Файл: Психологическая характеристика детей дошкольного возраста.pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы становления психологической готовности ребенка к школе
1.1 Психологическая характеристика ребенка дошкольника к обучению в школе
1.2. Факторы, определяющие готовность ребенка к школе
2. Эмпирическое психологической дошкольников школе
2.2 Описание результатов методик
1. по доминирования или мотива аффективно- сфере .
Проведение . Ребенка в , где столиках обычные, слишком игрушки, предлагают в минуты их. экспериментатор его себе предлагает послушать . Ребенку интересную для возраста, он не .
На интересном чтение , и спрашивает , что в момент хочется: с на игрушками дослушать до .
Обработка . Дети выраженным интересом предпочитают продолжение . Дети слабой потребностью поиграть. игра , как , носит характер: за схватятся, за .
В проведенного все выразили дослушать . При Нина Федор поставленный ответили, хотят , но того им представлена возможность, играли более минуты, чего просить продолжение .
2. Экспериментальная по «внутренней школьника».
исследования. проводится с 6–7 лет форме «Об к и ». Экспериментатор хочет он в . В от задают вопрос:
1. тебе школе (не ) больше ? Что тебя интересное, , любимое школе?
экспериментатор : «Я рассказывать истории тебя , но не том, с уже , а могло случиться. ты мне , что ты или , если такая произошла тобой».
2. себе, сегодня мама скажет: « у еще , трудно будет школу . Если , я и , чтобы тебя поступление школу месяц, полгода на . Хочешь?» ты маме?
3. себе, мама и (или послушалась и по-), договорилась тебя взяли школу. ты , позавтракал, школу не , делай хочешь… бы стал , чем в время, другие в ?
4. Представь, есть школы – «А» школа «». В «А» уроков 1 м такое: день уроки , чтения математики, рисование, и редко, чаще в . А школе «» все : ежедневно , музыка, , рисование, чтение, и по разу неделю. какой тебе бы ?
5. Представь, ты погулять встретил . Ему 6 лет, он ходит в 1 класс, в сад. тебя : «Что делать, хорошо к 1 классу?» ты посоветуешь?
6. , что предложили так: не ходить день школу, , наоборот, тебе будет учительница заниматься тобой всем, учат школе. бы заниматься ?
7. В «А» первоклассников требуют слушать и все , как велит: разговаривать уроках, руку, надо -то или . А школе «» не замечание, ты во урока, чем- поговоришь соседом выйдешь класса спроса. какой тебе бы ?
8. Представь , что какой- день очень , старательно на уроках учительница : «Сегодня учился хорошо, замечательно, даже наградить за хорошее ». Выбирай : дать шоколадку, или в поставить.
9. себе, ты выбрать, бы том в ты учиться учительницы учили очереди учеников, том и мама. , по-, будет , чтобы учительница ее мамы?
данных. новой позиции переходе дошкольного младшему возрасту :
- положительное к в и в , как совершенно и событию жизни;
- интерес новому, школьному занятий;
- от для детства в организации и ;
- признание учителя.
ответ как «» вариант «дошкольный» .
Вопросы «» варианта следующим :
Общее к и .
1. Положительное к и в (отказ предполагаемого или ).
2. Наличие -учебных в необязательного школы ( необходимости ).
Ориентация новое, школьное занятий.
1. от , лишенной -учебного (школы, которой грамоте счету уроками -физкультурного ).
2. Предпочтение грамоты счета «» видам (рисование, , физкультура, ) и времяпрепровождению школе ( на , обед, и .д.).
3. представление подготовке школе.
на , собственно нормы деятельности.
1. коллективных занятий форме .
2. Предпочтение , в соблюдение школьной является .
3. Предпочтение как учебной другим поощрения (, игрушки).
авторитета (несогласие замену родителями).
«» вариант «школьному». результаты методики в (Приложение 2) отображены гистограмме.
1
Анализируя данные можем , что большинства (70%) «внутренняя школьника» . У 30% (ряд 2 5) данное проявляется . Следует , что затруднение всех вызвали 2 , 5 й 7 ой .
3. Исследование сферы. «Домик».
представляет задание срисовывание , изображающей , отдельные которого из прописных . Задание выявить ребенка в работе образец, точно его, особенности произвольного , пространственного , сенсомоторной и моторики .
Методика на 5,5–10 лет, клинический и предполагает нормативных .
Инструкция : «Перед лежат бумаги карандаш. этом я тебя точно картинку, ты на рисунке ( испытуемым листок «Домиком»). торопись, внимателен, , чтобы рисунок точно же, этот образце. ты -то так , то резинкой пальцем нельзя ( проследить, у не резинки), надо неправильного рядом правильно. понятно ? Тогда к ».
По работы необходимо : 1) какой ребенок (правой левой); 2) он с : часто смотрит него, ли линии рисунком-, повторяющие картинки, ли с или, взглянув него, по ; 3) быстро медленно линии; 4) ли время ; 5) высказывания вопросы время ; 6) сверяет испытуемый окончания свой с . Когда сообщает окончании , ему предложить , все у верно. он неточности своем , он их , но должно зафиксировано . Обработка материала путем баллов, за . Ошибками :
а) какой- детали ;
б) отдельных рисунка чем два при правильном размера рисунка;
) неправильно элемент ;
г) изображение в рисунка;
) отклонение линий чем 30 градусов заданного ;
е) между в местах, они быть ;
ж) линий за .
Хорошее рисунка 0 баллов. образом, хуже задание, выше испытуемым оценка. при результатов необходимо возраст . Так, 5,5 – 6 лет получают 0 баллов связи недостаточной мозговых , отвечающих сенсомоторную .
Для возраста приняли оценочную : 0–2 балла – выполнение, 3–4 – , 5–7 – неудовлетворительное. методики каждого показаны приложении 3 отображены гистограмме 2.
2
Таким , «хорошо» задание 60% , «удовлетворительно» – 20% ( гистограммы 3 7) и «» – 20% (показатель 5 и 9).
4. произвольной . Методика « и ». Применяется исследования действовать правилу.
является известной игры « «» и «» не , черного белым носите», только часть игры, именно: запрещено на словами «» и «».
Инструкция : Сейчас будем в , в нельзя слова «» и «». Повтори, , какие нельзя произносить. ( повторяет слова.) будь , я задавать вопросы, на нельзя слова «» и «». Понятно?» того испытуемый , что понятно игры, начинает ему , провоцирующие «да» «нет».
считаются слова «» и «». Слова «», «неа» тому не в ошибок. не ошибкой ответ, он формальному игры. допустимо, ребенок словесного отвечает или кивком .
Задание на уровне, не ни ошибки.
допущена ошибка, это уровень. допущено одной , то , что с не . Всего 10–15 вопросов.
методики каждого отображены гистограмме 3.
3
По мы , что «» ответили 40% (показатель1, 3, 7, 8), «» 40% (2, 4, 6, 10), не с – 20% испытуемых (5,9).
5. интеллектуальной речевой . Методика «».
При интеллекта с зрения к обучению первый должны характеристики, и для обучения школе. яркой характеристикой обучаемость, в два интеллектуальных . Первый – нового работы ( задачи т..); второй – усвоенного выполнения на , но тождественные . Второй возможен при процесса .
Методика исследовать ребенка, .е. , как пользуется решения правилом, которым никогда встречался.
предлагаемых постепенно за введения них , по к можно усвоенное , только осуществления процесса . Используемые методике построены образом, для решения осуществить или обобщение.
эмпирическим понимается классифицировать по признакам подводить под понятие. теоретическим понимается на содержательной , когда служит конкретный признак, факт или отличительного независимо формы проявления.
образом, «Сапожки» исследовать детей, также развития обобщения. рассчитана детей 5,5 – 10 ; имеет характер не получение показателей.
качестве задания обучение цифровому цветных (лошадка, , аист) наличию отсутствию них признака – на . Есть – картинка «1» (единицей), сапожек – «0» (). Цветные предлагаются в таблицы, : 1) правило ; 2) этап правила; 3) называемые «», которые должен путем . Помимо цветных в используется.
инструкция : «Сейчас научу игре, которой картинки, в таблице, будет цифрами «0» «1». Посмотри картинки ( первая таблицы), здесь ?» (испытуемый картинки, случае экспериментатор ему). «, а обрати : в строке лошадки, и нарисованы сапожек, напротив стоит «0», а второй все нарисованы сапожках, напротив стоит «1». Для обозначения цифрами необходимо : если картинке изображена сапожек, ее обозначать «0», а в , то «1». Запомнил? , пожалуйста» ( повторяет ). Затем предлагается цифры следующих строках . Этот рассматривается закрепление правила. работе этом правило, в двух таблицы, быть . В , если совершает , экспериментатор просит его обозначения и на (первые строки ). Каждый ответ должен , почему так ответил. этап , насколько и ребенок новое и применить при задач. этом экспериментатор все ответы , поскольку ошибок показать, ли нетвердо правило путает, надо «0», а «1», или он не в необходимое .
После как уверен, ребенок применять , которому обучали, вторая .
Вторая испытуемому: « уже обозначать цифрами, теперь, это , попробуй нарисованные «загадки». «загадку» – правильно нарисованные ней цифрами «0» «1».
Ход . Если инструкции, закрепляющем ребенок ошибки, экспериментатор же характер ошибок (, Дима обозначал «4», девочку – «2», а – цифрой «1» объясняя ответы, из ног данных ) и наводящих , а повторным к обозначения цифрами, в первых таблицы, добиться работы . Когда был , что хорошо применять правило, переходил разгадыванию «».
Если не отгадать «», то задавал наводящие , чтобы , сможет ребенок эту с взрослого. случае, и помощью не с , переходили следующей «». При решении «загадки» опять предыдущей, выяснить, сыграла последующая «» роль для .
Для характера при «загадок» подробно о , почему так фигурки. ребенок «отгадал », но может объяснения, переходят следующей «». В правильного испытуемым в «загадке» вернуться предыдущей опять ребенка в ответ.
закрепляющем образец фигурок открыт. к «загадок», закрывался. испытуемый мог «загадку», первой со взрослого открывание . Были , когда зрительной на , чтобы смог «загадку» (, Дима, ).
«Хорошее» – правильное «» всех (возможно повторным к «» загадкам). «» выполнение – осознал решения («отгадок»), с мог пользоваться, «отгадывал» опорой зрительный . «Неудовлетворительное» – ребенок не принцип задач, не им , старался ответы.
4
Анализируя проведения (приложение 5, 4) мы , что справились задачей 40% (1, 3, 7, 8 ряд) «удовлетворительно» – 40% (2, 4, 6, 10), «» – 20% испытуемых (5, 9 ).
Вывод: составленную результатам методик видим, большинство психологически к в .
Заключение
исследование сделать основные .
В дошкольного ребенок путь осознания как « сам», физически индивида осознанию внутренней , своих и , связанных, , с действительностью, от происходит за дошкольного .
Под готовностью школьному понимается и уровень развития для школьной программы условиях в сверстников.
процессе курсовой был анализ концепций психологической ребенка школе. всех , несмотря различие , признается , что школьное будет в случае, первоклассник необходимыми достаточными начального обучения , которые в процессе и .
Были следующие компоненты, составляют готовность обучению школе:
– внутренняя школьника, в к значимой общественно деятельности;
– познавательной знаково- функция и к , произвольность процессов, восприятие, обобщать, , сравнивать интересы;
– личностной произвольность , соподчинение и качества;
– сфере и : умение условную , учиться взрослого, свою .
Кроме , нами рассмотрены диагностики готовности школе.
процессе работы было полное группы (10 дошкольников) предмет психологической к в .
В было , что 90% имеют , эмоциональную социальную , которая в готовности школе.
детей, имеют уровень психологической к , была коррекционная , включающая себя игры, продвинуть психическое личностное детей ориентироваться межличностном со для совместной .
Таким , гипотеза исследования , что к и познавательной дошкольников условия формирования внутренней школьника основного психологической ребёнка школе.
Использованные источники
Научная
1. Божович .И. и формирование детском . – М., , 1999. – 148с.
2. Божович .И. формирования . – М.; , 2014. – 164с.
3. Бородина .В. раз готовности школе // школа: до после. – 2015. №10. – . 19–25
4. Борозинец .М. вопросу готовности школе с в // Вопросы . 1998 №2. – С. 56–61.
5. А.. Диагностика на требований младшем возрасте // учебной и развития . – М., , 2013. – 96 с.
6. Л. дошкольник школьником? // воспитание, – 2014 – №8. – . 66–74.
7. Витилах . Принципы и психодиагностических в практике // : теория практика. – ., МГУ, 1996. – 126 .
8. Волкова .Т. ли к // Дошкольное . 2012. №12. – С. 17–20.
9. Н.. Диагностическая по психологической детей 6–7 к обучению. – ., МГУ, 1996. – 154 .
10. Гуцалюк .Б. по детей школе // школа, 2014 №4. – . 11–13.
11. Дмитриевская .А. общей ребенка школе // школа. 2015№12. – . 17–20.
12. Дубровина .В. психологическая . – М., , 2015. – 68 с.
13. Г.. Психология и личности. – ., МПГУ, 1994. – 82 .
14. Коломинский .Л., Е.А. о детей возраста / .Л. , Е.. Панько. – ., изд- «Наука», 2014. – 96 .
15. Копылева .Н. детство: к или в ? // Начальная . 2016. №1. – С. 96–100.
16. М.. Анализ преодоления затруднений выполнении как из определения к обучению // и работа психолога. – ., МГУ, 2013. – 86 .
17. Кравцов .Г. ребенок. готовность школе // .Г. , Е.. Кравцова. – ., МГУ, 2014. – 84 .
18. Лисина .И. онтогенеза . – М., , 2015. – 94 с.