Файл: Понятие и система источников Гражданского права (Понятие источников гражданского права в современной юриспруденции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Часть вторая ГК РФ - "Отдельные виды обязательств" - введена в действие с 1 марта 1996 г.

Часть третья ГК РФ, объединяющая два раздела - "Наследственное право" и "Международное частное право", применяется с 1марта 2002 г.

Часть четвертая ГК РФ - "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации" - в целом действует с 1 января 2006 г.

Структурирование ГК РФ основано на использовании пандектной системы права, предполагающей, в частности, деление правовых норм на общие и специальные, а также строгую иерархию нормативных актов.

Общие нормы применимы ко всем (большинству) гражданско-правовым отношениям, специальные - только к конкретным.

В структуре ГК РФ наличие общих положений встречается на разных "уровнях". Они составляют часть первую ГК РФ, выделяются в качестве его разделов, подразделов, глав, параграфов, подпараграфов и даже отдельных статей (например, гл. 6 "Общие положения" подразд. 3"Объекты гражданских прав"; § 1 "Общие положения" гл. 7 "Ценные бумаги".)

Гражданский процессуальный кодекс – Федеральный закон.

Введён в действие с 01 февраля 2003 года.

Является основным источником гражданских процессуальных норм. Иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок гражданского судопроизводства в Российской Федерации, принимаются в соответствии с кодексом и применяются в части, не противоречащей ему. Однако акты конституционного и международного характера доминируют над ГПК РФ, поэтому, в частности правила, содержащиеся в международных договорах, имеют приоритет перед национальными гражданскими процессуальными, если между ними в ходе практического судебного правоприменения обнаруживаются противоречия. На это прямо указывает ст. 1 ГПК РФ и разъяснения, которые даются в постановлении Пленума Верховного Суда РФ по вопросам применения норм международного права и международных договоров.

В кодекс были внесены новые институты: мировой юстиции, приказного производства и заочного производства и другие, существенно модифицированы процессуальные правила.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации состоит из 7 разделов, 47 глав.

Иные акты, содержащие нормы гражданского права (ст.3 ГК РФ)

Подзаконные нормативные правовые акты выступают как разновидность нормативных правовых актов. Они издаются компетентными, уполномоченными законом государственными органами, на основе и во исполнение закона, в целях его дальнейшей конкретизации.


Различные их виды, регулирующих гражданские отношения, также составляют определенную подсистему, в рамках которой каждый её элемент (правовой акт) имеет присущую только ему юридическую силу.

Между тем указы Президента РФ, хотя теоретически признаются подзаконными актами, но такие признаки, как подзаконностъ и процедурностъ, характерны для них в меньшей степени, чем для постановлений Правительства РФ. В то же время признак общегосударственности в меньшей мере характерен для актов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Указ Президента РФ, если он не противоречит ГК или иному федеральному закону может быть принят по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ (ст. 80-90 Конституции РФ), за исключением случаев, когда соответствующие отношения согласно ГК или федеральному закону могут быть урегулированы только законом.

Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. В противном случае такое постановление может быть отменено Президентом РФ.

Гражданско-правовые нормы могут содержаться и в нормативных актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Однако такие нормативные акты могут издаваться только в случаях и пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами. Следует иметь в виду, что ни Конституция, ни ГК не предусматривают принятия актов гражданского права субъектами Федерации - республиками, областями, городами федерального значения.

Локальные нормативные акты юридических лиц некоторые ученые также относят к источникам гражданского права. Они подразделяются на акты, принятие которых санкционировано государством (уставы, положения юридических лиц) и внутренние акты.

Сохранили юридическую силу отдельные правовые акты, принятые еще в СССР. Действуют они, если не были отменены каким-либо нормативным актом и если не противоречат законодательству Российской Федерации (в качестве примера можно привести «Положение о переводном и простом векселе»).

Правовой обычай.

Так как Российское гражданское право принадлежит романо-германской правовой семье, то правовой обычай может быть "в дополнение к закону" (если существует наряду с законом, не противоречит ему, дополняет и разъясняет его положения и используется благодаря прямой или подразумеваемой отсылке закона), "против закона" (если существует наряду с законом и, находясь в диссонансе с ним, формулирует самостоятельную норму, отличающуюся от нормы закона) и "кроме закона" (если устанавливает норму в условиях отсутствия законодательного регулирования.


В условиях отсутствия единого мнения о признаках правовых обычаев ключевым все же считают государственное санкционирование, превращающее однообразное и устойчивое правило в норму права, которое обеспечивается отсылкой правила нормативно-правового акта к обычаю.

ст.5 ГК РФ: 1. Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. 2. Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Именно в связи с переходом к рыночной экономике повышается удельный вес обычая в регулировании имущественных отношений.

В таком качестве могут выступать правила поведения, не предусмотренные действующим законодательством, но сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности. Документарная фиксация обычая не имеет правоустанавливающего значения.

В частности, ст. 309 ГК РФ устанавливает, что к обязательственным правоотношениям обычаи применимы только при отсутствии соответствующих правил в договоре, законе или иных правовых актах.

Правила гражданского законодательства, закрепляющие приоритет императивной нормы закона или договора над обычаем, не вызывают сомнений. Иная ситуация складывается по поводу соотношения обычая и диспозитивной нормы. В международной практике подчиненную роль играет диспозитивная норма закона, поскольку обычай выступает уже устоявшимся общим правилом, не требующим дополнительного согласования вопроса о его применении сторонами правоотношения. Российский законодатель, решая этот вопрос, отдает предпочтение диспозитивной норме (ст. 309, 421 ГК РФ)[31].

От обычаев следует отличать деловые обыкновения - широко распространенную, но необязательную для сторон практику поведения. Деловые обыкновения представляют собой не правовую норму, а особый способ восполнения содержания воли сторон в конкретном правоотношении, если эта воля не выражена явно. Они становятся регулятором отношений лишь в случае обязательного указания на возможность их применения в соглашении сторон.

Право всегда пронизано традицией своего усвоения и применения во внутрисемейном и ином родственном общении, в религиозных обрядах и светских церемониях, в повторяющихся по аналогии судебных решениях, в конституционном праве и в конституционно-правовых обычаях. Например, текст ст.82 гл.4 Конституции РФ от 1993г., который представляет из себя присягу президента страны в присутствии членов главных законодательных и судейских органов, также как в глубокой древности князья целовали крест на княжение, говорит о том, что и публичное право не обходится без правовых обычаев.


На сегодняшний день это исчерпывающий список источников норм права.

Представляется, что процесс построения правового государства в нашей стране предполагает необходимость критической переоценки системы источников права с точки зрения возможности включения в нее правовой доктрины, принципов права, судебной практики (прецедента)»[32].

Принципы права выступают источниками права практически во всех правовых системах. В романо-германской правовой системе допускается обоснование судебного решения в случае пробелов в праве общими правовыми принципами. Как уже указывалось, Гражданским кодексом РФ установлено, что при применении аналогии права необходимо опираться на принципы разумности, справедливости и добросовестности.

В качестве принципов права нередко используются правовые аксиомы, например: «нельзя дважды предъявить иск по одному и тому же делу»; «решение спора между двумя лицами не должно вредить третьему лицу»; «пусть будет выслушана и другая сторона»; «суд должен быть справедливым».

Правовая доктрина должна также использоваться в качестве источника при внесении изменений в действующее законодательство.

Особое положение среди актов судебной практики занимают решения Конституционного Суда РФ.

Согласно ст. 87 Закона о Конституционном Суде РФ признание нормативного акта или договора, их отдельных частей не соответствующими Конституции РФ, т. е. неконституционными, служит основанием для отмены этого акта, а сам акт не подлежит применению судами и другими государственными органами. Тем самым решения Конституционного Суда РФ служат источником права, так как выступают основанием для изменения, отмены акта или для принятия нового акта. Кроме того, Конституционный Суд РФ имеет право официального толкования конституционных норм. Постановления Конституционного Суда РФ приобретают общеобязательное значение, вступают в силу немедленно после их оглашения и не подлежат отмене и обжалованию. Фактически Конституционный Суд выступает в роли своеобразного законодателя, поскольку его решения вызывают изменения в законодательстве.

В России доктрина в качестве источника российского права официально не признается, однако фактически им является. В научной литературе по поводу признания за юридической доктриной статуса источника права нередко высказываются полностью противоположные точки зрения, и единого мнения по данному вопросу в российской науке нет.


Роль правовой доктрины проявляется в создании конструкций, понятий, определений, которыми пользуется правотворческий орган.

В настоящее время ссылки на труды выдающихся юристов встречаются в судебных решениях, но скорее в качестве дополнительной аргументации. Судьи высших или международных судов, выражая своё особое мнение, зачастую ссылаются на труды известных правоведов. А в судебные заседания приглашают учёных-юристов для дачи экспертных заключений.

Судебная практика (прецедент) – роль прецедента оформляется в правовом регулировании: через постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, дающих обязательное разъяснение по вопросам применения закона.

Определения и постановления Конституционного Суда РФ: в ГПК РФ и АПК РФ закреплено правило, по которому нижестоящие суды обязаны руководствоваться позицией высших судов, выработанных при рассмотрении конкретных дел и оформленных Постановлением Президиума.

Заключение

Мы живем в уникальном историческом периоде, когда свободно можно прочитать труды выдающихся юристов и России, и Европы, и других стран. Узнать различные взгляды на существо права, его источники, осознать его существование и, более того, увидеть его закрепленным, провозглашенным в Основном Законе страны.

Есть в России места, где несколько десятилетий назад пытались забетонировать и заасфальтировать бьющие ключи. Ничего не получилось. Источники разламывали бетон. Теперь в этих местах люди исцеляют раны, лечатся.

Как ни странно, тоже самое произошло в России и с юридической наукой. Трагическое отсутствие не только исследований, дискуссий, но просто разговора на тему права, чрезвычайно, на мой взгляд, деформировало способность понимать, формировать ясные и здравые понятия, задавать нужные вопросы. Наше настоящее определяется моментом, когда начинает разбиваться бетон догм и страхов. Ищущие опору юристы, окунулись в труды по философии права, написанные действительно юристами – философами и историками. Полагаю, что задачей современной юриспруденции и практической и научной является - «прочертить» четкую и охраняемую границу между государством и человеком, между частным и публичным правом, и быть «пограничниками» на этой границе. Еще более важной задачей, мне видится, создание такого юридического сообщества, которое могло бы реализовать действительно независимую судебную власть в нашем строящемся государстве.