Файл: Право государственной и муниципальной собственности (Особенности реализации собственниками правомочий).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и содержание права собственности государства и муниципальных образований
1.1. История формирования государственной и муниципальной собственности Российской Федерации
2. Субъекты и объекты права государственной и муниципальной собственности
2.1 Субъекты и объекты государственной собственности
2.2 Субъекты и объекты муниципальной собственности
Итак, осуществление права собственности публично-правовыми образованиями также имеет особенности: цели его осуществления связаны с перераспределением, накоплением имущества и использованием его на социальные и публичные нужды общества; объекты права публичной собственности весьма разнообразны, включая объекты, изъятые из оборота; формы осуществления права собственности различны, в зависимости от того, является ли имущество распределенным или нераспределенным; от имени публично-правовых образований при осуществлении права собственности выступают государственные органы, в этом случае наличие статуса юридического лица правового значения не имеет.
Заключение
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Во-первых, существующая система управления и распоряжения объектами государственной и муниципальной собственности нуждается в совершенствовании. Это связано с тем, что до сих пор не сформирован полностью реестр государственной недвижимости; отсутствует четкое определение прав пользователя недвижимостью; полномочия государства как собственника недвижимости осуществляются разными федеральными органами, деятельность которых не скоординирована в надлежащей степени; права государства на объекты недвижимости не зарегистрированы в установленном законом порядке (это касается и объектов недвижимости, находящейся за рубежом).
Во-вторых, специфической для государственных и муниципальных образований является такая форма распоряжения собственностью, как приватизация. Государственное имущество, бывшее предметом разграничения, стало и объектом последующей приватизации. Причем приватизация, с одной стороны, это основание прекращения права государственной или муниципальной собственности, а с другой, одно из оснований возникновения права частной собственности. Приватизация как способ разгосударствления собственности в РФ существует в этом качестве уже более двадцати лет.
В-третьих, первый опыт приватизации в России показал, что отчуждение муниципальной собственности часто осуществлялось стихийно и непродуманно. Так, часто муниципальные образования, не успев стать собственником, по распоряжению сверху должны были произвести отчуждение своей собственности. Приватизация осуществлялась в условиях, когда невозможно было определить подлинную цену отчуждаемых объектов, что являлось неоправданным расточительством.
Полученные от приватизации муниципальной собственности средства оказались недостаточными не только для долгосрочных инвестиций, но и для решения неотложных текущих социальных проблем. Таким образом, многие муниципальные образования оказались и без собственности, и без финансовых ресурсов.
Для обеспечения правовой стабильности основных принципиальных подходов к управлению и распоряжению собственностью в стране целесообразно рассмотреть вопрос о принятии Федерального закона «Об общих принципах управления и распоряжения объектами государственной и муниципальной собственности в РФ», стержнем которого должна стать Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
В этом Законе более подробно закреплен порядок формирования государственной и муниципальной собственности и определено понятие управления и распоряжения собственностью, определены категории объектов государственной и муниципальной собственности и их правовые режимы. Кроме того, необходимо предусмотреть порядок управления и распоряжения объектами государственной казны. И наряду с этим важно закрепить общие принципы организации системы управления и распоряжения собственностью. В частности, требует конкретизации компетенция представительных органов власти в области управления и распоряжения собственностью.
Полагаем, что закреплением на уровне федерального закона таких положений будет устранена почва для конфликтов по разграничению полномочий между органами власти и управления, что позволит гораздо быстрее разрешить вопрос разграничения собственности в стране.
Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусматривает, что порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно, то есть они самостоятельно осуществляют все правомочия собственника в отношении принадлежащего ему имущества. Но при реализации этих правомочий возникает множество проблем, связанных с несовершенством действующего законодательства.
Так, в частности, не прописан механизм участия населения в гражданском обороте. Необходимо в законодательном порядке закрепить полномочия населения — собственника муниципального имущества, в каких случаях население может выступать в гражданско-правовых сделках непосредственно, а в каких опосредует свое право через представительный орган.
Список использованных источников
Нормативные акты
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (действующая редакция) // Консультант Плюс, 2019
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (действующая редакция) // Консультант Плюс, 2019
- Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (с изм. и доп.) // Российская газета от 23, 25 ноября 1995 г.
Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (с изм. и доп.) // Российская газета от 4 февраля 1997 г.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (действующая редакция) // Консультант Плюс, 2019
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (действующая редакция) // Консультант Плюс, 2019
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (действующая редакция) // Консультант Плюс, 2019
- Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О приватизации государственного и муниципального имущества // (действующая редакция) // Консультант Плюс, 2019
- Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Консультант Плюс, 2019
- Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О некоммерческих организациях» // Консультант Плюс, 2019
- Указ Президента РФ от 24.12.1993 № 2284 (ред. от 20.03.2008, с изм. от 16.10.2010) «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ.1994. №1.
Специальная литература
- Бугаев И.Е. Об особенностях права собственности субъектов Российской Федерации // Гражданское право. №3. 2009.
- Виницкий А.В. Административно-правовое регулирование перераспределение публичной собственности // Административное и муниципальное право. №8. 2010.
Выдрин И.В. Муниципальное право России М., 2008.
- Гаджиев Г.А. Конституционные основы современного права собственности // Актуальные проблемы права собственности: Материалы научных чтений памяти профессора С.Н. Братуся. М., 2007.
- Гатин А.М. Гражданское право: учебное пособие. М.: Дашков и К., 2008.
- Гражданское право: учебник / под ред. С.С.Алексеева. М.: ТК Велби, 2007.
- Гражданское право: Учеб. Том I / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. О.Н. Садикова. М., 2006.
- Гришаев С.П. Государство как участник гражданско-правовых отношений // Консультант Плюс, 2019.
- Голубцов В.Г. Правовой режим денежных средств казны: основы межотраслевого регулирования // Законодательство и экономика. 2006. № 9.
- Дерюгина Т.В. Муниципальная собственность в Российской Федерации: пределы осуществления и ограничения // Российская юстиция. № 6. 2008.
Дозорцев В. Принципиальные черты права собственности в Гражданском кодексе // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. Сборник памяти С. А. Хохлова / Отв. ред. А..Л. Маковский.М., 1998.
Звеков В. Участие Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством // Хозяйство и право. - 1998. - №5.
- Иванов А.А. Об основных направлениях совершенствования законодательства о вещных правах // Вестник гражданского права. 2008. № 4
- Карасева М.В. Новое в бюджетном законодательстве и бюджетно-правовая теория // Законодательство и экономика. 2007. № 9.
- Кодина Е. Вопросы формирования и управления муниципальной собственностью // Муниципальная власть. №2. 2008.
- Козырин А.Н. Понятие, предмет и система бюджетного права // Административное и финансовое право. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. Т. 1. АНО «Центр публично-правовых исследований», 2006.
Колюшин Е.И. Муниципальное право России. М., 2008.
- Корнеева И.Л. Гражданское право Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2005.
- Короткова О.И. Нормативный правовой акт как правовой рычаг построения системы управления государственной собственностью // Законодательство и экономика. №3. 2009.
- Короткова О.И. Проблемы управления и распоряжения государственной собственностью // Современное право. 2011. №3.
Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007
- Мазаев В.Д. Публичная собственность в России. Конституционные основы. М., 2004.
- Малько А.В., Корсакова С.В. Муниципальное право России. М.: Изд-во Юрайт, 2011.
- Малько А.В. Муниципальное право России. М.: Изд-во Юрайт, 2010.
- Муниципальное право России / Под ред. А.С.Прудникова, И.А.Алексеева. М., 2009.
- Модин Н.А. Муниципальная казна как объект муниципальной собственности: сравнительное исследование // Современное право. 2007. №3.
- Модин Н.А. Правовой режим нераспределенных объектов муниципальной собственности // Российская юстиция. 2010. №2.
- Мозолин В.П. Право собственности в Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике. М., 1992.
- Нуртдинов А.А. Некоторые вопросы правового положения государственной казны // Финансовое право. 2007. № 10.
- Олефиренко Н.П. Правовая природа управления муниципальной собственностью // «Черные дыры» в российском законодательстве. №4. 2007.
Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 2003.
- Поротикова О.А. Проблема злоупотребления субъективным гражданским правом. Саратов, 2002. С. 11; Медведев М.Ф. Ответственность за вред, причиненный органами государственной власти и местного самоуправления по гражданскому праву России. Волгоград, 2002.
- Право собственности: актуальные проблемы / Отв. ред. В.Н. Литовкин, Е.А. Суханов, В.В. Чубаров. М.: Статут, 2008.
Парахина В.Н. Муниципальное управление. 2-е изд., стер. М., 2008
- Пятков Д.В. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях. СПб., 2003
- Роик В.Д. Социальная модель государства: опыт стран Европы и выбор современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 10.
- Соловьев В.Н. К вопросу о передачи имущества из государственной в муниципальную собственность как специальном способе приобретения права собственности // Юридический мир. №11. 2009.
- Соловьев В.Н. Современные учения о типах, формах и видах права собственности // Гражданское право. №2. 2010.
- Соловьев В.Н. Отношения собственности и иные вещные отношения с участием некоммерческих организаций в социальной сфере: Монография. М.: ИГ «Юрист», 2008.
- Спектор А.А. Понятие и особенности юридического механизма распоряжения государственной и муниципальной собственностью // Административное и муниципальное право. 2009. №3.
- Спектор А.А. Распоряжение государственной и муниципальной собственностью // http://www.portal-law.ru.
- Суханов Е.А. Гражданское право России. М.: Стаут, 2008.
- Тужилова Е.М. Осуществление права собственности граждан Российской Федерации на современном этапе: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1999.
- Файнгерш С.И. Институт государственной собственности в истории России // История государства и права. №5. 2008.
- Щербакова Ю.В. К вопросу о министерстве как юридическом лице // Адвокат. 2003. № 12.
Широков А.Н. Основы местного самоуправления в Российской Федерации (введение в муниципальное управление). М.: Муниципальная власть, 2004.
-
Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 2003. ↑
-
Файнгерш С.И. Институт государственной собственности в истории России // История государства и права. 2008. №5. С.8. ↑
-
Файнгерш С.И. Институт государственной собственности в истории России // История государства и права. 2008. №5. С.8. ↑
-
Выдрин И.В. Муниципальное право России М., 2008. 320 С.122. ↑
-
Колюшин Е.И. Муниципальное право России. М., 2008. С.126. ↑
-
Модин Н.А. Правовой режим нераспределенных объектов муниципальной собственности // Российская юстиция. 2010. №2. С.16. ↑
-
Мозолин В.П. Право собственности в Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике. М., 1992. С.129. ↑
-
Муниципальное право России / под ред. А.Н.Костюкова. М., 2007. С.332. ↑
-
Мозолин В.П. Право собственности в Российской Федерации в период перехода к рыночной экономике. М., 1992. С.129. ↑
-
Малько А.В. Муниципальное право России. М., 2010. С.133. ↑
-
Широков А.Н. Основы местного самоуправления в Российской Федерации (введение в муниципальное управление). - М., 2004. С.135. ↑
-
Консультант Плюс, 2019 ↑
-
Спектор А.А. Распоряжение государственной и муниципальной собственностью // http://www.portal-law.ru. ↑
-
Консультант Плюс, 2019 ↑
-
Спектор А.А. Распоряжение государственной и муниципальной собственностью // http://www.portal-law.ru. ↑
-
Дозорцев В. Принципиальные черты права собственности в Гражданском кодексе // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. Сборник памяти С. А. Хохлова / Отв. ред. А..Л. Маковский.М., 1998. С 205. ↑
-
Звеков В. Участие Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, ркгулируемых гражданским законодательством // Хозяйство и право. - 1998. - №5. - С.13-19. ↑
-
Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (с изм. и доп.) // Российская газета от 23, 25 ноября 1995 г. ↑
-
Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (с изм. и доп.) // Российская газета от 4 февраля 1997 г. ↑
-
Кутафин О.Е. Муниципальное право Российской Федерации. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С.178. ↑
-
Колюшин Е.И. Муниципальное право России. М., 2008. С.237. ↑
-
Парахина В.Н. Муниципальное управление. 2-е изд., стер. М., 2008. С.238. ↑
-
Муниципальное право России / Под ред. А.С.Прудникова, И.А.Алексеева. М., 2009. – С.221. ↑
-
Муниципальное право России / Под ред. А.С.Прудникова, И.А.Алексеева. М., 2009. С.224. ↑
-
См.: Поротикова О.А. Проблема злоупотребления субъективным гражданским правом. Саратов, 2002. С. 11; Медведев М.Ф. Ответственность за вред, причиненный органами государственной власти и местного самоуправления по гражданскому праву России. Волгоград, 2002. С. 7 - 28. ↑
-
Грибанов В.П. Что надо знать каждому о гражданском законодательстве. М.: Знание, 1978. С. 84. ↑
-
См.: Иванов А.А. Об основных направлениях совершенствования законодательства о вещных правах // Вестник гражданского права. 2008. № 4. ↑
-
См.: Тужилова Е.М. Осуществление права собственности граждан Российской Федерации на современном этапе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 1999. С. 6 - 7. ↑
-
Пятков Д.В. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданских правоотношениях. СПб., 2003. С. 9. ↑
-
См.: Голубцов В.Г. Правовой режим денежных средств казны: основы межотраслевого регулирования // Законодательство и экономика. 2006. № 9. ↑
-
См.: Роик В.Д. Социальная модель государства: опыт стран Европы и выбор современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 10. ↑
-
См.: Нуртдинов А.А. Некоторые вопросы правового положения государственной казны // Финансовое право. 2007. № 10. ↑
-
См.: Козырин А.Н. Понятие, предмет и система бюджетного права // Административное и финансовое право. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. Т. 1. АНО «Центр публично-правовых исследований», 2006. ↑
-
См.: Козырин А.Н. Понятие, предмет и система бюджетного права // Административное и финансовое право. Ежегодник Центра публично-правовых исследований. Т. 1. АНО «Центр публично-правовых исследований», 2006. ↑
-
См.: Короткова О.И. Нормативный правовой акт как правовой рычаг построения системы управления государственной собственностью // Законодательство и экономика. 2009. № 3. ↑
-
См.: Модин Н.А. Муниципальная казна как объект муниципальной собственности: сравнительное исследование // Современное право. 2007. № 3. ↑
-
См.: Мазаев В.Д. Публичная собственность в России. Конституционные основы. М., 2004. С. 166; Бондарь Н.С. Гражданин и публичная власть. М., 2004. С. 125. ↑
-
См.: Карасева М.В. Новое в бюджетном законодательстве и бюджетно-правовая теория // Законодательство и экономика. 2007. № 9. ↑
-
См.: Гришаев С.П. Государство как участник гражданско-правовых отношений // КонсультантПлюс, 2009. ↑
-
См.: Соловьев В.Н. Отношения собственности и иные вещные отношения с участием некоммерческих организаций в социальной сфере: Монография. М.: ИГ «Юрист», 2008. ↑
-
См.: Щербакова Ю.В. К вопросу о министерстве как юридическом лице // Адвокат. 2003. № 12. ↑
-
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». //Консультант Плюс.2019 ↑
-
Консультант Плюс. 2019 ↑