Файл: Налоговый учет по налогу на имущество организаций (Понятие налога на имущество. Налогоплательщики и объект налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Налоговая декларация на основании п. 3 ст. 80 НК РФ представляется в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации.

Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика днем ее представления считается дата ее отправки (п. 4 ст. 80 НК РФ).

В обязательном порядке налоговые декларации представляются в налоговый орган по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации, следующими категориями налогоплательщиков:

  • налогоплательщиками, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
  • вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек;
  • иными налогоплательщиками, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй НК РФ применительно к конкретному налогу[25].

Как отмечено в Письме ФНС России от 30 сентября 2013 г. № ПА-4-6/17542 «О проведении информационно-разъяснительной работы», налоговая декларация в электронной форме может быть представлена только через оператора электронного документооборота. Такой оператор должен являться российской организацией и соответствовать требованиям, которые утверждает ФНС России.

Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются организацией в налоговый орган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации – не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована). Форма сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год утверждена Приказом ФНС России от 29 марта 2007 г. № ММ-3-25/174@.


Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с НК РФ, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Следует отметить, что представлять в налоговый орган декларацию и расчет по авансовым платежам налогоплательщикам необходимо, даже если они пользуются льготой по налогу на имущество и в связи с этим не уплачивают его в бюджет. На это указывает п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. № 148 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации»[26].

Представлять налоговую декларацию, расчет по авансовым платежам налогоплательщикам следует в сроки, установленные п. п. 2 и 3 ст. 386 НК РФ, а именно:

  • налоговую декларацию – не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом необходимо помнить, что если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ);
  • налоговый расчет по авансовым платежам – не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода[27].

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации на бумажном носителе либо передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронной форме – при получении налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (п. 4 ст. 80 НК РФ).

При представлении налоговых деклараций по почте с описью вложения прилагаемых документов, заверенной должностным лицом отделения связи, должностное лицо структурного подразделения, ответственного за делопроизводство, проставляет на титульном листе каждой налоговой декларации (расчета) дату ее направления налогоплательщиком и дату ее поступления в налоговую инспекцию, а также свою подпись.


Дата направления налогоплательщиком налоговой декларации определяется по почтовому штемпелю на описи вложения при отсутствии описи вложения – по почтовому штемпелю, проставленному на конверте. Дата поступления налоговой декларации (расчета) в инспекцию ФНС России определяется по почтовому штемпелю, проставленному на конверте. На это указывает п. 204 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного Приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н[28].

В случае передачи декларации (расчета по авансовым платежам) по ТКС через специализированного оператора связи днем ее представления считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.

Налоговая декларация (расчет) в электронной форме по ТКС считается принятой инспекцией, если налогоплательщику поступила квитанция о приеме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица налоговой инспекции.

Датой получения налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС инспекцией считается дата, указанная в квитанции о приеме (п. 216 Административного регламента Федеральной налоговой службы).

Если налогоплательщик не представит в установленный НК РФ срок налоговую декларацию, то в отношении такого налогоплательщика может быть применена налоговая, административная и даже уголовная ответственность.

Налоговая ответственность установлена ст. 119 НК РФ, согласно которой непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

Штраф предусмотрен и за нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета). Согласно ст. 119.1 НК РФ несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.


Административная ответственность предусмотрена ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в соответствии с которой нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Названная статья применяется в отношении должностных лиц, которые указаны в ст. 2.4 КоАП РФ, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (примечание к ст. 15.3 КоАП РФ). Данные разъяснения содержит п. 2 Письма Минфина России от 7 октября 2011 г. № 03-02-08/108.

К уголовной ответственности на основании ст. 199 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) могут быть привлечены должностные лица организации. В соответствии с указанной статьей уклонение от уплаты налогов и (или) сборов организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается:

  • штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • либо арестом на срок до шести месяцев;
  • либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового[29].

Если это же деяние совершено группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере, то наказывается:

  • штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;
  • либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей. Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.

Если должностное лицо организации впервые совершило преступление, указанное ст. 199 УК РФ, то оно может быть освобождено от уголовной ответственности, но только при условии полной уплаты организацией суммы недоимки, соответствующих пеней, а также штрафных санкций, определяемых в соответствии с НК РФ.

Таким образом, по общему правилу налог на имущество организаций уплачивается авансовыми платежами, если законом субъекта РФ не установлено для некоторых категорий налогоплательщиков право не начислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

Обязательные формы аналитических налоговых регистров для ведения налогового учета по налогу на имущество организаций пока не предусмотрены.

По истечении налогового периода налогоплательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию по налогу на имущество организации (п. 1 ст. 386 НК РФ).

Глава 3. Противоречия организации учета налога на имущество и пути их решения

В настоящее время приковано большое внимание, как государства, так граждан к вносимым изменениям в расчёты по уплате налога на имущество. Основные направления в налоговой политике Российской Федерации указаны в подготовленном в соответствии со статьёй 170 Бюджетного кодекса Российской Федерации ежегодном послании Президента Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, в том числе, по вопросам совершенствования налогообложения имущества, принадлежащего физическим и юридическим лицам. В нём указывается о необходимости «принятия главы Налогового кодекса РФ, регулирующей взимание налога на жилую недвижимость граждан, исчисляемого от рыночной цены объекта недвижимости, предусмотрев при этом такую систему вычетов, чтобы налоговое бремя в отношении малообеспеченных граждан осталось на существующем уровне»[30].