Файл: Особенности учета и анализа товаров на предприятиях оптовой торговли (ООО «Зона Звука»).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Виды оптовых торговых организаций регионального значения
1.2 Задачи учета и анализа продажи товаров в организации оптовой торговли
1.3 Синтетический и аналитический учет поступления и продажи товаров
Глава 2. Анализ и учет реализации товаров на предприятии оптовой торговли ООО «Зона Звука»
2.1 Организационная характеристика предприятия
2.2 Бухгалтерский учет реализации товаров
2.4 Рекомендации по увеличению товарооборота и учету товаров на предприятии
Содержание:
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью правильной организации учета и повышения эффективности контроля над товарными операциями для создания условий непрерывности товародвижения.
Оптовая торговля представляет собой реализацию потребительских товаров, как правило, крупными партиями для последующей их перепродажи, для дальнейшей переработки. В результате оптового оборота товары перемещаются в системе товарного обращения, но в конечное потребление не поступают.
Организация бухгалтерского учета оптового предприятия зависит:
- от формы выхода на товарный рынок: прямая (продавец или покупатель) или с участием посредников;
- от содержания товарных операций;
- от учетной политики предприятия и других факторов.
Целью работы является комплексное исследование организации и учета реализации товаров на оптовом предприятии.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
- исследовать теоретические и методические вопросы организации бухгалтерского учета и анализа оптового товарооборота;
- проанализировать практику организации бухгалтерского учета оптового товарооборота в ООО «ЗОНА ЗВУКА»;
- провести анализ оптового товарооборота ООО «ЗОНА ЗВУКА»;
- определить направления совершенствования бухгалтерского учета товарооборота на предприятии ООО «ЗОНА ЗВУКА».
Объектом исследования выступает ООО «ЗОНА ЗВУКА».
Предметом исследования - учет и анализ оптовой продажи товаров.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования анализа и учета реализации товаров на предприятии оптовой торговли
1.1 Виды оптовых торговых организаций регионального значения
Оптовые предприятия регионального уровня завершают процесс оптовой реализации. Они закупают товары непосредственно у товаропроизводителей и оптовых предприятий общенационального уровня, доставляют их оптовым покупателям в зоне своей деятельности.
Оптовая торговля представляет собой деятельность по продаже товаров тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования, т.е.:
- последующим продавцам (розничным торговцам или другим оптовым торговцам, следующим в торговой цепи),
- для производственного использования на промышленном или ремесленном предприятии,
- крупному потребителю, например, акции экономической помощи другим странам или регионам, пострадавшим от стихийных бедствий и т.д.
Таблица 1.1
Виды оптовой торговли
Признак классификации |
Вид оптовой торговли |
Пример |
1 |
2 |
3 |
по функциональному признаку |
Закупочная оптовая торговля |
Заготовка вторичного сырья, закупка и сбыт сельскохозяйственного сырья |
Оптовая торговля по производственным связям |
Закупка кожи у кожевенного завода и продажа обувной фабрике (полуфабрикаты); покупка и продажа инструмента (готовая продукция) |
|
Распределительная оптовая торговля |
Покупает товары в больших объемах у производителей и продает в меньших объемах розничным торговцам или индивидуальным производителям |
|
по степени специализации номенклатуры |
Оптовая торговля товарами широкого ассортимента |
Оптовая торговля продовольственными товарами |
Специализированная оптовая торговля |
Оптовая торговля электротехнической продукцией |
Закупочная (заготовительная, собирательная) оптовая торговля.
Закупочная торговля выполняет, прежде всего, задачу количественного выравнивания (сбалансирования) объемов на рынке заготовок, она собирает малые объемы товаров и предлагает их своим клиентам большими партиями. Предметом закупок являются сельскохозяйственные продукты (например, зерно, картофель, овощи), древесина, вторичное сырье, отходы и пр. Часто эти виды продукции требуют дополнительно сортировки, например по категориям.
Оптовая торговля по производственным связям.
Предприятия оптовой торговли покупают полуфабрикаты и готовые изделия, продают их для последующего использования чаще всего на промышленных предприятиях. Этот вид оптовой торговли соединяет последовательные стадии производственного процесса.
Примеры: Оптовая торговля черными металлами (метизами). Оптовая торговля продукцией машиностроения. Оптовая торговля строительными материалами.
Распределительная оптовая торговля.
Предприятия оптовой торговли покупают товары в больших объемах у производителей и продают в меньших объемах различным торговцам или небольшим предприятиям, например текстильные материалы, запасные части, продукты питания.
Отличия оптовой торговли от розничной:
- объемы оптовых сделок обычно крупнее розничных;
- зона обслуживания Оптового предприятия обычно больше розничного;
- меньше уделяется внимания расположению торгового предприятия, рекламе.
Особенности оптовой торговли средствами производства:
- особая номенклатура и отраслевая принадлежность товаров;
- меньшая численность товарных групп по номенклатуре;
- неоднородность рынков многих видов средств производства.
Разновидностями оптовых предприятий с полным комплексом закупочно-сбытовых операций являются дистрибьюторы, дилеры, посылторговцы.
Дистрибьютор – это независимый оптовый посредник, который осуществляет торговые операции от своего имени и имеет право собственности на товар. Он специализируется на приобретении товаров у производителей за свой счет и самостоятельно реализует их постоянным клиентам.
Дилер – это посредник, осуществляющий перепродажу товаров от своего имени и за свой счет. Он может быть юридическим или физическим лицом. Как независимый предприниматель, дилер чаще всего имеет дело с покупкой транспортных средств, которые он приобретает за свой счет, но при этом пользуется торговым знаком или коммерческим наименованием фирмы-производителя. Дилер, как правило, продает товары конечным потребителям [18,c.226]. Дилерский доход создается за счет разницы между закупочной ценой товара и ценой его продажи.
Посылторговец – это оптовик-посредник, который занимается реализацией товаров, рассылая каталоги потенциальным покупателям. Для выполнения своих функций посредник должен иметь эффективный вид транспорта. Используя каталоги, посылторговец помогает промышленным и розничным предприятиям, потребителям иметь информацию о товарном ассортименте. Получив заказ от покупателя, оптовик высылает скомплектованную партию товаров по почте, автомашиной или другим видом транспорта.
Посреднические оптовые структуры могут выступать как предприятия-агенты, предприятия-брокеры, комиссионеры, консигнаторы и др. Действуют они по поручению клиента и в основном за его счет, не имеют право собственности на товары, которые реализуют.
1.2 Задачи учета и анализа продажи товаров в организации оптовой торговли
Для правильного руководства деятельностью торгового предприятия необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной, детальной информацией. Достигается это ведением хозяйственного учета. Хозяйственный учет делится на три вида: оперативный, статистический и бухгалтерский.
Оперативный учет организуется в отдельных филиалах и на складах. Данные используются для повседневного, текущего руководства и управления деятельностью предприятия.
Статистический учет использует информацию о структуре основных средств, доходах и численности работающих, другие сведения с целью анализа и прогнозирования.
Бухгалтерский учет представляет собой сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия на основе поступающих документов.
Основными задачами бухгалтерского учета в торговле являются: контроль за сохранностью товаров, своевременностью отгрузки, выполнением договоров и обязательств по поставкам товаров потребителям, предоставление руководству информации о товарообороте и валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.
Для достижения этих задач решаются следующие подзадачи:
- контроль за поступлением товаров, состоянием товарных запасов, их сохранностью на складах;
- своевременное и правильное документальное оформление отгрузки товаров, четкая организация расчетов с покупателями;
- контроль за выполнением плана договоров-поставок по объему, ассортименту и срокам реализации товаров с целью оценки работы менеджера;
- своевременный и точный расчет сумм за реализованный товар, фактических затрат на его хранение и сбыт, расчет сумм прибыли;
- учет расходования фонда заработной платы, выявление соотношения между ростом эффективности труда и средней зарплатой;
- контроль за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств.
Успешное выполнение этих задач зависит от правильной организации сбыта и складского хозяйства, своевременности документального оформления хозяйственных операций. [8, с.58]
Целью анализа реализации товаров является нахождения путей для увеличения объемов реализации товаров по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат - увеличение прибыли предприятия.
Основной задачей анализа реализации товаров является: анализ конкурентных позиций предприятия и его способности гибкого маневрирования ресурсами при изменении конъюнктуры рынка.
Для анализа реализации продукции служат форма 1 «Бухгалтерский баланс», ф. 2 «Отчет о финансовых результатах», приложения к бухгалтерскому балансу.
1.3 Синтетический и аналитический учет поступления и продажи товаров
Поступление товаров и тары в оптовой торговле отражается по дебету активного счета 41 "Товары", по субсчетам 41-1 "Товары на складах" и 41-3"Тара под товаром и порожняя". Тару, отвечающую признакам основных средств, учитывают на счете 01 "Основные средства", служащую для хозяйственных нужд - на счете 10 «Материалы»[12, с. 40].
Для учета товаров, принятых на хранение (если возникли вопросы, связанные с оплатой товара, или по условиям договора товары запрещено продавать до их оплаты), используется за балансовый счет 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение".
Учет товаров, принятых на комиссию оптовыми организациями от организаций-комиссионеров, ведется на счете 004 "Товары, принятые на комиссию" [12, с. 41].
Доставка неоплаченного товара от поставщика на оптовый склад покупателя отражается в учете на основании счета-фактуры, в котором отдельной строкой выделяется сумма НДС, что фиксируется следующей проводкой:
Дт 19 "НДС по приобретенным ценностям" - на сумму НДС, указанную в счете-фактуре;
Дт 41 "Товары" - на стоимость оприходованного товара;
Кт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками" - на общую сумму задолженности поставщику.
Если в первичных учетных документах (приходных кассовых ордерах, счетах-фактурах, актах) не выделена сумма НДС отдельной строкой или не оформлен либо составлен ненадлежащим образом счет-фактура, исчисление расчетным путем налога на добавленную стоимость не производится. Стоимость приобретенных товаров, включая НДС, приходуется по счету 41 "Товары" с последующим списанием на счет продаж.
Если товар закупается у физических лиц (как индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, так и не являющихся ими), НДС по ним не уплачивается, поэтому сумма налога по счету 19 не отражается. При данных операциях предприятие оптовой торговли обязано уплатить налог на добавленную стоимость с полной суммы товарооборота без предъявления каких-либо сумм к зачету в бюджет. Это делает такие операции невыгодными.