Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Структура ФЗ об ОРД (Характеристика оперативно-розыскных служб).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Большинство преступлений совершается в условиях латентности, соответственно, поэтому их раскрытие, а также расследование является трудоемким процессом, который требует координированного сочетания процессуальных, а также оперативно-розыскных действий.[1] Раскрыть такого рода преступления с помощью только одних предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством средств затруднительно, а в некоторых случаях и вовсе невозможно, соответственно следует использовать оперативно-розыскные мероприятия.[2]

Оперативно-розыскная деятельность представляет собой вид деятельности, осуществляемой гласно либо негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 №144-ФЗ, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.[3]

Актуальность темы курсовой работы заключается в необходимости оперативно-розыскных служб осуществляющих правоохранительную деятельность, целью которых считается непосредственно защита жизни, здоровья, прав, а также свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных деяний. На наш взгляд, тема считается весьма актуальной, поскольку для раскрытия преступлений необходимо проведение оперативно-розыскных мероприятий, соответственно необходимо тщательное изучение и рассмотрение нормативно-правовых основ оперативно-розыскной деятельности.

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы изучить правовые основы оперативно-розыскной деятельности, рассмотреть структуру федерального законодательства «Об оперативно-розыскной деятельности».

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также оперативно-розыскной деятельности в целом.

Предметом исследования является комплекс нормативно-правовых актов, регулирующих оперативно-розыскную деятельность в РФ.

Для достижения указанной цели, необходимо решить задачи:

  1. изучить понятие оперативно-розыскной деятельности;
  2. определить задачи, принципы оперативно-розыскной деятельности;
  3. проанализировать правовые основы оперативно-розыскной деятельности;
  4. рассмотреть, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность;
  5. определить оперативно-розыскные мероприятия: понятие и виды;
  6. ознакомиться с правами и обязанностями оперативно-розыскных служб.

Нормативно-правовую основу исследования составили нормативные правовые акты по теме исследования, в том числе Конституция РФ 1993 года, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 №144-ФЗ.

Теоретической основой исследования послужили работы таких авторов, как: А.Г. Маркушин - Оперативно-розыскная деятельность 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата; Е.С. Дубоносов - Оперативно-розыскная деятельность 4-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО; Халиков, А.Н. - Оперативно-розыскная деятельность. Учебник и др. Данные источники являются надежными, поскольку не являются публикациями желтой прессы и сети Интернет, а являются учебниками, учебными пособиями и научными статьями.

1.Общие положения оперативно-розыскной деятельности

1.1.Понятие оперативно-розыскной деятельности

В соответствии со статьей 1 Закона об оперативно-розыскной деятельности определено, что оперативно-розыскная деятельность является видом деятельности, который осуществляет гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения

безопасности общества и государства от преступных посягательств.1[4]

Основными черты оперативно-розыскной деятельности являются:

      1. разведывательно-поисковый характер;
      2. перечень субъектов, исчерпывающий;
      3. оперативно-розыскная деятельность ограничивается пределом компетенции органов, ее осуществляющих; 2[5]
      4. два способа осуществления: гласно и негласно;
      5. цель: обеспечить права, свободы, неприкосновенность собственности, жилища и т.п.;
      6. данная деятельность взаимосвязана с уголовно-процессуальными (т.е. следственными) действиями (данные действия осуществляются в различных правовых режимах: а) разная правовая база; б) разные пределы производства ОРМ (до, в ходе, после предварительного расследования) и следственных действий (возбуждение уголовного дела);3[6]
      7. разные результаты действий (т.е. итог следственных действий - доказательства. Оперативно-розыскные мероприятия сведения об источниках фактов, которые могут быть использованы в качестве доказательств после их закрепления процессуальным путем).
      8. оперативно-розыскная деятельность непосредственно связана с частно-детективной, а также охранной деятельностью представляет собой оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическими лицам детективами, которые имеют специальное разрешение в целях защиты прав и интересов своих клиентов. Они не являются сотрудниками правоохранительных органов, а также не вправе проводить оперативно-розыскные мероприятия.

Считаем необходимым отметить то, что оперативно-розыскная деятельность не считается стадией уголовного судопроизводства (т.е. уголовного процесса), а является самостоятельным видом деятельности оперативных подразделений исполнительных органов государственной власти РФ.1[7]

Оперативно-розыскная деятельность отличается от следственной деятельности: ее можно осуществлять негласно, т.е. до возбуждения уголовного дела;2[8] при проведении мероприятий не требуется соблюдения формальностей, обязательных для следственных действий; такая деятельность, как видно из ее названия, носит оперативный характер. Результаты оперативно-розыскных мероприятий во многих случаях являются основаниями для возбуждения уголовного дела и производства следственных действий.3

Таким образом, изученное, позволяет отметить, как свидетельствует практика, наиболее сложные преступления (совершаемые организованными преступными группировками, связанные с коррупцией и др.) невозможно раскрыть посредством лишь следственных действий.

1.2.Задачи, принципы оперативно-розыскной деятельности

Итак, задачами оперативно-розыскной деятельности считаются:

  • выявление, предупреждение, пресечение, а также раскрытие преступлений, установление и выявление лиц, их подготавливающих, совершающих либо совершивших;
  • осуществление розыска лиц, которые скрываются от органов дознания, следствия, суда, уклоняющихся от уголовного-правового наказания, а также розыска без вести пропавших;
  • добывание информации о событиях или действиях (бездействии), которые создают угрозу государственной, экономической, военной либо экологической безопасности РФ;
  • установление имущества, которая подлежит конфискации.1[9]

Наряду с вышеизложенным, необходимо обратить внимание на то, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется организационными мерами:

      1. обеспечение оперативно-тактической готовности к реагированию на сигнал;
      2. организация взаимодействия оперативных, а также следственных подразделений;1[10]
      3. осуществление постоянного оперативного контроля за лицами, которые состоят на оперативном учете;2[11]
      4. осуществление розыска лиц, которые скрываются от органов дознания, следствия и суда; уклоняющихся от уголовного наказания + розыска без вести пропавших лиц: данная система организации процессуальных оперативно-розыскных, а также иных специальных мероприятий, комплексное осуществление которых обеспечивает быстрое обнаружение лиц, установление негативных факторов, которые способствуют их длительному пребыванию на нелегальной территории и укрывательству;
      5. добывание информации о событиях либо действиях, создающих угрозу государству, военной, экономической либо экологической безопасности РФ.

Таким образом, принципами оперативно-розыскной деятельности является следующее:

Оперативно-розыскная деятельность основывается непосредственно на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных, негласных методов и средств.

Как известно из курса конституционного права, принцип законности является общеправовым принципом; а принципы оперативно-розыскной деятельности считаются основополагающими началами, руководящей идеи.

Что касается необходимости сохранения тайны, то она обусловлена рядом причин:

а) потребностью принятия адекватных мер борьбы с преступностью (т.е. преступления в условиях неочевидности); 1[12]

б) конспиративность позволяет избежать необоснованной либо преждевременной компрометации подозреваемых лиц;2

в) сохранение в тайне считается в ряде случаев непременным условием оказания гражданами помощи в раскрытии преступления, а также гарантии соблюдения их конституционных прав и свобод.3

Таким образом, принципами принято считать:

  1. равенства граждан перед законом;
  2. подконтрольности;
  3. ведомственный, парламентарный, а также судебный контроль оперативно-розыскной деятельности, прокурорский надзор;
  4. принцип наступательности (означает, что оперативно-розыскная деятельность должна носить превентивный характер).1

Принцип уважения, а также соблюдения прав и свобод человека и гражданина (также считается общеправовым принципом);

  1. конспирации (специальный отраслевой принцип);
  2. сочетания гласных и негласных методов и средств (специальный отраслевой принцип).

1.3.Правовые основы оперативно-розыскной деятельности (анализ ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»)

Согласно с нормами Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» - правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют непосредственно: Конституция Российской Федерации, данный Федеральный закон, иные федеральные законы и принятые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.2[13]


Органы, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своих полномочий согласно с законодательством РФ нормативные акты, которые регламентируют организацию, а также тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий».3[14]

Из положений данного Федерального закона логически вытекает и определение правовой основы оперативно-розыскной деятельности, под которой принято понимать совокупность законодательных и других нормативных актов, которые регламентируют отношения, возникающие в сфере оперативно-розыскной деятельности.

Итак, правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют довольно таки значительной число нормативных правовых актов, всю совокупности которых условно можно разделить на три большие группы (либо уровни):

  1. Конституционный уровень правового регулирования.
  2. Законодательный уровень правового регулирования.
  3. Подзаконный уровень правового регулирования.

Что касается конституционного уровня правового регулирования, то они составляет исходную правовую базу для определения направленности, а также границ последующего развития и регулирования объекта оперативно-розыскных отношений.

Как известно, высшая юридическая сущность Конституции РФ на данном уровне проявляется двояким образом:

  • ее нормы имеют приоритет над нормами законов, а также подзаконных нормативных актов;
  • сами законы, а также другие акты принимаются предусмотренными Конституцией РФ органами и в установленном ею порядке.

Нормы Конституции РФ закладывают важнейшие принципы отношений как между правоохранительными органами, так и между гражданами в сфере борьбы с преступностью.

К таким принципам, как правило, относятся: признание государством высшей ценностью прав и свобод человека,1[15]равенства всех граждан перед законом,2[16] соблюдение норм международ­ного права в области обеспечения прав человека (ст. 17), обеспечение права на неприкосновенность частной жизни, личную, а также семейную тайну,1[17] на неприкосновенность жилища (ст. 25), гарантии судебной защиты прав и свобод граждан (ст. 46), презумпция невиновности (ст. 49), установление законодательного порядка ограничения основных конституционных прав для достижения общественно значимых целей (ст. 55) и многие другие.

Получается, что в Конституции РФ закреплены полномочия органов государственной власти по принятию законодательных актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью (например, ст. ст. 76, 90, 104, 105 и др.). Ряд норм Конституции РФ напрямую регламентирует условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан. В частности, ч. 2 ст. 23 и ст. 25 предписывают обязательность получения судебного решения в случае необходимости ограничения права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища.