Файл: Коммерческая деятельность как категория рыночной экономики: содержание, цели, формирование (анализ изменений в законодательстве, касающегося коммерческой деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2.Риски коммерческой деятельности

Мы уже выяснили, что в условиях рыночной экономики особая роль принадлежит торговле, т.е. сфере обращения, которая представляет собой одну из основных составляющих частей развития экономических отношений. В данной сфере реализуется произведенная продукция, осуществляется связь производителя с потребителем, а так же обеспечивается баланс между спросом и предложением. От оптимальной и результативной работы торговли не только общество в целом, но участники торговых сделок получают наибольшие выгоды. С возникновением экономических реформ произошли существенные изменения в сфере обращения, значительно изменились не только  структура и характер обменных процессов, но и их механизм. Вместе с этим возросли масштабы торговых рисков.  Каждое решение в данной деятельности, принимается  в условиях неопределенности, когда из всех возможных вариантов выбирается лишь один, оптимальный[11]. В любой сфере деятельности риск понимается как экономическая категория, отражающая возможность возникновения неблагоприятной ситуации либо неудачного исхода деятельности. При достижении наибольшей эффективности организации и осуществления актов купли-продажи, довольно часто предприниматель-коммерсант сталкивается с возможностью не получить ожидаемую прибыль, но и потерять то, что он уже имеет. Это может быть вызвано следующими причинами: и неблагоприятными природными условиями, и деятельностью конкурентов, а так же неумелыми действиями самого предпринимателя. В связи с этим, появляется необходимость оценки риска, снижения до минимума возможных отрицательных последствий. Если действия, связанные с риском, оказываются неизбежными, то нужно научиться разумно рисковать. О существовании рисков начали говорить с возникновением товарно-денежных отношений. С развитием торговли возрастал уровень конкуренции, что привело к росту уровня риска. Существует множество классических и неоклассических теорий риска, созданных экономистами прошлого. В данных теориях особое внимание уделялось исследованию предпринимательских рисков. Первых научные труды по вопросам анализа и управления рисками принадлежат М.Найту, Д.Риккардо, А.Смиту и Д.Хэмптону. Вопросы истории управления рисками отразились в трудах П. Бернстайна «Против богов - укрощение риска». А.Смит считал, что достижение обычной нормы прибыли всегда связано с большим или меньшим риском. Извлечение прибыли в торговой деятельности в результате затраченного времени, а так же средств и усилий может стать как прибылью, так и убытками. Углубленное изучение рисков началось в конце XIX в. Немецкие экономисты  Г. фон Мангольдт и Й. фон Тюнен внесли огромный вклад в исследование предпринимательского риска. В своей работе под названием «Действительное назначение предпринимателя и истинная природа предпринимательской прибыли» экономисты изучали предпринимательский риск, который был связан и с получением предпринимателем прибыли, и с предпринимателем как с личностью. Г. фон Мангольдт отводил важнейшую роль учету риска в деятельности каждого предпринимателя, особенно в производственном предпринимательстве. Одновременно он разделял функции учета риска в зависимости от цели производства. Например, «производство продукции на заказ» и «производство продукции для реализации на рынке» делились по степени риска. В первом случае производителю известен заказчик, согласившийся на обговоренную цену и знающий качество продукции. Следовательно, возникновение проблем в производстве и неопределенности в приобретении заказчиком заказанной им продукции маловероятно. Иными словами, риск для предпринимателя в данном случае либо отсутствует совсем, либо стремится к минимальному значению. Следовательно, практически гарантировано получение дохода в полном его объеме. В случае производства товара для его дальнейшей реализации на малоизвестном рынке риск намного выше, так как производитель не знает значение спроса на произведенную им продукцию. Установленная им цена может не устроить покупателей, а снижение заданной цены может привести к убыткам производства. Мангольдт побуждал предпринимателей к изучению степени возможного риска и предлагал рассматривать динамику риска с течением времени. Психологические аспекты риска изучались К.Эрроу, Г.Зараковским, Г.Смолян, Т.Корниловой, С.Красиковым, Г.Солнцевой. Индивидуальный выбор при риске и неопределенности, техническое оценивание рисков, основанное на моделировании, рассматриваются А.Шоломицким, Д.Мико, В.Кузнецов, В. Белий, Г.Маркович. Исследованием риска хозяйственной деятельности предприятия и построения системы риск-менеджмента посвящены работы отечественных ученых, таких как С.Воробьев, К.Балдин, И.Балабанов, В.Глушенко, В.Гранатуров, Н.Ермасова, Ю.Екатеринославский, В.Зражевский, В. Москвин, В. Уткин, Н. Хохлов и др. Классическая теория риска берет начало от английских экономистов Д.Миля и К.Синера, определивших меру риска, как математическое ожидание потерь, которые происходят от того или иного решения. Столь одностороннее толкование риска неизбежно привело к неоклассической теории риска. Ее основоположники М. Найт и А. Маршал ссылались в основном на случайный характер получения прибыли от реализации продукции. Одновременно известный автор «Общей теории занятости, процента и денег» Дж. Кейнс предложил свое представление проблемы риска в производстве и реализации продукции. По его мнению, риск возможен из-за непостоянства и неопределенности экономики в целом, что побуждало к увеличению роли и влияния государства в экономических процессах всех стран. Ведь итог хозяйственной деятельности непрерывно связан с принятием решений, а также с наличием или отсутствием факторов производства. Следовательно, появилась необходимость учета риска, т.е. учет факторов при принятии решений о производстве и дальнейшей реализации готовой продукции. Возобновление интереса в России к изучению и дальнейшему развитию влияния рисковых ситуаций на принятие решений и конечный результат всего производства произошло лишь с развитием рыночных отношений. Данной проблемой занимались многие российские ученые, такие как  А.П. Альгин, В.А. Рассудовский, Н.С. Малеин, М.Б. Ершова и другие. Все они предлагали свои подходы к определению понятия, сущности и влияния риска на предпринимательскую деятельность. По их мнению, предпринимательский риск выражается в следующем: неполучение прибыли (дохода), возникновение убытков, закрытие производства товаров и услуг, потеря клиентуры и деловой репутации, ликвидация бизнеса и т.п. В таблице 1 приведены несколько определений риска, согласно мнению известных российских ученых:


Таблица 1. Определения рисков[12]

Понятие

Определение

Источник

Риск

Определенное явление, наступление которого приводит к материальным потерям.

В. А. Рассудовский

Риск

Определенная опасность умаления имущественных или личных неимущественных благ, наступающих в связи с обстоятельствами, возникшими без вины лиц, участвовавших в правоотношении.

О.А. Красавчикова

Риск

Возможность наступления неблагоприятных имущественных последствий в силу случайных обстоятельств.

Н.С.Малеин

Риск

Явление или деятельность по преодолению возникшей неопределенности, когда неизбежно возникает необходимость выбора дальнейших действий, т.е. Количественная или качественная оценка ситуации с целью достижения конечного результата.

А.А.Собчак

Риск

Психическое отношение субъектов к результату объективно случайных событий, выражающееся в осознанном допущении отрицательных имущественных последствий.

В.А. Ойгензихт

Риск

Это потенциальная возможность (опасность) наступления или не наступления события (совокупности событий), повлекшего неблагоприятные имущественные последствия для деятельности предпринимателя по не зависящим от него обстоятельствам.

В.С. Белых

Риск

Это один из неизбежных, но достаточно важных элементов любой деятельности, которая осуществляется под влиянием многих факторов, ориентирована на достижение определенных результатов и требует для достижения этих результатов принятия решений.

А.П. Альгин

Даже всеобщее исследование вопросов риска в хозяйственной, финансовой и предпринимательской деятельности не помогло ученым и экономистам  прийти к общему мнению относительно идентификации этого понятия. Однако все предложенные определения соответствуют действительности и отражают экономическую природу и  вероятностный характер возникновения рисков. Такая ситуация привела к появлению нескольких вариантов классификации рисков по различным признакам. Наиболее известная классификация по видам деятельности делит риски на следующие виды[13]:

-     финансовый;

-     коммерческий;

-     предпринимательский;

-     производственный;


-     кредитный;

-     риск ликвидности;

-     инвестиционный;

-     рыночный.

Кроме того, по степени влияния различных факторов риски подразделяются на:

-     риски, связанные с объективными факторами, не зависящими от действий лица, принимающего управленческие решения;

-     риски, связанные с субъективными факторами, зависящими от действий лица принимающего решение и склонности его к риску.

Говоря о предприятиях торговли, следует иметь в виду, что их деятельность относится к коммерческой, которая условно может быть разбита три основные фазы товародвижения, включающие ряд взаимосвязанных бизнес-процессов:

-     снабжение, включающее закупку, доставку, приемку (по количеству и качеству), создание запасов нужных товаров на складе предприятия;

-      хранение и предпродажная подготовка товаров (часто применяется термин «собственное обслуживающее производство»), включающее распаковку, сортировку, фасовку, изготовление полуфабрикатов (собственное производство), подготовку товарного вида и т.п.;

-     реализация (сбыт и продажа), включающая выкладку образцов товаров в демонстрационных или торговых залах, формирование, оплату и отгрузку заказов товаров оптовым клиентам или обслуживание и продажа товаров розничным клиентам. Исходя из этого, значительная доля рисков торгового предприятия связана с коммерческими рисками, приводящими к финансовым потерям, возникающими случайным образом в соответствующих фазах и бизнес-процессах товародвижения. Так при снабжении имеют место риски финансовых потерь из-за несоблюдения или нарушения поставщиками объемов, сроков и номенклатуры поставок товаров, закупаемых торговым предприятием, а также из-за порчи товаров при их транспортировке (хищения, аварии, нарушения правил крепежа и транспортировки грузов и т.п.). В период хранения и предпродажной подготовки имеют место риски снижения ценности товара из-за повреждения его товарного вида при нарушении правил и технологий распаковки, сортировки, фасовки и изготовления полуфабрикатов, а также из-за несоблюдения сроков хранения и хищения товара персоналом. На реализацию и сбыт товаров существенное влияние оказывают риски финансовых потерь из-за снижения покупательского спроса, задержки оплаты оптовыми клиентами отгруженных в кредит или данных им на реализацию товаров, а также краж товаров розничными клиентами в торговых залах. Коммерческие риски потерь, возникающие в фазах товародвижения, обусловлены субъективными факторами, зависящими от действий исполнителей бизнес-процессов, и поэтому могут регулироваться с помощью известных и апробированных способов их снижения. Так для снижения рисков, связанных с деятельностью поставщиков, в отделах снабжения предприятий ведется информационная база, в которой отслеживается текущая деятельность потенциальных поставщиков товаров. По результатом этих оценок поставщиков позиционируют на основных, резервных и неприемлемых, и при необходимости заменяются. Риски, связанные с сохранностью товаров при транспортировке, могут быть снижены за счет страхования грузоперевозок, а сохранность товаров от хищений и краж в складских помещениях и торговых залах предприятия обеспечивается путем применения соответствующих способов и систем охраны. Снижение рисков порчи и нарушения сроков хранения товаров обеспечивается четкой организацией складских бизнес-процессов приемки, размещения и хранения, подпитки (внутреннего перемещения) и отгрузки товаров, а также их строгим учетом и контролем (периодической инвентаризацией) в зонах хранения и размещения. Эти функции эффективно реализуются с помощью установки специализированных автоматизированных систем управления (АСУ) торговым предприятием или складом (системы типа 1С или WMS). Риски снижения ценности товара, связанные с нарушением технологий бизнес-процессов «собственного обслуживающего производства» можно снизить путем привлечения или обучения персонала соответствующей квалификации. Снижение уровня финансовых потерь предприятия из-за несвоевременной оплаты товаров на стадии сбыта достигается применением соответствующих экономических приемов и мер по снижению дебиторской и кредиторской задолженностей при работе с клиентами, бравших товары в кредит или на реализацию. Также на работу торгового предприятия оказывают влияние риски, обусловленные объективными факторами, также приводящими к финансовым потерям и независящим от действий исполнителей бизнес-процессов, и поэтому не могут регулироваться ими.


Среди таковых можно выделить[14]:

- природные – ураганы, землетрясения, пожары;

- экономические - инфляция, повышение процентной ставки по кредитам;

- политические - забастовки, международные санкции;

- социальные – безработица, снижения покупательской способности населения.

Если торговое предприятие ведет инновационную деятельность, например, связанную с расширением существующих или открытием новых филиалов, а также увеличением номенклатуры товаров новыми видами, то при анализе деятельности такого предприятия следует учитывать инвестиционные риски, приводящих к финансовым потерям по взятым кредитам и т.п. Эти риски напрямую связаны с субъективными действиями владельца предприятия, принимающего такие решения, и склонности его к риску. Предприниматель должен уметь предвидеть и выбирать наиболее подходящий вариант из имеющихся решений. При возникновении рисков всегда можно спрогнозировать исход каждого из вариантов развития ситуации. Каждому риску, будь он отрицательным или положительным, присущи общие признаки. Риск всегда носит случайных характер, может произойти один исход событий, а может и другой, поэтому определяются различные варианты развития ситуации. Тем не менее, при принятии рискованных решений можно воспользоваться простыми методиками, основанными на элементах теории вероятности.

В общем случае рекомендуется придерживаться следующей последовательности исследования риска:

Выявление объективных факторов, которые не зависят от деятельности фирмы - политические, природные и экономические ситуации.

Выявление субъективных факторов, характеризующих данную фирму: производственный, финансовый, технический потенциал, производительность труда, кадры.

Анализ выявленных факторов, качественный и количественный.

Оценка конкретного вида риска с финансовых позиций.

Установка допустимого уровня риска.

Анализ отдельных операций по выбранному уровню риска.

Разработка мероприятий по снижению риска: распределение риска между участниками проекта; страхование; резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов; диверсификация.

Среди множества формул определения величины риска можно выделить наиболее подходящую для каждого вида коммерческого и финансового риска. Мерой риска коммерческого (финансового) решения  или операции следует считать среднеквадратичное отклонение (положительный квадратный корень из дисперсии) от значения показателя эффективности этого решения или операции, например, математического ожидания значения прибыли.


Таким образом, из выше изложенного можно сделать вывод, что изучению природы возникновения рисков посвящено достаточно много трудов известных и современных ученых, но которые не дают однозначного определения понятию риска. Природа возникновения рисков зависит как от объективных, так и от субъективных факторов. Предлагаемые авторами определения риска близки, по сути, и соответствуют действительности, что позволяет их использовать в различных вариантах классификации рисков при их исследовании в конкретных профессиональных сферах деятельности. В торговле значительная доля рисков связана с коммерческой деятельностью предприятий, которые ведут к финансовым потерям на соответствующих фазах и этапах бизнес-процессов при товародвижении.  Для количественной оценки степени риска широко применяются вероятностные модели и статистические методы расчета их параметров, которые имеют тесную связь с экономическими показателями хозяйственной деятельности предприятий, в том числе торговых. Опыт стран с рыночной экономикой показывает, что игнорирование и недооценка любого из существующих видов риска при формировании экономической политики различных субъектов рынка, в том числе при разработке тактики и стратегии развитии предприятий торговли, сдерживает развитие экономики, научно-технического прогресса в целом.

2. Процесс коммерческой деятельности 

2.1.Методология коммерческой деятельности

Организационная форма потребительских рынков должна базироваться на выполнении их основной функции, которая, как известно, состоит в осуществлении коммерческой деятельность путем купли и продажи[15]. Другими словами, коммерческая деятельность потребительских рынков с одной стороны, связана с торговлей в виде купли-продажи, а с другой - с коммерческой деятельностью, которая характеризуются на наш взгляд, связью с внешней средой, охватывающей широкий спектр экономических и социальных вопросов. Если основной функцией торговли является смена формы собственности, т. е. купля и продажа товаров, то коммерческая деятельность охватывают производство, продвижение, распределение и реализацию продукцию. Поэтому торговля и коммерческая деятельность тесно связаны между собой и оказывают непосредственное влияние на выполнение функций друг друга. Так, изменения технологии торговли оказывают влияние на коммерческую деятельность по всей цепи, от производства до сбыта продукции потребителям путем внесения своей лепты в работу каждого звена в цепи «производитель-потребитель». Таким образом, торговля и коммерческая деятельность в совокупности составляют основное содержание функционирования потребительских рынков, т. е. торговля выполняет функции купли-продажи, а коммерческая деятельность как бы выступает оболочкой купли-продажи, обеспечивая связь с производителями, потребителями и другими элементами общественной инфраструктуры. Исходя из этого, большое значение имеет организационная форма потребительских рынков и связанные с этим методические вопросы функционирования потребительских рынков. Поэтому в рыночных условиях одним из важнейших элементов в организации потребительских рынков является приспособление торговли и коммерческой деятельности к требованиям потребителей товаров и услуг, с одной стороны, и формирование эффективной организации потребительских рынков, с другой. Отсюда вытекает еще одно требование к организации потребительских рынков. В частности, она должна быть гибкой и мобильной с точки зрения удовлетворения потребности рынка, и получения наибольших результатов с наименьшими затратами. Потребительский рынок сможет сыграть вышеуказанную роль только в том случае, если организационные формы, начиная с низовых звеньев (торговые точки, павильоны, торговые предприятии, супермаркеты и др.) будут органически вписаны в общую рыночную схему «производство-потребитель» через сложные структуры посредников, обслуживающих саму структуру, перевозку, хранение и реализацию продукции.