.

  1. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография – М.: Педагогическое общество России, 2008. – С.17

  2. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: [Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов] / М. В Гамезо, Е. А Петрова, Л. М Орлова.  М.: Педагогическое общество России, 2003.  С.55

  3. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М., 2011. - 207 с

  4. http://www.p-lib.ru/pedagogika/pedagogika_selivanov/selivanov57.html

  5. Эльконин, Д.Б. Психология игры. «Высшая школа»/ Д.Б. Эльконин . М., 1999. С13.

  6. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 324-326. — URL https://moluch.ru/archive/138/38773/ (дата обращения: 26.04.2019).

  7. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 324-326. — URL https://moluch.ru/archive/138/38773/ (дата обращения: 26.04.2019).

  8. Давидчук А.Н. «Обучение и игра» [текст].-М. 2006.

  9. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. [текст].-М., 1982.

  10. http://studentlib.com/chitat/kursovaya

  11. Воронин Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности. -М.: Просвещение, 1977.- 74с.