Файл: Психологическая характеристика детей дошкольного возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Игры, которые ребенок воспринимает как развлечение и погружается в них с азартом, могут стать отличным помощником в развитии интеллектуального уровня ребенка и его эмоционально-психического восприятия.[12, c. 11]

Но, тем не менее, важно не забывать, что каждый ребенок дошкольного возраста – это пусть маленькая и зарождающаяся, но уже вполне сознательная личность, со своей системой ценностей и мотивацией. Нужно принимать во внимание его интересы и желания, чутко реагировать на возникающие проблемы или отклонения. Малыш сам решает, что ему интересно, а что нет, в этом возрасте он уже в состоянии самостоятельно выбирать занятия по душе.

1.2. Факторы, определяющие готовность ребенка к школе

В современной литературе не существует единого и четкого определения понятия «готовности к школе», или «школьной зрелости». Понятие готовности к обучению в школе А. Анастазиопределяет как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками.

М.Ю. Стожарова трактует готовность к школе, как готовность к усвоению определённой части культуры, входящей в содержание образования в виде учебной деятельности, что предполагает достаточный уровень развития ребёнка.

А.И.Запорожец [шет о том, что готовность к обучению в школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности и включает особенности ее мотивации, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д. Данные определения близки, но каждый ученый выделяет определенные качества, подчеркивая их важность.

Д.Б. Эльконин [38] считал старший дошкольный возраст (6–7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы

Характерной особенностью данного возраста, по мнению Д.Б. Эльконина [39] является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.


Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание, когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах.

К концу дошкольного возраста, как считает Н.Н. Подьяков [36], происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.

Также более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что, по мнению М.К. Руновой [31] способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

В этот период развивается творческое воображение, чему, по мнению Д.Б. Эльконина [39], способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений.

В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложные грамматические конструкции.

Для деятельности ребенка 6 – 7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций.

Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка в 6 – 7 лет формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

У детей старшего дошкольного возраст, как считал Л.С. Выготский [8] в 6 – 7 лет формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций.

В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка этого возраста можно назвать соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Ребенок в 6 – 7 лет стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы.

Отечественный психолог Л.С. Выготский [9] считал, что осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей-дошкольников.


Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.

Готовность детей к школе - одна из самых актуальных задач воспитания и обучения, волнующих не только родителей, но и педагогов и психологов. Это связано с тем, что в нашей стране появились разнообразные типы учебных учреждений, предъявляющих определенные требования к уровню школьной готовности, а также Федеральные государственные требования, предъявляемые к образовательному процессу.

Изучение проблемы школьной готовности началось достаточно давно. Уже в первых советских документах, касающихся образования, детские сады признавались необходимой начальной ступенью образования, подготовка детей к школе считалась одной из главных задач дошкольного воспитания.

Отечественный психолог Л.С. Выготский [9] считал, что уже в детском саду ребенка нужно подвести «к науке», в этом он видел сущность подготовки к школе. Однако эта точка зрения не лишена недостатков. Важно не копировать содержание школьной работы, а обеспечивать преемственность между детским садом и школой, создавать такие программы дошкольного обучения, которые только подведут ребенка к основам наук, дадут определенную базу знаний, которые будут с каждым годом усложняться и дополняться.

В 50-60-е годы отмечается повышение интереса к вопросу подготовки детей к школе в связи с ростом числа дошкольных учреждений, переход к сближению их со школой из-за увеличения среди первоклассников выпускников детских садов. Это заставило оценивать качество подготовки детей к обучению в школе. Активно изучались причины неуспеваемости в школе, к которым относили недостаточную подготовленность детей к учебной деятельности, неразвитую способность к управлению своим поведением, неумение действовать по программе и инструкции взрослого, слабую интеллектуальную активность. Углубился интерес по вопросам содержания умственной подготовки детей к обучению. Активно проводятся исследования по разносторонней подготовке детей (арифметика, основы грамоты, умственная и психологическая готовность, формирование учебных мотивов).

В связи с этим по результатам обследования уровня подготовленности к школе, проведенного в начале 70-х гг. было отмечено повышение уровня подготовки детей к обучению. Выявились положительные изменения в общей осведомленности, информированности детей, повысился уровень счетных умений, овладения основными движениями, нравственными представлениями. Однако также были выявлены и недостатки в умственной, аналитико-синтетической деятельности, слабость нравственно-волевых установок. Как отмечает Л.Н. Литвин, это обусловило активное проведение исследований, направленных на изучение и совершенствование интеллектуальной подготовки к школе.[13]


В 80-е годы появился новый подход к проблеме подготовки детей к школе. Он предполагал обучение детей в школе с шести лет. Появляется понятие, близкое к понятию «готовность к школе» - «школьная зрелость». Она понимается как достижение ребенком такого уровня морфо-функционального развития, при котором требования систематического обучения в школе, учебные нагрузки, новый ритм жизни, являются для ребенка доступными и не вызывают нежелательных перегрузок организма. (С.М. Громбах, М.С. Антонова, О.А. Лосева). Пересмотр сроков начала обучения в школе поставил задачей находить новые способы воспитание и обучения дошкольников. Особого внимания заслуживала концепция оптимизации интеллектуального развития дошкольников в процессе освоения системных знаний (В.И. Логинова, Н.Н Поддьякова [6] и др.).

Большое внимание в 80-е — начале 90-х гг. уделялось личностному развитию ребенка (например, исследования М.В. Бениаминовой [3]). При исследовании этой готовности выявились слабость сформированности нравственно-волевых предпосылок учения, недоразвитие мотивационно-потребностной сферы, отсутствие интереса к школе, недоразвитие мотивационно-потребностной сферы, неумение ориентироваться на моральную норму, недостатки коммуникации. Поэтому важным на данном этапе считалось правильное эмоциональное воспитание детей, формирование коммуникативной готовности.

В настоящее время готовность ребенка к школе определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием, т.е. имеет значение весь комплекс выделенных ранее факторов (Т.Л. Кузьмишина[18]). Точка зрения на определение школьной зрелости сходна с позицией 80-х годов. Принято считать, что готовность ребенка к систематическому обучению в школе (школьная зрелость) — это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка.

Понятие «школьная готовность», введенное в обиход американским психологом Дж. Брунером[13], включает в себя физиологическую, социальную и психологическую готовность. Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. В связи с этим состояние этой готовности можно разделить на две составляющих.

Первая объединяет показатели, отражающие конституционально-типологические, морфофункциональные, а также половые особенности ребенка.


Вторая составляющая должна включать показатели уровня развития основных физических качеств и овладения техникой программных физических упражнений, подводящих к усвоению школьной программы. Соответствие физической подготовленности требованиям школьного обучения определяется по уровню показателей целого ряда ее составляющих. Важнейшей из них, по мнению М.А. Руновой [3] , считается выносливость.

М.А. Рунова [3] считает психологическая готовность к школе - готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности. Она заключается прежде всего в том, что к моменту поступления в школу у ребенка должны сформироваться те психологические черты, которые присущи школьнику. Их формирование возможно тогда, когда итогом развития ребенка в дошкольном детстве являются предпосылки этих черт

В.С. Мухина [2] подробно рассматривает основные направления психологической готовности к школе. Она выделяет следующие аспекты готовности: желание ребенка стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться; достаточный уровень волевого развития ребенка, наличие соподчинения мотивов; относительная произвольность познавательных процессов; достаточный уровень развития познавательных процессов; наличие качеств личности, помогающих ребенку войти в коллектив класса, найти свое место в нем.

Н.В Нижегородцева [5] выделяет ряд учебно-важных качеств: базовые и ведущие. К базовым качествам относятся: мотивы учения; зрительный анализ (образное мышление); уровень обобщений (предпосылки логического мышления); способность принимать учебную задачу; вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения); графический навык; произвольность регуляции деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого); обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи). Список ведущих качеств в начале школьного обучения практически совпадает со списком базовых. Все вместе они одновременно являются базовыми в развитии старших дошкольников.

Психологическая готовность включает в себя мотивационную, личностную, волевую, интеллектуальную и другие виды готовности.

А.Л. Сошникова[3] выделяет три вида психологической готовности ребенка к школе:

1.Личностная готовность - состоит из способностей и навыков будущего первоклассника войти в контакт с учителями и своими сверстниками, и выражается в отношении ребенка к себе, учителям, будущим одноклассникам и учебе в целом. Благодаря таким навыкам и способностям ребенок сможет быстро и безболезненно адаптироваться в новой социальной среде (школе), что положительно отражается на его дальнейшем обучении.