Файл: Исследование работы казначейства и его функций, его роли на современном этапе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Контроль за исполнением бюджета имеет большое социально-экономическое и политическое значение. С давних времен функция исполнения бюджета государства являлась важнейшим элементом управления страной, мощным рычагом воздействия на социально-экономические процессы.

В России рациональное управление государственными финансами приобрело большое значение по мере перехода экономики страны к рыночным отношениям. Переход к рыночным методам хозяйствования обусловило главное реформирование всей финансовой сферы России и ее основного звена - бюджетной системы. Перестройка финансовой системы в Российской Федерации в ходе рыночных преобразований сопровождалась глобальными изменениями, как в самой бюджетной системе, так и в организации финансового контроля. В современном мире бюджет - это не только и не столько экономическая основа для осуществления традиционных функций государства, но и важнейший инструмент государственного регулирования экономики.

Международный опыт и практика функционирования отечественной финансовой системы дали практически безальтернативное решение в сложившейся ситуации - решение об организации в Министерстве финансов Российской Федерации системы органов федерального казначейства и о переводе федерального бюджета на казначейскую систему исполнения, как первого этапа по установлению контроля Правительства РФ за государственными финансами. Основным инструментом для достижения целей казначейского исполнения государственного бюджета является Единый счёт казначейства. Единый счёт представляет собой банковский счёт государственного казначейства, на котором формируются денежные средства государственного бюджета и отражаются операции органов государственной власти в России по исполнению государственного бюджета. Единый счёт открывается в Центральном банке РФ. Функционирование системы органов государственного казначейства в условиях использования единого счёта является качественно новой технологией исполнения государственного бюджета.

Исследование системы управления бюджетными средствами нуждается в научном обсуждении и анализе с целью поиска путей совершенствования этой работы и наиболее эффективного решения задач, способствующих своевременному и полному исполнению бюджета, как по доходам, так и по расходам. Отсюда возникает необходимость постоянного изучения нового опыта в этой области.


Актуальность темы заключается в значимости казначейства для функционирования национальной экономики, так как одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, главным звеном которой является казначейская система.

Целью курсовой работы является исследование работы казначейства и его функций, его роли на современном этапе.

Объектом рассмотрения курсовой работы является управление движением государственных финансов (федеральный бюджет)

Субъектом рассмотрения работы является федеральное казначейство.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: изучить историю развития российского казначейства:

Проанализировать исполнение федерального бюджета органами казначейства, состав и структуру доходов, провести анализ исполнения федерального бюджета.

Курсовая работа состоит из трёх глав, в первой главе представлено понятие и сущность казначейства, во второй проведен анализ исполнения федерального бюджета казначейством и в третьей главе определены перспективы и пути совершенствования работы казначейства.

Теоретическую основу исследования составляют: положение о Федеральном казначействе, нормативные и законодательные акты, материалы, изложенные в учебной литературе, а также в сети Интернет.

Глава 1 - Федеральное казначейство в Российской Федерации

    1. История казначейства в России

Говоря о казначейской системе, нельзя не коснуться истории управления государственными финансами. Для этого необходимо вернуться на несколько столетий назад и стать участниками великого исторического события - рождения казначейской системы. И системы государственных финансов.

Исторические корни казначейской системы уходят в глубину веков. На Руси еще издревле осуществлялся учет средств в казне, а контроль за ее пополнением и расходованием в государстве традиционно проводился казначейскими учреждениями. В Московском великом княжестве и Русском государстве в 1558 году было образовано первое государственное экономическое учреждение – КАЗНА, контролировавшее взимание податей, сборов и повинностей, В период правления Петра 1 была создана Счетная, или Казначейская контора, следившая за правильным поступлением налогов до 1741 года.


При Екатерине II в 1785 году была проведена реформа городского управления. Казначейство становится органом, осуществляющим сбор и хранение денежной казны, а также исполнение росписи государственных доходов и расходов на местах (уездные казначейства). В 1780 году в Москве и Санкт-Петербурге были открыты казначейства штатных и остаточных сумм, в ведении которых находились все текущие расходы за исключением "военных, флотских и кабинетных". При этом исполнение текущих расходов осуществлялось на основании ежегодных расписаний, а остаточных - согласно особым расписаниям, составляемым "Экспедицией о государственных доходов", учрежденной при 1-м департаменте Сената[1] Первым государственным казначеем Российской империи, согласно высочайшему Указу императора Павла 1 от 4 декабря 1796 года, был назначен граф А.И .Васильев, который впоследствии стал и первым министром финансов России. Интересно, что задачи, которые ставил в своем Указе о назначении Васильева Павел 1,актуальны и сегодня: «При самом вступлении в важную должность на Вас возлагаемую, приложите старания, чтобы собрать сведения к ним, как наискорее, доставить о всех доходах, о штатных, чрезвычайных и временных расходах, дабы мы, рассмотря оные и распорядя сообразно прямым нуждам государственным, могли поставить Вас в лучшую удобность управлять сею частию и отвратить всякий недостаток и затруднение»..

В 1780-1781 гг. было проведено разграничение данной экспедиции на четыре экспедиции: по доходам, по расходам, ревизионная, по взысканию недоимок и доборов через местные власти. Следует отметить, что данное разграничение направлений деятельности финансовых органов сохранилось с некоторыми изменениями до наших дней. В период царствования Павла I с 4 декабря 1796 года выделяются казначейские экспедиции в ведении Государственного казначея.

В 1802 году важнейшим преобразованием Императора Александра I было учреждение Министерств, в том числе Министерство финансов. Заведование делами государственного хозяйства было вверено Министрам Финансов, Коммерции и Государственному казначею. Первыми Государственными казначеями стали Голубцов Ф.А. (1802-1810 гг.) и Кампенгаузен Б.Б. (1810-1811 гг.).

В 1821 г. при Министерстве финансов был создан Департамент Главного казначейства, которым составлялся Генеральный денежный отчет по Государству. В состав Главного казначейства в 1822 году входили 5 отделений: кассовое, бухгалтерское, контрольно-приходное, контрольно-расходное и контрольно-оборотное, а также канцелярия.


Столь актуальный в наши дни вопрос о достижении единства кассы был поднят в 1855 году, а уже с 1864 года единство кассы , выразившееся в отмене деления касс на приходные и расходные было введено в Санкт-Петербурге, а с 1866 года распространено на всю Империю (с 1868 - и на Закавказье). В 1872 году была издана единственная для всех казначейств Империи Инструкция, содержащая правила о порядке приема казначейством монет, кредитных бумаг и пересылки сумм - пенсий, пособий и т.д.

Вплоть до Октябрьской революции деятельность казначейства была неразрывно связана с Министерством финансов. После революции 1917 года на базе казначейства были созданы приходно-расходные кассы Наркомфина, слитые в октябре 1918 года по Постановлению Совета Наркома с учреждениями Госбанка. Новой власти, строившей государство не на основе рыночных отношений, а на распределении и нормировании четкие и определенные функции казначейств были не приемлемы. Народный банк сосредоточил в своих руках кредитное дело, финансирование народного хозяйства, сметно-бюджетную работу, руководство денежным обращением.

Государственное казначейство, как структура Министерства финансов перестала существовать. Слова «казначей» и «казначейство» исчезли из обихода финансовой системы.

В период существования СССР порядок кассового исполнения бюджета определялся Госбанком СССР. Бюджетные средства рассматривались как кредитный ресурс государства и финансирование бюджетных учреждений осуществлялось на вновь открываемые счета путем выделения бюджетных кредитов. При банковской системе исполнения бюджета, государство контролировало финансовую систему посредством Госбанка, отслеживало целевое и эффективное использование бюджетных ассигнований.

С распадом СССР сложилась смешанная система кассового исполнения бюджета. Государственная система бюджетных расчетов оказалась недостаточно гибкой и стабильной. В дальнейшем ситуация, сложившаяся с конца 1991 г. и усугубившаяся в 1992 г., характеризовалась тем, что деньги у очень крупных бюджетополучателей оказались в коммерческих банках, которые уже не могли дать гарантии их сохранности. Банки, в одних случаях умышленно, в других, - по объективным причинам, не доводили средства до бюджетополучателей, рассматривая их в период кризиса прежде всего, как дешевые кредитные ресурсы для поддержания собственной стабильности. В бюджетном хозяйстве страны был беспорядок. Обычной практикой стали и задержки заработной платы работников социальной сферы.


Правительство утратило контроль за исполнением бюджета страны. Международный опыт и история государственных финансов в данной ситуации подсказывали только одно верное решение проблемы – создание казначейской системы исполнения бюджета. И 8 декабря 1992 года был подписан Указ президента РФ № 1556 «О Федеральном казначействе», в котором рамочно обозначались основные задачи вновь создаваемой структуры, а правительству было поручено подготовить Положение «О Федеральном казначействе РФ». Появилось оно 27 августа 1993 года, где уже детально были прописаны права, обязанности и некоторые казначейские технологии. Этот момент и следует считать отправной точкой практического становления Казначейства в России. С того самого дня Федеральное казначейство и его территориальные органы стали одним из важнейших инструментов повышения эффективности управления государственными финансовыми ресурсами.

Основателем и первым начальником Главного управления Федерального казначейства — заместителем министра финансов Российской Федерации с 1993 года по 12 января 1998 года являлся Смирнов Александр Васильевич. С января 2005 года по сентябрь 2007 года Федеральное казначейство возглавляла Нестеренко Татьяна Геннадьевна 28 сентября 2007 г. С 5 октября 2007 года Федеральное казначейство возглавляет Артюхин Роман Евгеньевич.

1.2.Состав и структура доходов федерального бюджета

Часть централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения части национального дохода и используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций[2] - это и есть доходы бюджета.

Согласно Бюджетному кодексу РФ доходы бюджета - это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Главным источником доходов бюджетов разных уровней является ВВП и, прежде всего, такая его часть как национальный доход. Основным методом перераспределения национального дохода в условиях рыночной экономики являются налоги. С помощью налогов формируется основная часть бюджета, примерно 80-90% доходов бюджета в разных странах составляют налоги. Когда в экономике спад и государству не хватает финансовых средств для покрытия своих нужд, используется национальное богатство. В случае недостатка собственных финансовых ресурсов государство может использовать такой способ, как займы - внутренние или внешние, которые составляют кредитный источник формирования доходов бюджета[3].