Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства) (Этапы правового регулирования несостоятельности в современной России).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Несостоятельность (банкротство): содержание, формирование нормативной базы
1.2. Этапы правового регулирования несостоятельности в современной России
2. Сущность, виды и процедуры банкротства
2.1. Сущность и критерии банкротства
2.2. Виды и процедуры банкротства
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы актуальна в данный момент, так как институт несостоятельности (банкротства) стал наиболее динамично обновляющийся правовой институт в экономической сфере России.
В российской практике проблемы банкротства сохраняют свою актуальность, несмотря на часто изменяющее нормативное регулирование в этой области.
Цель данной курсовой работы состоит в раскрытии сущности процедуры банкротства, выявлении их основных видов.
Для достижения данной цели, необходимо решить ряд задач:
1. Раскрыть историю формирования основных аспектов законодательства о несостоятельности;
2. Исследовать сущность и виды банкротства;
3. Рассмотреть процедуры банкротства;
4. Изучить критерии банкротства;
5. Выявить процедуры, применяемые к должнику;
Объектом исследования данной курсовой работы является гражданско-правовые отношения, возникающие в процессе несостоятельности юридических лиц.
Предметом исследования являются нормы, которые регулируют отношения возникновения и прекращения юридического лица.
В качестве источников в курсовой работе используются: Гражданский кодекс РФ; ФЗ «О несостоятельности (банкротстве); ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»; Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)».
В качестве литературы, используются труды таких авторов, как: Волков О.И., Скляренко В.К. Сущность банкротства – позволяет изучить и раскрыть сущность банкротства; Гурунян Т.В., Мельникова Т.И. Управление финансами в условиях банкротства – позволяет понять и рассмотреть управление финансами; Также, данную тематику курсовой работы изучают авторы – Майбуров И.А., Юлова Е.С., Карелина С.А., Ковалев В.В., Ершова И.В. и другие.
Итак, перейдем к рассмотрению первой главы.
1. Несостоятельность (банкротство): содержание, формирование нормативной базы
1.1. История развития законодательства и формирования основных аспектов о несостоятельности (банкротстве)
Несостоятельность (банкротство) – одна из старейших юридических и экономических категорий. В настоящее время должник жертвует своим имуществом для оплаты возложенных на него денежных обязательств, перед кредитором.
Однако в 450 - 451 г.г. да нашей эры, существовал Римский закон, который позволял кредитору разрубать несостоятельного должника на части. В те времена, его приравнивали к вору, и разрешали казнить такого должника.[1]
После падения Римской империи, широкое развитие институт банкротства, получил в средневековой Италии. В Италии банкротами называли бежавших граждан - банкротов.
Что касается законодательства Германии, принятого в 1531 – 1540 г.г., то оно, как и российское государство, определяло должников к ворам, и предписывало в их отношении смертную казнь.[2]
Выходя из этого, законодательство смещалось в пользу того, что нужны меры для возврата долга, путем возврата денежных средств или создания предпосылок для имущественного обеспечения долга.
В Древней Руси, существовал термин, как «злонамеренная несостоятельность» - в этом случае должник оказывался беглецом, и скрывался в чужие земли от уплаты своего долга[3]3.
Институт банкротства зарождался еще в 12 веке с принятием закона «Русская правда». [4]1
Переломным моментом в регулировании отношений банкротства стал 18 век. В этот период создавалось большое количество законодательных актов, окончательная кодификация у которых произошла в 1800г., когда приняли Устав о банкротах. [5]2
В 1729 г. впервые Вексельный Устав закрепил понятие «несостоятельности». Этот закон определил его признаки: отсутствие имущества должника, нарушение срока внесения платежей, а также попытка должника скрыться от кредиторов.
Также стоит упомянуть, что в 1740 г. был издан Банкротский Устав как кодифицированный законодательный акт, закрепляющий достаточно много терминов о банкротстве.
Как упоминалось выше, переломным моментом в истории развития законодательства стал 1800 г., когда появился Устав о банкротах. Он состоял из двух частей: о несостоятельности дворян и о купеческой несостоятельности. Согласно этому Уставу существовало три вида банкротства: от небрежности, от несчастья и пороков, от подлога. [6]3
Таким образом, меры воздействия государственных органов на таких должников дифференцировались в зависимости от вида банкротства.
Что касается банкротства от небрежности и подлога, то должник обязан был полностью расплатиться со всеми имеющимися у него долгами. Сам должник в случае отсутствия поручителя, подлежал аресту.
Во Франции, институт банкротства регулировал только торговую несостоятельность. Французское законодательство закрепляло нормы лишь о том, что купцы могут быть объявлены несостоятельными. Любой должник подлежал аресту.
В Германии был издан Общегерманский конкурсный Устав в 1876 г. и действовал более 100 лет, это говорит о достаточно стабильном законодательстве Германии в вопросах банкротства [7]1.
Новый устав о банкротах в России был принят в 1832 году, и в качестве признака несостоятельности должника была неоплатность. Данный Устав регулировал банкротство мещанского и купеческого сословия.
Согласно этому Уставу, банкротом признавалось физическое лицо, которое занималось торговой деятельностью, и имеет задолженность 1500 рублей по своим долгам [8]2.
В случае злонамеренного банкротства, было предусмотрено возбуждение уголовного дела. Данный устав существовал до 1917 г.
Если обратиться к дореволюционной России, то внимание привлекает тот факт, что законы о банкротстве были очень сложны в применении на практике и понимании, в деятельности судов.
По свидетельству русского цивилиста Г.Ф. Шершеневича «многие статьи были построены сложно, что затрудняли не только торговых лиц, но и опытных юристов» [9]3.
После революции 1917 г. отсутствовало понятие «несостоятельности» банкротства. В правоприменительной практике, суды пользовались в основном правовыми нормами Устава 1832 г. Назревала необходимость внести ряд изменений в действующий Гражданский кодекс.
Гражданский кодекс Российских Советских Федеративных Социалистических Республик включал в себя правовые нормы по банкротству физических лиц. После принятия Гражданского кодекса РСФСР 1922 г. несостоятельность конкурсного права встречается в гражданском кодексе, в частности в договорах поручения и займа.
В 1929 г. Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР был дополнен двумя главами. Дела о банкротстве могли начинаться по иску должника, по иску суда, ведомства, которому подчинено предприятие должника. Были предусмотрены: заключение мирового соглашения, процедура объявления должника несостоятельным с ликвидацией имущества.
С принятием ч.1 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994г., институту банкротства были посвящены статьи: ст.25 и ст.65[10]1
В связи с изменением конституционного строя, переходом к новым политическим, экономическим и социальным отношениям, изменением законодательства институт несостоятельности (банкротства) снова появился в российском гражданском праве.
Рассмотрение наиболее любопытных изменений российского законодательства, необходимы для понимания предпосылок, которые послужили становлению института физических лиц в настоящее время.
1.2. Этапы правового регулирования несостоятельности в современной России
Общие положения о банкротстве, содержаться в Гражданском кодексе РФ. Специальный закон – ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[11]2
В настоящее время закон действует с изменениями и дополнениями от 22 августа 2004 года.
К другим нормативным актам относится Федеральный закон от 25 февраля 1999г. №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»[12]3.
К правоотношениям по возбуждению банкротства применимы положения Арбитражно-процессуального кодекса РФ от 24 июля 2002г. №95-ФЗ (с изменениями от 28 июля 2004г.). [13]1
Вместе с законодательными актами, можно выделить целую группу подзаконных актов (в частности Постановлений Правительства):
Для регулирования института банкротства 19 ноября 1992г. был принят Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». В последствии во исполнение Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», были изданы следующие акты:
- Указ Президента Российской Федерации №2264 от 22 декабря 1993г. «О мерах реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий»[14]2;
- Постановление Правительства Российской Федерации №498 от 20 марта 1994г. «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий»[15]3;
В последнем акте определялись критерии для признания организации должника несостоятельность, и предусматривались меры финансовой поддержки до ее ликвидации[16]4.
Признаки несостоятельности (банкротства) разделялись на две группы: сущностные и внешние:
1. К сущностным относились: неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по оплате, в том числе обеспечить платежи во внебюджетные фонды и в бюджет, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом.
2. К внешним признакам относились: приостановление текущий платежей в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. Это связано с тем, что должник не способен обеспечить выполнение этих требований кредитора.
В Федеральном законе от 08.01.1998 г. №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», процедура наблюдения как институт о несостоятельности (банкротстве), появился впервые[17]1.
Анализ практики применения закона о банкротстве 1992 года дал понять, что отсутствие данной процедуры приводило к нарушению баланса интересов кредиторов и должника.
В постановлении от 12 марта 2001 г. Конституционный суд РФ отметил, что статья 56 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», во взаимосвязи с пунктом 2 ст. 42 и п. 1 и 2 ст. 45 данного закона, не соответствует статье 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку не предусматривала право должника обжаловать определение о признании должника банкротом[18]2.
В Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 2002 года, законодатель в полной мере учел эту проблему.
Еще одним правовым элементом законодательства о несостоятельности, у которого весьма существенные изменения в связи с развитием Закона о банкротстве, который наглядно показывает направление такого развития, является процедура установления требований кредиторов[19]3.
Установление размера требований каждого кредитора – это одна из обязательных процедур, которая осуществляется на стадии подготовки собрания кредиторов, и необходима для того, чтобы каждый кредитор на первом собрании обладал количеством голосов, равным сумме его требований.
Временных параметров для предъявления требований, законодатель не изменял[20]1.
Порядок установления требований кредиторов изменился, относительно их должник не предъявил возражений. В процедуре установления требований кредиторов к должнику существовал элемент бесконтрольности[21]2.
Надлежащим образом процедуры, проведенные в ходе реализации наблюдения и предусмотренные ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», мероприятия создают для более правильного разрешения дела о банкротстве.