Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России (Понятие налогового учета)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов. Среди них: поземельный налог; подушная подать, налоги на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов, заплатив который можно было освободиться от воинской повинности, пошлина на продажу товаров (обычно ее ставка составляла 10 - 12,5%), пошлина на выдачу государственных актов и т.д. [3].

Широко практиковались в Византии чрезвычайные налоги: на строительство флота, содержание воинских контингентов и пр. Но обилие налогов не привело к финансовому процветанию Византийской империи. А из-за чрезмерного налогообложения произошло сокращение налоговой базы, финансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства.

Налоговая система на Руси стала складываться с объединением Древнерусского государства с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдьем» когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками — уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой мужской души и со скота. В результате, взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина взималась за провоз товаров через горные заставы, за перевоз через реку, за право иметь склады, за право устраивать рынки. В середине XVII в. была установлена единая пошлина для торговых людей – 10 денег (5 копеек) с рубля оборота.

К концу XV века объединение русских земель существенных изменений не произошло. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода. Обложением налога населения занимались территориальные приказы. В силу этого финансовая система России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана.

В конце XVII в. и продолжившийся до конца XVIII в., характеризуется существенными экономическими и общественными изменениями и, как следствие, изменениями в налогообложении. Налоговая ставка постоянно росло, это связана с развитием социальной инфраструктуры, что требовало поступления все большего количества денег в государственную казну. Именно в тот период была создана классификация, были введены понятия прямых и косвенных налогов. Появился первый акцизный сбор: деньги взимались за все ввозимые в город и вывозимые за его пределы товары.


Барщина, оброк, дань, пошлины за провоз товаров — все эти виды налогов были характерны для натурального хозяйства, крепостного строя. Иван III ввел денежные налоги, прямые и косвенные. Основной налог — подушный — взимался с посадских людей и крестьян, было также введено множество сборов на содержание различных подразделений и государственных войск. Иван III понимал, что необходимо ввести отчетность по налогам, но стройной системы ему создать не удалось. В этом преуспел Алексей Михайлович (1629-1676 гг.). Он создал Счетную палату, которая обязана была следить за своевременной уплатой налогов. Частые войны заставляли царя увеличивать поборы, что породило бунты и крестьянские восстания. При Петр I характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, большого строительства, крупномасштабных государственных преобразований. И возникли дополнительные налоги , вызывающих недоумение и возмущение у крестьян (например, налог на бороды). При Петре также возникли гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков (десятая часть доходов от их найма), налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. Продолжила совершенствовать систему налогообложения Екатерина II. В годы ее правления косвенные налоги стали давать больше прибыли бюджету, чем прямые. Именно в конце XVIII в. закладывались основы современного государства, проводящего активную экономическую, в том числе финансовую и налоговую, политику. Это касается, как стран Западной Европы, так и России.

В 1881-1885г.г. в России была проведена налоговая реформа, были отменены соляной налог и подушная подать, проведена реорганизация системы сбора налогов и введены некоторые новые налоги. В России прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными. [7]

В XIX в. количество налогов в налоговых системах большинства стран уменьшается, 9—79 гг. н.э. возрастает роль законодательства при их установлении и взимании. После Первой мировой войны закладывается конструкция современной налоговой системы. В начале 80-х гг. XX в. во всех ведущих индустриальных странах мира были проведены масштабные налоговые реформы, направленные на гармонизацию налоговых систем западноевропейских стран, упрощение структуры налогов, сокращение налоговых льгот и бюджетного дефицита[8] .

Государство берёт в свои руки все функции установления и взимания налогов, т. к. правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти играют роль помощников.


1.3. Этапы становления налогового учета в Российской Федерации

Современная система налогового учета относительно недавнюю историю.

С момента появления в российском финансовом законодательстве первых элементов налогового учета, и до наших дней данная специализированная система прошла несколько этапов своего становления и развития.

Перестройка экономики России в соответствии с принципами рыночного хозяйствования неизбежно вызывает качественную реструктуризацию всей финансовой системы страны, отношений между государством и налогоплательщиками.

Реформирование и усиление фискальной направленности современной системы налогообложения в Российской Федерации способствовало возникновению налогового учета как системы обобщения информации для определения налоговой базы в целях исчисления налогов в организациях.

Постоянно развивающиеся концепции организации финансовых потоков между организациями и бюджетной системой требуют стабильных и неизменных принципов формирования учетных данных отчетности. Поэтому их основа - правила получения, обработки и предоставления деловой информации её пользователям должна действовать постоянно.

В этой связи особую значимость приобретает проблема адекватного сочетания принципов и порядка сосуществования системы бухгалтерского и налогового учетов. Приоритетной становится необходимость идентификации элементов системы ведения учета и составления отчетности для целей налогообложения, планирования и прогнозирования деятельности организации. [9]

Рассмотрим подробнее особенности и отличительные черты каждого этапа формирования налогового учета в России 1 этап - с 1 января 1992 года по 3 декабря 1994 года;

I этап (начальный) продлился с 1.01.1992 по 2002 года. До проведения российской налоговой реформы конца 1991 года существующая в тот период система бухгалтерского учета была полностью подчинена решению налоговых задач.

Однако с 1 января 1992 года, т.е. с момента введения в действие новой налоговой системы России, стали появляться отдельные элементы налогового учета. Согласно п. 5 ст. 2 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (в ред. от 27.12.1991) было впервые предусмотрено, что «для предприятий, осуществляющих прямой обмен или реализацию продукции, работ и услуг, по ценам ниже себестоимости, под выручкой, для целей налогообложения, понимается сумма сделки, которая определяется исходя из рыночных цен реализации анало-8 гичной продукции». Таким образом, выручка стала определяться не по цене реализации, а по мифической среднерыночной цене, независимо от того, была ли фактическая цена реализации выше или ниже фактической себестоимости. В результате возникло первое отличие налогового и бухгалтерского учета, введенное в действие. Кроме того, уже в этот период для целей налогообложения и для целей бухгалтерской отчетности стали использоваться специализированные показатели. Так, если показатель прибыли, полученной организацией за отчетный период, отражаемый по строке 090 «Отчеты о финансовых результатах и их использовании» (форма №2), имел наименование «Балансовая прибыль или убыток», то по строке 1 «Расчета налога от фактической прибыли» показатель прибыли уже имел иное наименование − «Валовая прибыль». Согласно приложению № 4 к инструкции ГНС РФ от 6 марта 1992 г. №4 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль организаций», валовая при быль, отражаемая по строке 1 расчета, определяется исходя из прибыли по бухгалтерскому учету с учетом ее уменьшения (увеличения) при расчете результата от сделок по реализации продукции по цене не выше себестоимости. [10]


В эти года были разработаны программы по поддержке малого бизнеса, предоставлена возможность осуществлять предпринимательскую деятельность физическим лицам — индивидуальным предпринимателям. Действует система налоговых вычетов, дающих возможность гражданам получить компенсацию при покупке недвижимости и имущества, затратах на образование и лечение. Реформы последних лет приближают Россию к европейским стандартам налогообложения, но предстояло еще много пересмотреть чтобы налоги уплачивались в полном объеме, но не превышали тот уровень, когда они начинают мешать предприятиям развиваться и заставляют компании искать пути уклонения от начисления и уплаты государственных сборов.

1 января 1994 года были повышены ставки на налог. Многие предприятии начали уклоняться от налоговых выплат. С этим связано беспорядок в налогообложении подрывал стабильность в финансово-бюджетной сфере экономики России, сокращал возможности для государственных инвестиций и финансирования бюджетной сферы, снижал эффективность макроэкономических мероприятий. И каждый раз фирмы находили новые способы противодействия этой политике и продолжали уклоняться от налогов. Это говорит о том, что уровень налогообложения в 1990-е годы был завышенным и неприемлемым для фирм.

В связи с вышеизложенным, в течение трех с половиной лет государственные органы постепенно вводили специальный учет для целей налогообложения.

На этом этапе налоговый учет ни по одному налогу законодательно не закреплен. Налоги исчисляются на основе данных бухучета или отдельных учетных регистров, не относящихся к регистрам бухгалтерского учета, например, книга покупок по НДС. По большинству налогов системы налогового учета не разработаны, существуют только налоговые декларации (расчеты налогов) по некоторым налогам. [9]

Делая выводы, можем отметить:

- на протяжении с 1992 по 2001 - для целей налогообложения прибыли использовались данные бухгалтерского учета и применялась система корректировок бухгалтерских показателей, которая не приводила к лишним трудозатратам, а также не вызывала неясностей у налогоплательщиков и налоговых органов.

-было очень много количество корректировок, подготовка декларации по налогу на прибыль – трудозатратной.

II этап (становления) характеризуется всесторонним развитием налогового учета, разработкой и формированием систем налогового учета по отдельным налогам. Был введен налоговый учет по налогу на прибыль.


1 января 2002 года была введена в действие 25 глава Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций». Самыми существенными чертами налога на прибыль в новой редакции стали:

- «котловой» подход к определению налогооблагаемой прибыли организации, по ряду групп расходов были введены совершенно новые принципы расчета, отличные от бухгалтерского учета.

Это коснулось, прежде всего, амортизационных отчислений, поскольку для целей налогового учета с 1 января 2002 года был введен в действие перечень классификации основных средств, в зависимости от срока их полезного использования. Эта классификация существенно отличалась от используемой в бухгалтерском учете группировки основных средств, согласно постановлению №1072. Что существенно изменилась классификация нематериальных активов в налоговом учете по сравнению с бухгалтерским учетом.

Согласно Федеральному закону 212-ФЗ от 22.07.2010 г. ЕСН отменен. Введены обязательные страховые платежи во внебюджетные фонды. Изменилось не только количество лимитируемых (нормируемых) затрат, но и сами нормативы этих затрат. Что значительно увеличило налоговые ставки. Таким образом, различия в бухгалтерском и налоговом учете, прежде всего, при определении налога на прибыль, стали настолько существенными, что потребовали (в соответствии с законодательством) введения в каждой организации налогового учета и создания специальных налоговых регистров.

На этом этапе существуют как двухуровневые, так и трехуровневые системы налогового учета по всем налогам. Эффективность налоговой системы оценивается в двух плоскостях. С одной стороны, оценивается фискальная составляющая налоговой системы, с другой — ее регулирующая компонента, т. е. воздействие налогов на рыночное поведение производителей и потребителей.

Таким образом, в России действует трехуровневая налоговая система. Такая система присуща большинству государств, имеющих федеративное устройство. Это федеральные; региональные; местные.

Разделение налогов по уровням власти обеспечивает осуществление государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социально-экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях. Создается теоретическая база налогового учета в различных вариантах, один из которых должен быть принят за основу налогового учета по всем налогам России на последующем этапе. Налоговый и бухгалтерский учет на этом этапе еще достаточно сильно связаны, так как при исчислении налоговой базы по многим налогам используются данные бухгалтерского учета. Вводилось единообразное определение обязательств налогоплательщиков, их прав и ответственности, прав налоговых органов, перечень федеральных и местных налогов, порядок их взыскания.