Файл: Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Структура ФЗ об ОРД (Характеристика оперативно-розыскных служб).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. в зависимости от скрытности:
  • оперативно-розыскные мероприятия, которые проводятся как гласно, так и негласно (к примеру, опрос, наведение справок, а также сбор образцов для сравнительного исследования);
  • оперативно-розыскные мероприятия, которые проводятся негласно (например, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи);
  1. в зависимости от использования технических средств (т.е. специальных технических средств, которые предназначены для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности):
  • оперативно-розыскные мероприятия, при проведении которых могут использоваться указанные технические средства (к примеру, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности);
  • оперативно-розыскные мероприятия, при проведении которых указанные технические средства не используются (иные оперативно-розыскные мероприятия);
  1. в зависимости от принадлежности используемых оперативно-технических сил, а также средств:
  • оперативно-розыскные мероприятия, проводимые органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, с использованием сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотиков (к примеру, контроль почтовых отправлений, телеграфных и других сообщений, снятие информации с технических каналов связи);
  • оперативно-розыскные мероприятия, проводимые органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, с использованием собственных сил и средств (другие оперативно-розыскные мероприятия).

2.3.Права, обязанности оперативно-розыскных служб

В данном параграфе необходимо рассмотреть права и обязанности оперативно-розыскных служб.

Правами оперативно-розыскных служб являются:

1) первая группа - изложенные в предписаниях ФЗ «Об оперативно-розыскных мероприятиях»;

2) вторая группа - отраженные в других нормативных актах РФ.

Непосредственно изложенными в Федеральном Законе правами оперативно-розыскных органов являются:

1) предусмотренные в ст. 15 Федерального Закона об ОРД:

  • проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные статьей 6 ФЗ; производить при их проведении изъятие предметов, материалов, а также сообщений и прерывать предоставленные услуги связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни, здоровью лица, а также угрозы государственной, экономической военной, или экологической безопасности РФ;
  • установить на безвозмездной или же возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, которые изъявили согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим данную деятельность;
  • использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору либо устному соглашению служебные помещения, имущества предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилых и нежилых помещений, транспортные средства и иное имущество частных лиц;
  • использовать в целях конспирации документы, которые зашифровывают личность должностных лиц, ведомственную принадлежность учреждений, предприятий, организаций, помещений, подразделений и транспортные средства органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность и личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе;
  • создавать в установленном действующим законодательством РФ порядке учреждения, предприятия, организации, а также подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренные ФЗ;

2) изложенные в других статьях вышеизложенного федерального законодательства РФ:

  • в установленных федеральным законом пределах осуществлять оперативно-розыскную деятельность посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий;
  • отказать в предоставлении запрошенных сведений лицу, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законодательством порядке; 1[28]
  • не предоставлять судье по его требованию оперативно-служебные документы, которые содержат сведения непосредственно о: лицах, которые внедрены в организованные преступные группы; штатных негласных сотрудников органов, осуществляющих данную деятельность; лицах, которые оказывают им содействие на конфиденциальной основе; об организации, а также о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий;
  • не уничтожать по истечении одного года полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, если этого естественно требуют интересы либо правосудие;
  • в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий использовать информационные системы, кино –, видео - и фотосъемку, а также иные технические и другие средства; 2[29]
  • в пределах своих полномочий собирать данные, которые необходимы для принятия решения:

а) о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;

б) о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;3[30]

в) о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности либо о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;

г) об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий;

  • создавать, а также использовать информационные системы и заводить дела оперативного учета;
  • использовать результаты оперативно-розыскной деятельности;
  • представлять оперативно-розыскные документы, которые отражают результаты оперативно-розыскной деятельности, суду (либо судье), прокурору, который осуществляет надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, следователю, а также органу дознания, в производстве которых находится уголовное дело, иным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в порядке, установленных ФЗ;
  • полностью осуществлять на территории РФ оперативно-розыскную деятельность (лишь оперативные подразделения, перечисленные в ФЗ);
  • заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами, независимо от их национальности, гражданства, пола, должностного, имущественного, а также социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений (ч. 2 ст. 17) и т.д.

Перейдем к рассмотрению обязанностей оперативно-розыскных служб. Так, обязанностями является круг возложенных законодателем на них безусловных для выполнения действий, необходимых для достижения целей оперативно-розыскной деятельности и решения ее задач.

Различают две основные группы обязанностей:

1).которые изложены в предписаниях ФЗ;
2) зафиксированные в иных нормативных актах РФ (для органов внутренних дел – в Законе о полиции и т.д.).

Законодательством РФ предъявляются следующие требования к обязанностям оперативно-розыскных органов:

  • все они могут устанавливаться только в открытых нормативных правовых актах (законодательных). Не допускается их определение в закрытых подзаконных нормативных актах, включая ведомственные;
  • все действия данных органов (которые связаны с реализацией обязанностей) будут законны только при условии их направленности на достижение целей, а также решение задач оперативно-розыскной деятельности.

Изложенные в ФЗ обязанности оперативно-розыскных органов. Ими являются две основные группы:

1) предусмотренные в ст. 14 ФЗ «Об оперативно-розыскных мероприятиях». Итак, органы, которые уполномочены осуществлять оперативно-розыскную деятельность, обязуются:

  • принимать в пределах своих полномочий необходимые меры защиты конституционных прав, а также свобод человека и гражданина, собственности и по обеспечению безопасности общества, а также государства в целом;
  • исполнять в пределах своих полномочий поручения непосредственно в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора, а также решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству;
  • содействовать обеспечению в порядке, установленном действующим законодательством РФ, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, которые оказывают содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства и членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств;
  • выполнять на основе, также в порядке, предусмотренных международными договорами РФ, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств;
  • соблюдать правила конспирации непосредственно при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
  • информировать иные российские оперативно-розыскные органы о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, а также оказывать данным органам необходимую помощь;1[31]

2) изложенные в других статьях ФЗ. Оперативно-розыскной орган также обязан:

  • соблюдать пределы своих полномочий при проведении оперативно-розыскной деятельности;
  • в процессе рассмотрения уголовных дел в суде доказывать обоснованность отказа в предоставлении сведений лицу, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке;
  • предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предъявлении которых было отказано заявителю;
  • за три месяца до дня уничтожения материалов, которые отражают результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения, уведомить об уничтожении соответствующего судью;
  • при нарушении органом (т.е. должностным лицом), который осуществляет оперативно-розыскную деятельность, прав, а также законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган согласно с российским законодательством обязан принять меры по восстановлению данных прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда;
  • в течение 48 часов с момента начала проведения так сказать «экстренного» оперативно-розыскного мероприятия служба, его осуществляющая, обязана получить непосредственно судебное решение о проведении такого мероприятия или прекратить его проведение;
  • представить суду (или судье), прокурору, который осуществляет надзор за законностью данной деятельности, следователю и органу дознания, в производстве которых находится уголовное дело, иным оперативно-розыскным органам оперативно-служебные документы, отражающие результаты деятельности, в порядке и случаях, установленных ФЗ;1[32]
  • а при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на здоровье, жизнь либо имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим данную деятельность, а равно членов их семей и близких - принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

Наряду с вышеизложенным, считаем необходимым отметить взаимодействие оперативно-розыскных служб, которые осуществляют в целях эффективной борьбы с преступностью в следующих направлениях:

  1. для взаимного обмена информации;2[33]
  2. проведения совместных оперативно-розыскных мероприятий;
  3. оказания помощи при проведении мероприятий иными оперативно-розыскными службами;
  4. для совместного планирования оперативно-розыскной деятельности в целях пресечения, выявления, раскрытия, а также предупреждения преступлений;3[34]
  5. встреч оперативных работников для обмена опытом, обучения и обмена знаниями.

Перейдем к рассмотрению материалов судебной практики. Так, гражданин Абасов А.А. по предварительному сговору, а также в соучастии с лицом, уголовное дело, в отношении которого выделено в отдельное производство, совершил покушение на мошенничество, а именно хищение чужого имущества путем обмана с использованием своего служебного положения, которое не доведено до конца по не зависящим от него обстоятельствам, при следующих обстоятельствах:

Абасов действуя в составе группы лиц по предварительному сговору с лицом, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство, являясь должностным лицом – оперуполномоченным отдела полиции УМВД России по городу Махачкала, в обязанности которого вменено выявлять преступления и условия, способствующие их совершению, исполнять письменные поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, проведении оперативно-розыскных мероприятий, задержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, о производстве иных процессуальных действий, оказывать содействие в их осуществлении, осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом, осуществлять розыск лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, осуществлять розыск похищенного имущества, действуя из корыстных побуждений, имея умысел на хищение чужого имущества, в виде денежных средств, путем обмана, используя свое служебное положение, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя возможность и неизбежность наступления общественно опасных последствий в форме причинения материального ущерба потерпевшему и желая их наступления, совместно с лицом, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство, ввел в заблуждение потерпевшего, что они помогут избежать привлечения к уголовной ответственности его родственника по уголовному делу, возбужденному в отделе по расследованию преступлений на обслуживаемой территории № СУ Управления МВД РФ по признакам преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ по факту кражи автомобильных колес, и потребовал у него за это денежное вознаграждение, тогда как вопросы привлечения к уголовной ответственности в полномочия и лица, уголовное дело, в отношении которого выделено в отдельное производство, не входили. Суд, рассмотрев материалы уголовного дела приговорил гражданина Абасова А.А. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 30 - ч.3 ст. 159 УК РФ и назначить ему наказание 2(два) года лишения свободы. В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное наказание считать условным с испытательным сроком 2(два) года.1[35]