Файл: Психологическая характеристика детей дошкольного возраста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из всех характеристик и особенностей личности ребенка выделено три основных параметра:

  • Отношения со взрослыми: к концу дошкольного возраста поведение ребенка становится более произвольным. Произвольность в общении со взрослыми означает, что ребенок понимает условность учебной ситуации, видит внутреннюю позицию, которую занимают взрослые в отношении с ним.
  • Отношение со сверстниками: это второй важный компонент личностной готовности, его показателем в старшем дошкольном возрасте является готовность ребёнка к сотрудничеству в совместной деятельности.
  • Отношение к себе: этот компонент связан с развитием самосознания, что проявляется в изменении самооценки. Самооценка становится адекватной. На формирование личностной готовности ребенка к школе большое влияние оказывает отношение взрослых, которые его окружают, к учебе, как к одной из важных составляющих деятельности человека. То есть, в общении с ребенком взрослые должны подчеркивать, что учеба в школе намного важнее дошкольных игр.

Также немаловажным фактором может оказаться возможность оказаться на новом возрастном уровне. Если дошкольник осознает, что учась в школе, он сможет сравняться с более старшими товарищами и поднимется в глазах младших, у него формируется внутренняя позиция, которая определяет его поведение и деятельность. Основным признаком внутренней позиции является отказ от дошкольных игр в пользу учебной деятельности.

  1. Волевая готовность - подразумевает готовность ребенка к напряженному труду и школьному режиму, а также способность выполнять те задания, которые не вызывают у него интереса, включает сформированность определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Учебная деятельность предполагает необходимый уровень развития умственной активности, умение преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя.

Развитие волевой готовности к школе должно начинаться с раннего детства. Оно происходит за счет формирования сознательного контроля над поведением ребенка при усвоении им общепринятых правил поведения. Также формирование волевой готовности включается в себя развитие памяти, внимания, воображения, чувств и мышления.

Как правило, доминирующую роль в формировании волевой готовности у детей дошкольного возраста занимают ролевые игры.

Такие ролевые игры предполагают принятие ребенком различных по статусу и содержанию ролей, проигрывание противоположных привычным ролей, проигрывание своей роли в гротексном варианте. В ходе ролевых игр дети учатся ставить цели и стремиться к их достижению. Уже к шести годам ребенок способен поставить перед собой цель, разработать план действий, реализовать его и оценить полученный результат.


Одним из важнейших аспектов развития волевой готовности ребенка является формирование его познавательной деятельности, которая заключается в том, что ребенок не боится трудностей, не стремится их избегать, разрешает трудности самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых. Формируется познавательная деятельность во время дружеских, партнерских отношений между взрослыми и ребенком.

3.Интеллектуальная готовность - состоит из способности ребенка делать собственные выводы, сравнивать, обобщать и анализировать происходящее. Ребенок должен уметь находить зависимость формы предмета и его функции, поведения и стремления, а также усваивать факты взаимодействия организма со средой. Необходимо отметить, что такие умения и способности достигаются не в процессе обучения, а при общении. Интеллектуальная готовность предполагает развитые любознательность, образные представления, мышление, память, речь и воображение.

Необходимо отметить, что дети дошкольного возраста вообще отличаются ярко выраженной любознательностью (специалисты называют дошкольный возраст возрастом "почемучек"). Поэтому рекомендуется всегда удовлетворять любопытство детей, и отвечать на их бесконечные "почему", "как", "какой" и "когда". Общение с родителями не только доставляет ребенку радостные ощущения, но и помогает ему развиваться, пополняя запас знаний новой информацией. Однако следует понимать, что "пичкание" ребенка готовыми знаниями (например, зачитывание энциклопедических сведений) будет нерезультативным. Ребенку необходимо все объяснять доступным языком, чтобы он смог понять и принять новую информацию.

Также в психологической готовности можно выделить эмоциональную готовность, связанную с мотивационной и социальной готовностью. Эмоциональная готовность — способность ребенка адекватно переживать процесс переключения, смены эмоций, сопровождающих различные учебные ситуации, что создает благоприятный фон учению, снижает утомляемость, повышает активность мышления и способствует прочности запоминания информации. Важно, чтобы ребенок не только умел стимулировать себя в процессе деятельности, но и не боялся отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности. Развитие эмоций тесно связано с повышением уровня сознательного волевого управления. За это отвечает волевая готовность к школьному обучению. Она предполагает достаточно высокий уровень произвольно управляемого поведения, произвольной регуляции психических процессов, действий, овладение такой структурой деятельности, поведения, в которой уясняются мотивы, цель мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность. Эмоционально-волевая готовность, по мнению Б.С. Волкова и Н.В. Волковой [7, c.113] предполагает радостное ожидание начала обучения в школе, достаточно тонко развитые высшие чувства, сформированные эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать и др.).


Для успешного овладения грамотой необходим достаточный уровень развития речи. А.В. Павлова [2] отмечает, что дети с высоким уровнем развития речи не испытывает затруднений в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма.З.Л. Шинтарь [3] считает, что в противном случае возникают трудности при обучении, нестабильность успехов.[3]

Речевое развитие считается критерием готовности детей к овладению элементарными навыками чтения и письма. М.Р. Львов [2] указывает, что готовность к обучению грамоте — это языковая готовность, и определяет в качестве критерия готовности речевые умения и навыки: умение читать; умение писать; готовность к звуковому анализу; развитие устной связной речи; активность детей; синтаксис речи; лексика.

Н.В. Нечаева [2] рассматривает готовность к обучению грамоте как готовность к обучению русскому языку, и выделяет такие критерии, как: состояние здоровья ребенка; его готовность к новой социальной роли ученика; сформированность психо-физиологических функций, необходимых для успешного освоения устной и письменной речи, слухового, зрительного анализаторов, речевых органов, мышц руки, пространственной, временной, количественной ориентации, систем: глаз-рука, ухо-рука; интеллектуальная готовность: элементарное владение мыслительными механизмами (анализом, синтезом, обобщением), способность к абстрагированию, способность к использованию знаний и умений в новых условиях; произвольность деятельности, владение основными ее компонентами (восприятием цели, выбором средств для ее достижения, выполнением деятельности в соответствии с поставленной целью, контролем и, в случае необходимости, коррекцией этого); достаточный кругозор; владение устной связной речью. М.М. Безруких [2]считает, что такое понимание готовности к овладению грамотой схоже с определением школьной готовности в целом/

Н.В. Нижегородцева представляет готовность к обучению грамоте как сложное структурное образование, которое охватывает все стороны детской психики в проекции на структуру учебной деятельности, которой детям предстоит овладевать в школе. По ее мнению, психологическая готовность к обучению грамоте состоит из пяти блоков: 1) личностно-мотивационный блок; 2) представление о целях деятельности, принятие учебной задачи; 3) представление о содержании деятельности и способах выполнения учебной деятельности; 4) информационный блок, обеспечивающий восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации; 5) блок управления деятельностью и принятие решений. В каждом блоке выделяются учебно-важные качества, о которых уже шла речь выше.


Для успешного овладения русским языком необходимы: 1) сформированность звуковой стороны речи; 2) полная сформированность фонематических процессов; 3) готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи; 4) умение пользоваться разными способами словообразования существительных; 5) сформированность грамматического строя речи.

В психолого-педагогических исследованиях различают «общую» и «специальную» речевую готовность. Общая готовность предполагает решение следующих задач: понимание ребенком обращенной к нему речи и реагирование на нее соответствующим образом; умение связно, свободно и понятно излагать свои мысли, сохраняя грамматическую правильность речи; овладение определенным словарным запасом; сформированность звуковой стороны речи. Специальная речевая готовность предполагает готовность к обучению грамоте (чтению и письму).

Для дошкольника, готового к пониманию материальной природы языка, характерно умение последовательно выделять звуки речи из слова и дифференцировать отношение к звукам и буквам. Для него характерно системное представление об основных единицах языка, умение дифференцировать их в речевом потоке, приводить их примеры.

На основе обобщения теоретических подходов к решению проблемы психологической готовности к школе Д.Б. Эльконин [3] выделял ряд ее признаков:

1. Сильное желание учиться и посещать школу (созревание учебного мотива).

2. Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.

3. Способность к выполнению основных мыслительных операций.

4. Достижение определенного уровня физической и психологической выносливости.

5. Развитие интеллектуальных, моральных и эстетических чувств.

6. Определенный уровень речевого и коммуникативного развития. В контексте коммуникативного развития ребенок должен обладать рядом навыков: быть вежливым в общении со сверстниками и взрослыми; уметь вступать в контакт; соблюдать нормы и обычаи, принятые в школе; быть дисциплинированным.

Представления о школьной готовности менялись по мере накопления знаний об этой проблеме. На сегодняшний день принято готовность ребенка к школе рассматривать с различных позиций. Необходим комплексный подход, включающий в себя рассмотрение таких видов готовности, как физиологическая, социальная и психологическая. Все они тесно связаны между собой, отклонение от нормы одного из видов приводит к нарушению всего процесса формирования готовности к усвоению школьных знаний.


2. Эмпирическое психологической дошкольников школе

2.1. Процедуры работы

экспериментальной было уровня готовности обучению школе группы . Основой послужила Н.. Гуткиной.

эксперимента 10 дошкольников 5-6 которые ДОУ «».

Перед на объявлений детском был листок информацией том, типы будут ребенку собеседовании психолога. задания сформулированы образом. должен : 1) воспроизводить ; 2) работать правилу; 3) последовательность картинок составлять ним ; 4) различать звуки словах.

будущих проводилось детском , поскольку этом находились привычной , а обследование похоже индивидуальное .

Таким , сводилось минимума влияние называемого «» при в .

Обследование за 3 :

1 Констатирующий.

2 .

3 Контрольный.

этап включает «Домик», коллективно группах 5 человек ( 2 группы), индивидуально методики: « беседа выявлению « позиции »; «Да нет»; « прятки» «Определение познавательного игрового ».

Предварительно каждого готовился , состоящий бланков и листов, для испытуемым, также его по , не специальных .

Процедура обследования к .

В индивидуально с все , входящие первое , кроме «». Причем из был только проведения по доминирования или мотива аффективно- сфере . Этот был оборудован , как в . Последовательность тех иных не значения.

того все ребят индивидуальные , они в , где выполняли «Домик».

этом этап заканчивался; буклеты оставались психолога, родители своих на этап на им и . Дни время этапа были заранее учетом , что проходит с ребенком занимает, показывает , не получаса. второй каждый приходил в время, которое записан, к свести ожидание очереди. все и первый, во раз в родителей. составляли две : «Домик» «Определение познавательного игрового ». Во проведения методик не , так при домика могут детей, при доминирования случайной сознательной могут на ребенка.

началом собеседования ребенка его домика образец, которого сделана , при указывалось все , допущенные сыном дочерью. напоминали выполнения заданий этапа. после ребенку методики «» и « событий».

окончании всех в давались , как за время их к .

Во собеседования ребенком старались дружелюбный, контакт. задания детьми игры. игры ребятам , уменьшала ситуацию. ребенок , боялся (Нина, 6.6 ) отвечать, со экспериментатора оказана поддержка – голосом уверенность, она хорошо со играми. ходу заданий постоянно знать, она делает и (независимо действительного ). Без обратной тревожный просто . Впрочем, тактика ко обследуемым .