Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России (Понятие налогового учета)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Возникновение налогов, становление и развитие финансовой системы и в последующем выделение из нее налоговой системы неразрывно связано с генезисом общества и государственного устройства. Финансовая система России проходила этапы, характерные для любого государства.[1]

Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником формирования бюджета государства, т. к. любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих «подданных» в виде физических и юридических лиц. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержаться структуры обеспечивающие существование и функционирование самого государства.

Налоги платили на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. Так же, с помощью налогообложения государство может вести экономическую политику: изымать в бюджет сверхприбыль, образующуюся в результате монопольного роста цен. Налоги показывают перераспределения доходов граждан, социальной защиты низших слоев общества, выступает регулятором личных доходов населения страны.

Таким образом, целью курсовой работы является рассмотрение основных этапов формировании налогового учета в России.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Дать определение понятию налогового учета;
  2. Изучить историю возникновения налогового учета;
  3. Рассмотрения основных этапов развития налоговой системы в РФ;
  4. Изучит организацию системы налогового учета в России и их особенности;
  5. В зависимости от экономического содержания налогов, объекта налогообложения, уровня представления и использования налоги разделить и изучить по классификациям налогового учета в России.

Поставленные цель и задачи обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, 2 глав и заключения.


В первой главе рассмотрены основные понятия, история возникновения и этапы развитии налогового учета.

Во второй главе, определяются основные понятия системы налогового учета и их классификации.

Для написания курсовой работы были использованы методы научного исследования такие как исторический метод, анализа документов, сравнительного анализа и группировки данных.

В заключении приводятся выводы, которые были получены в результате написания курсовой работы. Завершает курсовую работу список использованных источников.

Глава 1. История развития налогообложения

1. Понятие налогового учета

Налоговый учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о формировании налоговой базы по конкретному налогу путем сплошного, непрерывного и документального учета хозяйственных операций, связанных с исчислением налоговой базы по этому налогу.[2]

Налоговый учет дает представление информации о доходах и затратах предприятия для определения убытка и прибыли. Прибыль, в соответствии с 247 статьей налогового кодекса, выступают суммы поступивших средств, уменьшенные на величину издержек. Расходы в налоговом учете подразделяются на те, которые принимаются в расчет в текущем периоде, и те, которые переносятся на предстоящие. Основные задачи: определение размера обязательных платежей и величины задолженности по отчислениям с прибыли на конкретную дату. Предметом налогового учета является непроизводственная и производственная деятельность организации, при осуществлении которой у нее появляется обязанность по уплате налога.

Формируя систему сбора и обобщения сведений для определения базы налогового учета можно принимать во внимание ряд требований. Налоговый учет должен быть организован так, чтобы информация из первичной документации обеспечивала возможность: непрерывно отражать факты хозяйственной жизни в хронологической последовательности; систематизации событий; формирования показателей декларации по отчислению с прибыли.

Ведение налогового учета входит в обязанность всех компаний, организаций, том числе применяющих специальные налоговые режимы. Оно дает возможность формирования полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения хозяйственных операций. И ведется в специальных формах - налоговых регистрах. А порядок ведения налогового учета должен быть прописан в учетной политике организации для целей налогообложения, которая утверждается приказом (распоряжением) руководителя компании и является основным документом, необходимым для исчисления налогов.


Законодательно определение понятию «налоговый учет» дано только в отношении порядка исчисления налога на прибыль организаций. Согласно ст. 313 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса РФ (гл. 25 введена в действие с 1 января 2002 г. в соответствии с Федеральным законом от 6 августа 2001 г. №110-ФЗ), налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.

В разделе 9 Методических рекомендаций по применению гл. 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. №БГ-3-02/729 (далее также – Методические рекомендации МНС России по применению гл. 25 НК РФ), система налогового учета охарактеризована следующим образом: это особый порядок учета доходов и расходов, момента их признания. Система подразумевает особый механизм учета доходов и расходов для исчисления налоговой базы отчетного (налогового) периода, особый порядок формирования отложенных расходов (т.е. расходы формируют стоимость соответствующего объекта учета, который влияет на налоговую базу последующих отчетных (налоговых) периодов по специальным расчетам (алгоритмам), предусмотренным гл. 25 НК РФ).

Статьей 313 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29 мая 2002 г. №57-ФЗ) также установлено, что на основе данных налогового учета налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода. До внесения Федеральным законом от 29 мая 2002 г. №57-ФЗ изменений и дополнений в гл. 25 НК РФ абз. 1 ст. 313 НК РФ был изложен в следующей редакции: налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если статьями гл. 25 НК РФ предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленного правилами бухгалтерского учета.[3]

Налоговый учет ведется по каждому налогу отдельно, однако цели и правила ведения налогового учета для всех налогов одни.

Целями ведения налогового учета являются:

1) формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчётного (налогового) периода; 2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет;


3) обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги.[4] Налоговый учёт состоит только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации путём её документирования осуществляется в системе бухгалтерского учёта.

Налоговый учет должен содержать информацию о порядке формирования суммы доходов и расходов; доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде; сумму остатка расходов, подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов; сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Налоговый учет нужен для того, чтобы сформировать полную и достоверную информацию о налогооблагаемой базе, контролировать правильность, полноту и своевременность исчисления и уплаты в бюджет налога, обеспечить информацией внутренних и внешних пользователей. Налоговый учет имеет место во всех случаях, когда на налогоплательщиков законодательством о налогах и сборах возложена обязанность ведения учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения. Согласно п. 1 ст. 375 гл. 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ при определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Примером установления ведения налогового учета без использования данных бухгалтерского учета является упрощенная система налогообложения, предусмотренная гл. 26.2 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 346.24 НК РФ налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании Книги учета доходов и расходов. [5]

К способам ведения налогового учета, утверждаемым организацией, относятся:

-Методы оценки отдельных видов активов и обязательств организации;

-Формы аналитических регистров налогового учета;

-Определение налоговой базы и периодичность предоставления отчетности.

-Другие решения, необходимые для организации налогового учета.

Наличие (принятие и формирование) учетной политики обязательно для организаций всех организационно-правовых форм (п. 3 ПБУ 1/2008). Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику в соответствии с ПБУ 1/2008 либо, исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности (п. 1 ПБУ 1/2008). [6]


Учетная политика организации - это обязательный документ, принимаемый организацией, в котором в соответствии с действующим бухгалтерским законодательством закрепляются «внутренние» правила (способы) ведения бухгалтерского учета.

Изложенное выше позволяет утверждать, что налоговый учет имеет место во

всех случаях, когда на налогоплательщиков законодательством о налогах и сборах возложена обязанность ведения учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения.

1.2. История возникновения налогового учета

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Один из основоположников теории налогообложения А. Смит говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает — признак не рабства, а свободы.[4]

Возникновении налога связано с первыми общественными потребностями. С появлением государственного строя возникли первые узаконенные формы налогообложения. Это было связано с необходимостью содержать армию, флот, чиновников порождает создание первых налоговых систем и органов контроля над правильным исполнением государственных приказов. Налоги взымались сначала как продукты, зерно, ткани, драгоценности, участие в военных походах.

При императоре Августе Октавиане (63 г. до н. э. – 14 г.н.э.)., были утверждены поземельные налоги, налоги на недвижимость, скот, рабов и другие ценности. Устанавливался строгий государственный контроль с целью более справедливого распределения налогов и увеличения их отдачи. Уже тогда был составлен кадастр, содержавший данные о землевладельцах, производилась перепись имущественного состояния граждан. К этому времени относится и появление налога с оборота — при торговле рабами необходимо было уплатить 4% от суммы продажи. Многие формы древних налогов сохранились, правда, в несколько видоизмененном виде, до наших дней.

Главным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например налог на количество фруктовых деревьев, включая виноградные лозы. Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь, ценности. Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать. Существовали и косвенные налоги, а именно налог с оборота обычно по ставке 1% особый налог с оборота при торговле рабами по ставке 4% и налог на освобождение рабов по ставке 5% от их стоимости. Налогом с наследства облагались лишь граждане Рима. Налог носил целевой характер, полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных солдат.