Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Структура ФЗ об ОРД (Характеристика оперативно-розыскных служб).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После Конституции РФ главная роль в правовом регулировании оперативно-розыскной деятельности принадлежит Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности».

К иным федеральным законам, которые составляют правовую основу оперативно-розыскных мероприятий, относится множество законодательных актов:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ;
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ.

Законодательные акты, которые регламентируют деятельность отдельных субъектов оперативно-розыскной деятельности, играют значительную роль в правовом регулировании оперативно-розыскной деятельности, так как закладывают основы разграничения полномочий оперативных аппаратов, определяют непосредственно их задачи и устанавливают права и обязанности.

  1. Закон Российской Федерации «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ;
  2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ;
  3. Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности» от 03.04.1995 г. № 4-ФЗ;
  4. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 г. № 61-ФЗ;
  5. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ;
  6. Закон Российской Федерации «О государственной тайне» от 21.07.1993 г. № 5485-1;
  7. Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1;

Что касается подзаконного уровня правового регулирования, то он охватывает самые разнообразные нормативные акты, включающие в себя акты законодательной, а также исполнительной власти (указы, распоряжения Президента и постановления Правительства РФ, акты палат Федерального Собрания РФ); акты ведомственного, а также межведомственного характера; акты органов местного самоуправления.

Нормативные указы и распоряжения Президента РФ в большей части касаются решения текущих, и организационных, процедурных вопросов.

Итак, акты высшего представительного (т.е. законодательного) органа Российской Федерации - Федерального Собрания принимают постановления, которые помогают урегулировать организационно-технические вопросы.

В порядке реализации данной нормотворческой деятельности различными ведомствами, правомочными осуществлять оперативно-розыскной деятельности, издаются подзаконные нормативные акты в виде приказов, инструкций, наставлений, указаний, а также решений коллегий. Содержание данных актов полностью соответствует требованиям ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», определяет формы данной деятельности, методику и тактику ее практической реализации.


Межведомственное правовое регулирование предусматривает издание актов в порядке осуществления межотраслевых функций и распространяющихся на сферы других ведомств. Фактически данные подзаконные нормативные акты обладают более широкой сферой действия и считаются общеобязательным ведомственным актом. Наиболее часто данные издания осуществляются для успешного взаимодействия субъектов оперативно-розыскной деятельности и решения общих задач борьбы с преступностью.

Таким образом, особое место среди нормативных правовых актов, регулирующих оперативно-розыскную деятельность - занимает Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».

Особенностями или же характерными чертами ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» являются:

  1. закрепление общих правил осуществления оперативно-розыскной деятельности на законодательном уровне;1[18]
  2. усиление значения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности;2[19]
  3. определение общих положений осуществления данной деятельности для всех субъектов оперативно-розыскной деятельности;
  4. положил начало процессу кодификации правовых норм оперативно-розыскной деятельности, а также формированию новой отрасли российского законодательства.3[20]

Структурой действующего ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» является:

  1. преамбула, в которой отражается, что ФЗ определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, которая осуществляется на территории РФ, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий;
  2. глава 1 – содержит в себе общие положения (со ст. 1 по 5). В ней находят нормативное закрепление непосредственно определение оперативно-розыскной деятельности, ее цели, задачи, принципы, а также основы соблюдения прав и свобод человека и гражданина при ее осуществлении;
  3. глава 2 – указывает на проведение оперативно-розыскных мероприятий (ст.6-12). В ней определяется непосредственно перечень оперативно-розыскных мероприятий и устанавливает порядок их проведения;
  4. глава 3 – содержит в себе органы, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность (начиная со ст. 13-16). В данной главе даётся перечень оперативно-розыскных органов, а также условия их деятельности;
  5. глава 4 - определяется содействие граждан органам, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность (со ст.17 по 18). Данная глава излагает систему общих предписаний, которые касаются оснований, а также условий привлечения отдельных лиц к участию в оперативно-розыскной деятельности;
  6. глава 5 – рассказывается про финансовое обеспечение данной деятельности (ст. 19). Настоящей главой регулируется финансирование;
  7. глава 6 – определяет контроль, а также надзор за данной деятельностью (начиная со ст. 20 по 23). В ней соответственно излагается система ведомственного, вневедомственного контроля и организации прокурорского надзора за данной деятельностью. А в ст.23 отражается сам порядок вступления ФЗ в силу, определяются пределы его действия во времени.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 вышеизложенного федерального закона общим условием проведения оперативно-розыскных мероприятий выступает возможность их осуществления на территории РФ, если другое не предусмотрено федеральным законодательством. В данной формулировке изложена позиция законодателя на пределы действия указанного федерального закона в пространстве в соответствии с принципом территориальности. Согласно воле законодателя такие исключения допустимы, что должно быть предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскных мероприятий»).

В ст. 12 уголовного законодательства РФ содержится предписание о действии уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов России. Создание предпосылок для реализации данной нормы подразумевает вероятность осуществления оперативно-розыскной деятельности за рубежом. Данный федеральный закон применяется в исключительной экономической зоне и на пространстве континентального шельфа России. Непосредственно в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено определенное изъятие из принципа его действия в пространстве. В соответствии с ч. 5 ст. 13 оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах «чужие» оперативники вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы Минюста России. По времени действия существуют нормативно-правовые акты неопределенно-длительного времени, к которым относится и ФЗ.

Таким образом, в завершении настоящей главы, необходимо отметить, что на практике существует множество проблем правового регулирования оперативно-розыскной деятельности: на наш взгляд, отсутствует цель реформирования оперативно-розыскной деятельности; с точки зрения действующего законодательства РФ не определены исходные понятия, которые составляют содержание данного вида деятельности; не соответствуют нормы оперативно-розыскных и смежных отраслей законодательства РФ. Для решения данных проблем, необходимо постоянное совершенствование уголовно-правового законодательства РФ в соответствии с жизненными реалиями.

2.Характеристика оперативно-розыскных служб


2.1.Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

В предыдущем параграфе нами были рассмотрены задачи, принципы и нормативно-правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности. Охарактеризуем оперативно-розыскные службы в данной главе.

Итак, на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскной деятельности  предоставляется следующим оперативным подразделениям:

  1. органов внутренних дел Российской Федерации;
  2. органов федеральной службы безопасности;
  3. федеральных органов исполнительной власти в области государственной охраны;
  4. таможенных органов Российской Федерации;
  5. Службы внешней разведки Российской Федерации;
  6. Федеральной службы исполнения наказаний.1[21]

Перечень органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен либо дополнен лишь вышеизложенным федеральным законом. Руководители данных органов определяют перечень оперативных подразделений, которые правомочны осуществлять оперативно-розыскные деятельности, их полномочия, структуру, а также организацию работы.2[22]

В настоящее время органы, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность и относятся к следующим федеральным органам исполнительной власти:3[23]

  1. органы внутренних дел РФ – Министерство внутренних дел РФ;
  2. органы федеральной службы безопасности – Федеральная служба безопасности РФ;
  3. таможенные органы РФ – Федеральная таможенная служба;
  4. федеральные органы государственной охраны – Федеральная служба охраны РФ.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами РФ («О полиции», «О федеральной службе безопасности» и многие другие).

Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскных мероприятий в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.

Обратимся к материалам судебной практики. Так, гражданин Р.Ш. Капкаев, незаконно хранил при себе без цели сбыта для личного употребления вещество, которое содержит в своем составе наркотическое средство в значительном размере массой не менее 0, 35 грамма до момента обнаружения и изъятия сотрудниками полиции. Гражданин Р.Ш.Капкаев был задержан сотрудниками полиции. Впоследствии в период времени «при проведении оперативн-розыскных мероприятий УМВД России, а именно в ходе проведения личного досмотра Р.Ш.Капкаева, в присутствии понятых, из правого внешнего кармана куртки, одетой на нем, был изъят пакет из бесцветного прозрачного полимерного материала с застежкой «зиппер», в котором находился пакет с порошкообразным веществом светло-бежевого цвета.1[24]


Так, суд, рассмотрев материалы дела, признал Радика Шамильевича Капкаева виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 228 УК РФ и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 35.000 (тридцать пять тысяч) рублей.1[25]

Из приведенного примера материалов судебной практики следует, что при проведении оперативно-розыскных мероприятий участвуют вышеперечисленные органы, в данном деле участвовали органы внутренних дел (Управление органов внутренних дел).


2.2.Оперативно-розыскные мероприятия: понятие и виды

Отметим, что оперативно-розыскные мероприятия представляют собой проводимые при осуществлении оперативно-розыскной деятельности  действия, исчерпывающий перечень которых определен непосредственно федеральным законодательством об оперативно-розыскной деятельности; соответственно это структурные элементы оперативно-розыскной деятельности, которые в своей совокупности образуют оперативно-розыскную деятельность.2[26]

Так, перечень оперативно-розыскных мероприятий (может быть изменен либо дополнен исключительно федеральным законом).

  1. Опрос.
  2. Наведение справок.
  3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
  4. Проверочная закупка.
  5. Исследование предметов и документов.
  6. Наблюдение.
  7. Отождествление личности.
  8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.3[27]
  9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
  10. Прослушивание телефонных переговоров.
  11. Снятие информации с технических каналов связи.
  12. Оперативное внедрение.
  13. Контролируемая поставка.
  14. Оперативный эксперимент.
  15. Получение компьютерной информации.

В целом, в зависимости от своего содержания, а также порядка их проведения оперативно-розыскные мероприятия следует классифицировать по таким основаниям, как:

  1. в зависимости от отношения к конституционным правам граждан:
  • ограничивающие конституционные права (на тайну переписки, телеграфных сообщений, телефонных переговоров и неприкосновенность жилища) (к примеру, обследование помещений, зданий, сооружений; контроль почтовых отправлений, телеграфных и других сообщений);
  • не ограничивающие конституционные права (другие оперативно-розыскные мероприятия);