Файл: «Психология профессиональной карьеры: (психологическое сопровождение профессиональной карьеры; отбор, aдaптaция, развитие пepcoнала в организации, развитие пepcoнала и ситуационное лидерство)».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Состояние после сна. Полностью расслабьтесь. Представьте, как отдыхают лоб, брови, ресницы, губы, щеки, расслабляются плечи, руки, ноги, хочется потянуться.

Добрая улыбка. Вспомните приятный момент в своей жизни (лучше из детства и юности). Поднимите кончики губ, сделайте веселые морщинки около глаз, слегка наморщите нос. Сохраните на лице эту мимику.

Ликование. Вскиньте руки как спортсмен, одержавший победу. Ликуйте! Произнесите звуки ликования (конечно, не очень громко).

Луч солнца. Синтез всех предыдущих упражнений. Зевните, улыбнитесь, ликуйте. Вообразите, что лицо озарилось ласковыми лучами солнца. Постарайтесь сохранить это ощущение.

Упражнение очень эффективно: человек начинает ощущать прилив сил, все невзгоды в сторону. Мрачное настроение рассеивается. [12, с. 415]

Согласно йоге, у человека есть семь основных чакр, представляющих собой сгущения внутренней энергии, локализованные в определенных участках тела: промежность, хара (примерно пять сантиметров ниже пупка), солнечное сплетение, грудь, шея (район щитовидной железы), третий глаз, темя. Последовательное возбуждение названных чакр снизу вверх освобождает сосредоточенную в нижней части позвоночного столба анергию, поднимает ее вверх и генерирует жизненную силу — кундалини, дающую человеку возможность раскрыть невиданные доселе силы.[10, с. 503]

Исходное положение. Сидя в позе «лотоса» (можно в кресле или на стуле в позе «кучера на дрожках»). Позвоночник держите прямо, не сгибайтесь, для этого нужно выпятить ягодицы. Расслабьтесь, установить дыxaние, полузакройте глаза.

Процедура. Сделайте полный выдох. Слегка задержите дыxaние, затем полный вдох, представляя, что вместе с воздухом в легкие устремляется жизненная сила — прана. Не закрывая носоглотку, мысленно представьте себе чакру № 1 и выдохните весь воздух, воображая, как в нее входит жизненная сила. Расслабьтесь, затем повторите то же самое с чакрами № 2, 3 и т.д.Варианты: а) процедуру можно повторять последовательно — чакру за чакрой; б) в каждую чакру можно делать но 2— 3 выдоха. [3, с. 90]

усталость.

Дыхательные практики позволяют расслабиться и привести в норму свои мысли.

«Охлаждающее дыxaние»

Исходное положение сидя. Расслабиться и установить глубокое ритмичное дыxaние. Представьте, что с каждым выдохом жизненная сила создает приятное ощущение прохлады. Внимание следует концентрировать либо на всем теле, либо на пояснице. Результат один и тот же.

«Согревающее дыxaние»

Процедура при согревающем дыхании такая же, как и при охлаждающем, с той лишь разницей, что вы представляете ощущение тепла. При этом, конечно, нужно быть абсолютно уверенным в том, что это ощущение обязательно наступит. Те, кому трудно вызвать у себя ощущение теплоты во всем теле, могут обратиться к упражнению «тепло» из раздела «Аутогенная тренировка».[5, с. 78]


«Выдыxaние боли»

Исходное положение сидя или лежа. Расслабиться, установить глубокое дыxaние. Настойчиво думать о посылке жизненной силы к болевому участку. Процедура здесь такова: вдох; задержка дыхания с одновременным сосредоточением внимания на болевом участке; выдох. Представьте, что жизненная сила подавляет болевое ощущение.

При головной и зубной боли, а также болевых ощущениях в спине перед началом упражнения выпить глоток холодной воды.

«Возбуждающее дыxaние»

Исходное положение стоя. Расслабиться, установить дыxaние. Сделать спокойный вдох через нос. После этого скрестить кисти рук и поднять их к лицу. Затем напрячь все мускулы тела, особенно мышцы живота, резко открыть рот и, опуская и разводя руки вниз в стороны, выдыхать. В конце выдоха собраться с силой и резко вытолкнуть из легких остаток воздуха. При выдохе издать гортанный звук. Вдох и выдох производить замедленно.

Трехкратное повторение дыхательного упражнения поможет активизировать предстоящую деятельность.[3, с. 86]

«Волевое дыxaние»

Исходное положение стоя. Расслабиться, остановить дыxaние:

  • вдыхать ровно и спокойно, одновременно поднимая руки до уровня груди ладонями вверх;
  • согнуть руки в локтях, отодвигая локти назад;
  • сделать спокойный вдох и медленно опустить руки ладонями вниз, как бы выталкивая из легких остатки воздуха.

В отличие от медитации аутогенная тренировка базируется главным образом на сознательном компоненте психики, вызывающем при определенных условиях изменения в отдельных участках человеческого тела и органах. Создателем ее считается немецкий психотерапевт Иоганнес Генрих Шульц, который синтезировал основные направления медитации.

Аутогенная тренировка (AT) — это система психологического воздействия человека на самого себя. AT помогает регулировать эмоциональные состояния, устранять нежелательные переживания и тревоги, способствует быстрому восстановлению работоспособности при физическом и нервном утомлении, улучшает сон. Кроме того, она частично устраняет неуверенность, застенчивость, рассеянность и т.п. С помощью такой тренировки можно выработать устойчивость своего поведения, сдержанность. Овладев определенными навыками, человек может сознательно управлять своей психикой, где нужно — возбуждаться, а где нужно — оставаться хладнокровным и невозмутимым.[7, с. 115]

Аутогенная тренировка представляет собой процесс самовнушения. Главным орудием здесь выступает слово, обращенное к самому себе, слово, направленное на саморегуляцию непроизвольных функций организма.


Факт- за движения и действия тела отвечает головной мозг, поэтому процесс самовнушения, направленный на расслабление мышц дает свой эффект. Мозг передает импульс телу, а то реагирует согласно заданной программе. От расслабленной мускулатуры в мозг поступают слабые минимальные сигналы, что действует на человека успокаивающе. Особенно важно здесь расслабление мышц лица, которые посылают в головной мозг гораздо больше импульсов, чем, например, мышцы всего туловища, и значительно сильнее, чем другие мышцы, поддерживают состояние активности головного мозга. Вот почему, научившись управлять хотя бы мышцами лица, человек может овладеть навыками воздействия на свою нервную систему.[9, с. 129]

Заниматься аутогенной тренировкой можно в трех основных позах:

— лежа на спине, при этом руки должны быть слегка согнуты в локтях и лежать ладонями вниз, а ноги раздвинуты на ширину плеч; лежать лучше на чем-либо твердом или полумягком, под головой иметь невысокую подставку (подушку);

сидя в кресле (откинувшись на спинку, руки на подлокотниках);

на стуле в позе «кучера на дрожках».

Третья поза самая неудобная, но самая доступная: тело покоится на половине стула, не опираясь на спинку, ноги, стоящие на полной ступне, слегка выдвинуть вперед так, чтобы колени образовывали угол 120-140°, руки свободно положены на бедра так, что кисти свисают вовнутрь; голова слегка опущена, спина выгнута таким образом, что опущенные плечи оказываются по вертикали над тазобедренными суставами, глаза полуприкрыты.

Для этого, находясь в одной из описанных поз, сделайте глубокий вдох и длинный замедленный выдох. Повторите действие несколько раз. Затем при вдохе средней глубины мысленно произнесите слово «я», а на заполненном выдохе, так же мысленно — более длинное слово «расслабляюсь». Чтобы почувствовать расслабление, нужно на вдохе напрячь мышцы, а на выдохе их расслабить. Только в этом случае получится ясное ощущение расслабления. Затем следует мысленно произнести: «Мое внимание — на моем лице» (надо мысленно увидеть свое лицо). Если это не получается, то можно воспользоваться зеркалом: посмотреть в зеркало, а затем закрыть глаза и снова мысленно увидеть свое лицо.

После этого нужно так же мысленно проговорить по 6-8 раз следующее формулы:

...расслабляются мышцы лба... ...расслабляются мышцы глаз... ...расслабляются щеки... ...расслабляются крылья носа... ...губы и зубы разжаты... ...челюсть слегка опущена... ...язык расслаблен... ...расслабляются мышцы затылка... ...расслабляются мышцы шеи...


Перед произнесением каждой формулы нужно почувствовать напряжение соответствующих мышц, а после мысленного произнесении команды — их расслабление.

Далее приступают к расслаблению тела, повторяя по 3-4 раза следующие формулы:плечи опущены и расслаблены, локти расслаблены, кисти, как плети, лежат на коленях и давят на них, мой таз свободно давит па стул (кресло), мои голени расслаблены, мои ступни расслаблены...

Порядок расслабления очень прост, некоторые неточности в формулах не нарушают общего хода тренировки.

Когда все тело расслаблено, приступают к основным упражнениям аутогенной тренировки. Тренироваться нужно 2-3 раза в день.[3, с. 121]

2.Анализ социально-психологических аспектов управления пepcoналом ООО «Заповедник»

2.1 Оценка уровня социального развития организации

В данной главе будет рассмотрена деятельность торговой компании ООО «Заповедник», проанализирована ее социально-психологическая обстановка и политика управления пepcoналом. Социальный паспорт послужит основой для построения методики социального развития организации.

Вначале рассмотрим гуманизацию труда, она содержит показатели, которые характеризуют состояние социальных процессов внутри фирмы. К таким аспектам относятся соцкультура, условия труда, порядок и уклад, условия труда, их оплата. Это разграничение позволит выявить состояние отдельно взятых направлений, поможет выявить варианты повышения продуктивности и эффективности деятельности пepcoнала по средствам социальных факторов.

Качественная трудовая жизнь-это фактор, позволяющий понять наполненность деятельности социальной инфраструктурой, идеей существовании фирмы на конкретной территории.

Для этого будет использована методика А.Л. Кузнецова, которая завязана на сопоставлении показателей социального паспорта с нормативными значениями социальных параметров аналогичных направлений; она также может быть применена и при определении угроз экономической безопасности организации.

Эта методика отличается выделенным изучением качественности условий труда за счет анализа социальных процессов, таких как гуманизация труда и состояние объектов социальной инфраструктуры (как условие качества трудовой жизни); сравнение имеющихся данных с нормативами; применение статистических данных в рамках узкой территории, выборку по региону присутствия.

Согласно приведенным в приложении таблицам рассчитаем показатели достижения уровня социального развития организации.


В разделе «Гуманизация труда» рассчитываются четыре частных кoэффициeнта.

  1. Кoэффициeнт квалифицированности:

1= q / qn

где q - средний стаж работы по специальности работников;

n - средний уровень требуемого стажа работы по специальности, выполняемой работниками.

Социальный ориентир [К1.1] = 1, т.е. предполагается, что уровень квалификации работников не должен быть ниже выполняемых ими работ.

По расчетам специалистов, отставание среднего разряда рабочих от среднего разряда выполняемых ими работ приводит к снижению производительности труда на 4-5% .

В исследуемой организации ООО «Заповедник» требуемый стаж работников по специальности равен среднему стажу работников. Поэтому кoэффициeнт К1.1 = 1.

2. Кoэффициeнт образовательного уровня рабочих и специалистов

Каждому уровню специалистов присваивается балл:

    • незаконченному среднему образованию соответствует 1 балл;
    • среднему образованию - 2 балла;
    • среднему профессиональному - 3 балла;
    • среднему специальному - 4 балла;
    • высшему - 5 баллов.

Кoэффициeнт образовательного уровня работающих рассчитывается как средневзвешенная оценка уровня образования по категориям работников:

Б - балл, соответствующий i-му уровню образования;

N-количество рабочих, имеющих i-й уровень образования, человек;

N- общая численность рабочих, человек;- количество i-x образовательных уровней.

Установлено, что для рабочих в условиях современного производства среднее время, затраченное на получение образования, равно 10,5 лет, что соответствует среднему образованию. Для руководителей и специалистов это время составляет около 15 лет, т.е. не ниже среднего специального.

Поэтому социальным ориентиром служит [К1.2]p = 2, т.е. образовательный уровень рабочих должен быть не ниже среднего образования.

Кoэффициeнт образовательного уровня рабочих (2009) = 4,10

Кoэффициeнт образовательного уровня рабочих (2010) = 4,11

В данном предприятии образовательный уровень рабочих соответствует уровню среднего специального образования.

Социальным ориентиром для специалистов служит [К1.2 ]c = 4, т.е. образовательный уровень у специалистов должен быть не ниже среднего специального.

Кoэффициeнт уровня образования пepcoнала (2009) = 4,81

Кoэффициeнт уровня образования пepcoнала (2010) = 4,84

Таким образом, общий кoэффициeнт образовательного уровня специалистов в организации стремится к 5 - высшему образованию.