Файл: Исследование работы казначейства и его функций, его роли на современном этапе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.4 Доходы федерального бюджета, их состав и структура

Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций[7] .

Согласно Бюджетному кодексу РФ доходы бюджета - это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Главным источником доходов бюджетов разных уровней является ВВП и, прежде всего, такая его часть как национальный доход. Основным методом перераспределения национального дохода в условиях рыночной экономики являются налоги. С помощью налогов формируется основная часть бюджета, примерно 80-90% доходов бюджета в разных странах составляют налоги. Когда в экономике спад и государству не хватает финансовых средств для покрытия своих нужд, используется национальное богатство. Но такое бывает не часто. В случае недостатка собственных финансовых ресурсов государство может использовать такой способ, как займы - внутренние или внешние, которые составляют кредитный источник формирования доходов бюджета .

Доходы бюджетов включали четыре основных элемента: налоговые доходы, неналоговые доходы, доходы целевых бюджетных фондов и безвозмездные перечисления. При этом доходы федерального бюджета складывались из первых трех элементов, а доходы региональных и местных бюджетов включали безвозмездные перечисления.

С принятием в конце 2004 г. новой бюджетной классификации классификация доходов бюджетов разных уровней включает следующие основные группы: налоговые и неналоговые доходы; безвозмездные поступления.

Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Минфином РФ порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему РФ, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации РФ.

Доходы федерального бюджета формируются в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ гл.7.

Главный источник доходов государства - это налоги, они многочисленны и весьма разнообразны, их можно классифицировать по различным принципам: по объекту, по конечному плательщику, по методу платежа и др.


Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Безвозмездные перечисления бывают следующие:

  • от нерезидентов;
  • от бюджетов других уровней;
  • дотации;
  • субвенции средства, получаемые по взаимным расчетам, в том числе компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти;
  • трансферты;
  • прочие безвозмездные поступления.

В доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам, которые представляют собой операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы.

Глава 2. Казначейская система исполнения Федерального бюджета

Казначейство России - один из динамично развивающихся органов государственной власти в Российской Федерации, постоянное развитие и совершенствование, которого обусловлено происходящими политическими, экономическими, технологическими и другими изменениями в жизни государства.

Основной казначейской миссией является проведение платежей из федерального бюджета и доведение бюджетных данных после принятия Закона о бюджете до всех участников бюджетного процесса. Эти мероприятия составляют суть казначейской работы и определяют все стоящие перед казначейством задачи и направления деятельности.

За прошедшие годы с момента перехода от банковской к казначейской системе исполнения бюджета в РФ проведена большая работа, позволившая ввести полный и обособленный учет бюджетных и внебюджетных средств, аккумулировать бюджетные средства на счетах органов Федерального казначейства, обеспечить контроль за соблюдением участниками бюджетного процесса бюджетного законодательства и обеспечить соблюдение законодательно установленных нормативов при распределении доходов в бюджеты бюджетной системы.

Организация казначейской системы исполнения федерального бюджета в РФ строится на принципах, вытекающих из характера и состояния бюджетной системы, к основным из которых можно отнести:

  1. Принцип научности - основа создания динамичной финансовой структуры. Он означает, что организация системы казначейства строится на достижениях науки, изучении и обобщении мирового опыта, учете тенденций и направлений изменяющейся внешней среды рыночной экономики.
  2. Принцип централизации и децентрализации означает создание казначейской системы на трех уровнях: Казначейства России, казначейских органов субъектов РФ и казначейств муниципальных образований как единой структуры бюджетно-финансовой системы. Принцип выражает учет специфики построения каждого уровня казначейской системы, расширение границ самостоятельности региональных и местных органов системы.
  3. Принцип разграничения и совмещения функций по уровням системы предполагает взаимодействие органов казначейства на различных уровнях. На федеральном уровне определяются установочные параметры формирования и исполнения бюджета, находящиеся в компетенции федеральных законодательных и исполнительных органов власти. При этом функции территориальных органов казначейства по федеральному бюджету вытекают из их разграничения между центром и субъектами РФ.
  4. Принцип единства правовой и нормативной базы вытекает из самой сущности устройства казначейской системы, способной к взаимодействию по выполнению возложенных задач. Он подразумевает для всех органов общую правовую основу, единые стандарты учета, отчетности, типовые договоры с интегрируемыми организациями и другие элементы.
  5. Принцип единства требований к информации - один из важнейших в современных условиях реформирования финансовых отношений. Эффективность деятельности любого органа казначейской системы определяется способностью прогнозировать, формулировать экономическую ситуацию исполнения бюджета и использования средств. Принимать в пределах своей компетенции собственные решения возможно только на основе единого информационного обеспечения, циркуляции необходимой информации между органами, подразделениями и отдельными специалистами казначейских органов.

Эти принципы характеризуют разные стороны организации работы органов казначейской системы. Одновременность и комплексность их использования - основное условие развития организационного устройства и повышения эффективности управления и оптимизации финансовых потоков в системе казначейства.

К основным положениям исполнения федерального бюджета в РФ можно отнести:

  • финансирование с единого счета бюджета (все средства бюджетополучателей находятся на едином счете);
  • учет финансирования в разрезе лицевых счетов, открытых
  • распорядителями и получателями бюджетных средств;
  • планирование и исполнение бюджета в разрезе детальной бюджетной классификации РФ;
  • принятие бюджетными учреждениями денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей только в пределах, доведенных до них лимитов бюджетных обязательств;
  • регистрация договоров, проведение конкурсов по закупкам товаров, работ или услуг для бюджетных нужд бюджетных учреждений.

При исполнении бюджета на первое место выступает решение следующих функциональных задач:

  • осуществление кассового планирования бюджетных средств, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств и направлений их использования;
  • оперативный бухгалтерских учет исполнения бюджетов различных уровней;
  • формирование росписи доходов и расходов бюджетов;
  • контроль своевременности совершения операций с бюджетными средствами, а также целевое направление использования бюджетных и внебюджетных средств;
  • учет изменений и формирование уточненной росписи и уточненных планов по бюджетам;
  • составление регистров бухгалтерского учета исполнения бюджета;
  • комплексное решение проблемы информационного взаимодействия органов Казначейства России и распорядителей бюджетных средств и т.д.

Выделяют три основных технологических процесса в общей организации исполнения бюджета казначейскими органами:

  • исполнение федерального бюджета по доходам;
  • исполнение федерального бюджета по расходам;
  • завершение финансового года по доходам и расходам.

Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные на

постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. Собственные доходы бюджетов включают в себя:

  • налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах;
  • неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ;
  • безвозмездные и безвозвратные перечисления (включая финансовую помощь из других бюджетов), кроме субвенций из Федерального (региональных) фонда компенсаций налоговых, неналоговых видов доходов и безвозмездных перечислений.

Закон о федеральном бюджете на соответствующий год определяет перечень собственных и регулирующих налоговых и неналоговых доходов, закрепленных за федеральным бюджетом и бюджетом субъекта РФ.

Налоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации. Денежные средства считаются зачисленными в доход бюджета с момента совершения Банком России или кредитной организацией, в которой открыт счет по учету доходов бюджета, операции по зачислению денежных средств на счет казначейского органа.

Несмотря на вызовы времени и общества, Казначейство России является одной из самых современных структур, отвечающей требованиям 21 века в области информационных технологий и стратегического менеджмента, чувствительной к быстро меняющимся потребностям общества и мобильной в вопросах модернизации и оптимизации деятельности.

Целью функционирования казначейской системы является нахождение новых подходов к надлежащему исполнению возложенных на казначейство функций с наименьшими затратами.

Одной из важнейших характеристик любой системы является ее эффективность. В экономической теории под эффективностью понимается соотношение полученных результатов с затраченными ресурсами. С этой точки зрения понятие эффективности системы можно определить как наличие связи между результатом функционирования системы, объемами и затратами вовлеченных в этот процесс ресурсов. Однако значимость любого подхода к оценке эффективности системы определяется не только выявлением меры использования ресурсов для получения заданного результата, но и качеством их использования.

Таким образом, под эффективностью казначейской системы исполнения федерального бюджета следует понимать ее способность выполнять возложенные на нее функции. Это означает, что система может быть признана эффективной лишь в том случае, если она отвечает следующим требованиям:

  • обеспечивает правильное, в соответствии с законом исполнение бюджета;
  • обеспечивает жесткую «дисциплину» исполнения федерального бюджета;
  • обеспечивает контроль за полнотой полученных доходов, правомерностью и целевым характером совершаемых расходов. Применение механизма казначейского контроля, посредством которого
  • представляется возможным оценить как его эффективность, так и влиять на повышение эффективности исполнения федерального бюджета на всех стадиях, позволяет казначейской системе обеспечивать движение государственных финансовых ресурсов в соответствии с поставленными целями и задачами.

2.1.Доходная часть Федерального бюджета

Федеральный бюджет, являясь первым уровнем бюджетной системы Российской Федерации, представляет собой основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде Федерального закона. Именно он - главное средство перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта в рамках всего государства. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всех российских граждан.

Статьей 174.1 БК РФ установлено, что доходы бюджета прогнозируются на основе социально-экономического развития территории в условиях действующего на день внесения проекта закона о бюджете в законодательный орган законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства РФ, а также законодательства РФ, законов субъектов РФ и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы РФ.

Поступление налоговых доходов в 2017г. составило 583,9 млрд. руб., это на 28,5% (+129,5 млрд. руб.) больше, чем в 2016г. – в основном, за счет роста поступлений по НДПИ в 1,5 раза (+80,6 млрд. рублей).

При этом в федеральный бюджет за 2017г. зачислено 355,6 млрд. руб., что на 45,9% (+111,9 млрд. руб.) больше поступлений 2016г., в консолидированный бюджет Республики Татарстан – 228,4 млрд. руб., увеличение на 8,3% (+17,6 млрд. руб.), в том числе:

  • в бюджет республики поступило 192,2 млрд. руб., рост на 7,9% (+14,1 млрд. рублей);
  • в местный бюджет – 36,3 млрд. руб., рост на 10,6% (+3,5 млрд. рублей).

Поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование за 2017 год составили 140,8 млрд. руб. и возросли относительно 2016г. на 8,5% (+11,1 млрд. руб.), в том числе:

  • страховые взносы на обязательное пенсионное страхование составили 104,9 млрд. руб., рост на 8,4% (+8,1 млрд. руб.);
  • страховые взносы на обязательное медицинское страхование – 24,0 млрд. руб., рост на 8,9% (+2,0 млрд. руб.);
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и материнства - 11,9 млрд. руб., рост на 8,8% (+970,1 млн. рублей).

Поступление налога на добычу полезных ископаемых (нефть) в 2017г. составило 228,3 млрд. руб. и увеличилось относительно 2016г. в 1,5 раза (+80,6 млрд. руб.). Рост поступлений по НДПИ обусловлен увеличением мировых цен на нефть (среднее значение мировых цен на нефть сорта «Юралс» за 2016г. составляло 41,65 $/баррель, за 2017г. – 53,09 $/баррель), ставки налогообложения с 857 руб. за тонну - в 2016г.  до 919 руб. - в 2017г., а также введением с 01.01.2017г. дополнительного слагаемого в формуле для исчисления НДПИ, установленного на 2017г. в размере 306 рублей.