Файл: Исследование работы казначейства и его функций, его роли на современном этапе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поступление налога на прибыль организаций составило в 2017г. 102,3 млрд. руб., и увеличилось по сравнению с 2016г. на 23,1% (+19,2 млрд. рублей). На увеличение поступления налога на прибыль оказали влияние такие факторы, как рост мировых цен на нефть, увеличение выручки от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в том числе за счет увеличения объемов производства и роста цен на них.

При этом, в федеральный бюджет зачислено 20,1 млрд. руб., рост в 1,9 раза (+9,5 млрд. руб.), в бюджет республики – 82,2 млрд. руб., увеличение на 13,3% (+9,7 млрд. рублей).

Поступление налога на добавленную стоимость (с учетом НДС на товары, ввозимые из республик Беларусь и Казахстан) за 2017г. составило 69,7 млрд. руб., что на 19,2% (+11,2 млрд. руб.) больше 2016 года. Рост поступления налога, в целом, обусловлен увеличением выручки от реализации товаров (работ, услуг), в том числе в связи с ростом цен на внутреннем рынке, а также заключением новых договоров.

Поступление акцизов в 2017г. составило 40,1 млрд. руб. и уменьшилось относительно 2016г. на 4,7% (-1,2 млрд. рублей). Снижение поступлений обусловлено увеличением в 1,5 раза (+5,2 млрд.руб.) суммы налоговых вычетов по акцизам на прямогонный бензин, бензол, параксилол и ортоксилол. В результате, поступления акцизов на бензол, параксилол, ортоксилол за 2017г. составили отрицательное значение - «минус» 2,2 млрд. рублей, акциза на прямогонный бензин - «минус» 14,0 млрд. рублей.

При этом, поступления по акцизам на средние дистилляты составили 9,4 млрд.руб. и возросли на 19,0% (+1,5 млрд. руб.), на дизельное топливо – 11,5 млрд.руб., рост на 23,0% (+2,2 млрд. рублей) – за счет увеличения объемов их производства.

Поступление налога на доходы физических лиц в 2017г. возросло по сравнению с 2016г. на 7,8% (+5,0 млрд. руб.) и достигло 69,4 млрд. руб. - за счет увеличения заработной платы, выплаты дивидендов и премиальных.

По земельному налогу поступления в 2017г. составили 8,2 млрд. руб. и увеличились относительно 2016г. на 4,2% (+325,3 млн. руб.).

По налогу на имущество физических лиц поступления в 2017г. по сравнению с прошлым годом возросли в 1,5 раза (+519,1 млн. рублей) и составили 1,4 млрд. рублей, что обусловлено исчислением налога исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, а также ростом налоговой базы.

Поступление налога на имущество организаций в 2017г. составило 22,5 млрд. руб. и увеличилось на 1,8% (+405,5 млн.руб.) - за счет увеличения налоговой базы.

Поступление транспортного налога в 2017г. увеличилось на 5,5% (+250,3 млн.руб.) и составило 4,8 млрд. рублей.


Поступления по утилизационному сбору в 2017г. составили 26,8 млрд. руб. и увеличились относительно 2016г. в 1,9 раза (+12,8 млрд. руб.) - в связи с увеличением объема производства и реализации самоходных машин и прицепов к ним.

Поступление налога, взимаемого по упрощенной системе налогообложения, составило 7,3 млрд. руб. и возросло относительно 2016г. на 21,1% (+1,3 млрд. рублей) - в связи с увеличением  производства товаров, работ и услуг и ростом цен на них. По единому налогу на вмененный доход поступления составили 2,0 млрд. руб. и снизились относительно 2016г. на 3,4% (- 70,6 млн. руб.) - в связи со снижением количества плательщиков ЕНВД на 01.01.2017г. относительно 01.01.2016г. на 6%. Поступление единого сельскохозяйственного налога в 2017г. составило 87,0 млн. руб. и увеличилось на 5,0% (+4,1 млн. рублей) - в связи с увеличением платежей от производителей сельскохозяйственной продукции. Поступление налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, увеличилось на 43,1% (+16,2 млн. руб.) и составило 53,9 млн. рублей.

За 2017 год по результатам выездных и камеральных налоговых проверок в бюджетную систему Российской Федерации дополнительно начислено 371,0 млрд. рублей, что на 80,8 млрд. рублей (или на 17,9%) больше, чем в 2016 году. Из общей суммы доначислений по контрольной работе по результатам выездных налоговых проверок доначислено 310 млрд. руб., что на 12,0% выше аналогичного периода 2016 года (352 млрд. руб.).

Из общей суммы доначисленных платежей основные доначисления произведены по налогу на добавленную стоимость – 189,4млрд. рублей (51,1 %), налогу на прибыль организаций – 120,6 млрд. рублей (32,5 %), налогу на доходы физических лиц – 28,2 млрд. рублей (7,6 %).

Глава 3. Основные направления и перспективы развития казначейства

Существует ряд мер, которые реально могли бы способствовать стабильному исполнению бюджета, однако для этого требуется корректировка соответствующих нормативных правовых актов. Нами предлагается комплекс мероприятий, направленных на эффективное исполнение бюджета.

Во-первых, очень важным способом повышения эффективности казначейского исполнения федерального бюджета является проводимая Федеральным казначейством совместно с Банком России работа по модернизации технологий осуществления бюджетных платежей. Помимо использования банковской системы межрегиональных и внутрирегиональных электронных расчетов, с 2011 г. Казначейство России начало активно применять механизм инновационной разработки Банка России - технологию банковских срочных электронных платежей (БЭСП). В результате проведенной работы удалось достичь того, что передача рублевых средств с ЕСБ в территориальный орган Федерального казначейства любого субъекта РФ, интегрированного в систему БЭСП, не превышает двух минут.


По всем УФК, интегрированным в систему БЭСП, осуществляется консолидация доходов федерального бюджета на ЕСБ, что, в свою очередь, существенно увеличило показатель оборачиваемости бюджетных средств. В частности, по республике Дагестан с введением централизованной программы АС ФК работа стала более оперативной.

Во-вторых, существенным способом повышения качества предоставления государственных услуг клиентам (в части ускорения доведения корректно сформированных бюджетных данных и санкционирования кассовых выплат за счет средств федерального бюджета) и повышения эффективности исполнения федерального бюджета является установление между бюджетополучателями и обслуживающими их органами Федерального казначейства системы электронного документооборота. Денежные чеки и объявления на взнос наличными заменены современными и актуальными инструментами - расчетные (дебетовые) банковские карты.

В-третьих, в период кризисного и посткризисного состояния экономики России особую значимость представляет перманентный мониторинг контрактации бюджетных обязательств в разрезе министерств и ведомств, т.е. отслеживание динамики объемов заключенных бюджетополучателями государственных контрактов, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета. Казначейство России еженедельно ведет анализ контрактации в разрезе ГРБС в сопоставлении с доведенными им объемами лимитов бюджетных обязательств.

В-четвертых, еще одним существенным способом повышения эффективности организации процесса исполнения федерального бюджета является создание Центрального операционного управления Федерального казначейства, которое должно быть сформировано и введено в действие с 1 января 2012 г. Это новый межрегиональный территориальный орган, который сможет принять от центрального аппарата ведомства большую часть операционных функций, и позволит оптимально выстроить систему управления Федеральным казначейством.

И, наконец, в-пятых, это - корреляция сроков уплаты налоговых платежей, установленных Налоговым кодексом РФ, и сроков реализации бюджетных полномочий. Предполагается, что комплексная реализация приведенных мер позволит Казначейству России существенно повысить эффективность и результативность деятельности ведомства в отношении достижения принципиально нового качества организации процесса исполнения федерального бюджета.

Кроме того, одним из основных направлений совершенствования организации работы Федерального казначейства по исполнению бюджета в современных условиях можно считать поиск путей по укрепления доходной базы бюджета в условиях казначейского исполнения.


В условиях рыночных отношений основными источниками формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы государства являются налоговые поступления. Поэтому необходимо принять меры по мобилизации дополнительных бюджетных доходов и одновременному сокращению издержек, связанных с выполнением налоговых обязательств, в том числе за счет внедрения современных технологий налогового администрирования.

В соответствии со статьей 174 БК РФ доходы федерального бюджета должны прогнозироваться на основе прогноза социально-экономического развития РФ. Необходимо пересмотреть перечень показателей, по которым производится прогнозирование социально-экономического развития на среднесрочный период, путем включения тех показателей, которые действительно будут использоваться при осуществлении расчетов доходов федерального бюджета.

Также весьма существенным является вопрос об отсутствии в федеральном законодательстве правового механизма оценки эффективности льгот по обязательным платежам (налогам, взносам). Использование налогоплательщиками различных налоговых льгот приводит к недопоступлению налоговых платежей в бюджет. Значительные средства не поступают в федеральный бюджет в результате предоставления в соответствии с законодательством РФ или международными договорами льгот по уплате таможенных платежей.

Нормы действия законов о бюджете ограничены финансовым годом, на который данные законы принимаются. Именно в этом и состоит принципиальное отличие бюджетного законодательства от других правовых актов (например, законодательства о налогах и сборах). Кассовый принцип исполнения бюджета предполагает четкое исполнение норм закона о бюджете на очередной финансовый год. Он реализуется применительно к операциям, которые отражаются на счетах бюджета в конкретный отчетный период, равный бюджетному периоду.

Вот почему с момента вступления в силу закона о бюджете ко всем платежам применяются нормативы распределения регулирующих налогов, утвержденные данным законом, независимо от периода начисления этих платежей.

Распределение доходов между бюджетами различных уровней осуществляется по существующим нормативам отчислений, за исключением платежей, поступивших от плательщиков, которым предоставлены льготы. В последнем случае распределение доходов ведется по каждому платежу и индивидуально рассчитанным нормативам.

В целом учет доходов бюджетов органами казначейства и их расходования в процессе исполнения бюджета многообразен. В любом случае он является одним из основных направлений и объектов совершенствования казначейского исполнения бюджетов.


В наши дни статус, компетенция, структура федерального казначейства законодательно определены.

На исполнение бюджетов влияет также управление финансами, важной составной частью которого выступает контроль за их использованием. Последний представляет собой хорошо функционирующую систему сбора, передачи и обработки информации, которая обеспечивает всех участников процесса сведениями о положении дел в формировании и исполнении бюджета, а также развитии экономики в целом.

Система автоматизации учета казначейского исполнения бюджета позволяет контролировать в реальном времени хозяйственную деятельность бюджетополучателя и придать органам казначейства функции бухучета тех объектов, которые ранее традиционно учитывались учреждениями, финансирующимися из бюджета.

Органам казначейства, как представителям государства, поручен, как известно, контроль действий участников исполнения бюджета. Решая острые проблемы централизованного финансового управления, осуществляя контроль над государственными активами и обязательствами, неэффективным использованием государственных средств и отсутствием должной системы отчетности по экономическому и финансовому положению государства, казначейство решает стратегические задачи развития бюджетной системы.

Осуществляемый казначейством контроль, предшествующий кассовому расходованию государственных средств, является эффективным средством обеспечения их целевого использования.

Он позволяет выявлять нарушителей финансовой дисциплины, предотвращать эти нарушения. В свою очередь, отсутствие эффективных механизмов контроля над расходованием бюджетных средств может дестабилизировать проводимую в стране бюджетную политику.

Основным признаком казначейского исполнения бюджета является наличие единого счета соответствующего бюджета открытого в Банке России. На данном счете учитываться все операции по кассовому исполнению данного бюджета. При этом органы федерального казначейства никоим образом не вмешиваются в бюджетные полномочия регионов и муниципалитетов в части исполнения соответствующих бюджетов.

Заключение

Эволюция казначейской системы России богата своей историей. Её возрождение в 1992 г., после длительного перерыва, продиктовано объективными факторами, историческим отечественным и зарубежным опытом развития государственных финансов. Наша казначейская система исполнения бюджетов является сложной структурой. Она выступает своего рода механизмом, обеспечивающим эффективное функционирование бюджетной системы посредством управления потоками бюджетных средств.