Файл: Особенности учета и анализа товаров на предприятиях оптовой торговли (ООО «Зона Звука»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью правильной организации учета и повышения эффективности контроля над товарными операциями для создания условий непрерывности товародвижения.

Оптовая торговля представляет собой реализацию потребительских товаров, как правило, крупными партиями для последующей их перепродажи, для дальнейшей переработки. В результате оптового оборота товары перемещаются в системе товарного обращения, но в конечное потребление не поступают.

Организация бухгалтерского учета оптового предприятия зависит:

  • от формы выхода на товарный рынок: прямая (продавец или покупатель) или с участием посредников;
  • от содержания товарных операций;
  • от учетной политики предприятия и других факторов.

Целью работы является комплексное исследование организации и учета реализации товаров на оптовом предприятии.

Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

  • исследовать теоретические и методические вопросы организации бухгалтерского учета и анализа оптового товарооборота;
  • проанализировать практику организации бухгалтерского учета оптового товарооборота в ООО «ЗОНА ЗВУКА»;
  • провести анализ оптового товарооборота ООО «ЗОНА ЗВУКА»;
  • определить направления совершенствования бухгалтерского учета товарооборота на предприятии ООО «ЗОНА ЗВУКА».

Объектом исследования выступает ООО «ЗОНА ЗВУКА».

Предметом исследования - учет и анализ оптовой продажи товаров.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования анализа и учета реализации товаров на предприятии оптовой торговли

1.1 Виды оптовых торговых организаций регионального значения


Оптовые предприятия регионального уровня завершают процесс оптовой реализации. Они закупают товары непосредственно у товаропроизводителей и оптовых предприятий общенационального уровня, доставляют их оптовым покупателям в зоне своей деятельности.

Оптовая торговля представляет собой деятельность по продаже товаров тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования, т.е.:

  • последующим продавцам (розничным торговцам или другим оптовым торговцам, следующим в торговой цепи),
  • для производственного использования на промышленном или ремесленном предприятии,
  • крупному потребителю, например, акции экономической помощи другим странам или регионам, пострадавшим от стихийных бедствий и т.д.

Таблица 1.1

Виды оптовой торговли

Признак классификации

Вид оптовой торговли

Пример

1

2

3

по функциональному признаку

Закупочная оптовая торговля

Заготовка вторичного сырья, закупка и сбыт сельскохозяйственного сырья

Оптовая торговля по производственным связям

Закупка кожи у кожевенного завода и продажа обувной фабрике (полуфабрикаты); покупка и продажа инструмента (готовая продукция)

Распределительная оптовая торговля

Покупает товары в больших объемах у производителей и продает в меньших объемах розничным торговцам или индивидуальным производителям

по степени специализации номенклатуры

Оптовая торговля товарами широкого ассортимента

Оптовая торговля продовольственными товарами

Специализированная оптовая торговля

Оптовая торговля электротехнической продукцией

Закупочная (заготовительная, собирательная) оптовая торговля.

Закупочная торговля выполняет, прежде всего, задачу количественного выравнивания (сбалансирования) объемов на рынке заготовок, она собирает малые объемы товаров и предлагает их своим клиентам большими партиями. Предметом закупок являются сельскохозяйственные продукты (например, зерно, картофель, овощи), древесина, вторичное сырье, отходы и пр. Часто эти виды продукции требуют дополнительно сортировки, например по категориям.

Оптовая торговля по производственным связям.

Предприятия оптовой торговли покупают полуфабрикаты и готовые изделия, продают их для последующего использования чаще всего на промышленных предприятиях. Этот вид оптовой торговли соединяет последовательные стадии производственного процесса.


Примеры: Оптовая торговля черными металлами (метизами). Оптовая торговля продукцией машиностроения. Оптовая торговля строительными материалами.

Распределительная оптовая торговля.

Предприятия оптовой торговли покупают товары в больших объемах у производителей и продают в меньших объемах различным торговцам или небольшим предприятиям, например текстильные материалы, запасные части, продукты питания.

Отличия оптовой торговли от розничной:

  • объемы оптовых сделок обычно крупнее розничных;
  • зона обслуживания Оптового предприятия обычно больше розничного;
  • меньше уделяется внимания расположению торгового предприятия, рекламе.

Особенности оптовой торговли средствами производства:

  • особая номенклатура и отраслевая принадлежность товаров;
  • меньшая численность товарных групп по номенклатуре;
  • неоднородность рынков многих видов средств производства.

Разновидностями оптовых предприятий с полным комплексом закупочно-сбытовых операций являются дистрибьюторы, дилеры, посылторговцы.

Дистрибьютор – это независимый оптовый посредник, который осуществляет торговые операции от своего имени и имеет право собственности на товар. Он специализируется на приобретении товаров у производителей за свой счет и самостоятельно реализует их постоянным клиентам.

Дилер – это посредник, осуществляющий перепродажу товаров от своего имени и за свой счет. Он может быть юридическим или физическим лицом. Как независимый предприниматель, дилер чаще всего имеет дело с покупкой транспортных средств, которые он приобретает за свой счет, но при этом пользуется торговым знаком или коммерческим наименованием фирмы-производителя. Дилер, как правило, продает товары конечным потребителям [18,c.226]. Дилерский доход создается за счет разницы между закупочной ценой товара и ценой его продажи.

Посылторговец – это оптовик-посредник, который занимается реализацией товаров, рассылая каталоги потенциальным покупателям. Для выполнения своих функций посредник должен иметь эффективный вид транспорта. Используя каталоги, посылторговец помогает промышленным и розничным предприятиям, потребителям иметь информацию о товарном ассортименте. Получив заказ от покупателя, оптовик высылает скомплектованную партию товаров по почте, автомашиной или другим видом транспорта.

Посреднические оптовые структуры могут выступать как предприятия-агенты, предприятия-брокеры, комиссионеры, консигнаторы и др. Действуют они по поручению клиента и в основном за его счет, не имеют право собственности на товары, которые реализуют.


1.2 Задачи учета и анализа продажи товаров в организации оптовой торговли

Для правильного руководства деятельностью торгового предприятия необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной, детальной информацией. Достигается это ведением хозяйственного учета. Хозяйственный учет делится на три вида: оперативный, статистический и бухгалтерский.

Оперативный учет организуется в отдельных филиалах и на складах. Данные используются для повседневного, текущего руководства и управления деятельностью предприятия.

Статистический учет использует информацию о структуре основных средств, доходах и численности работающих, другие сведения с целью анализа и прогнозирования.

Бухгалтерский учет представляет собой сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия на основе поступающих документов.

Основными задачами бухгалтерского учета в торговле являются: контроль за сохранностью товаров, своевременностью отгрузки, выполнением договоров и обязательств по поставкам товаров потребителям, предоставление руководству информации о товарообороте и валовом доходе, о состоянии товарных запасов и эффективности их использования.

Для достижения этих задач решаются следующие подзадачи:

  • контроль за поступлением товаров, состоянием товарных запасов, их сохранностью на складах;
  • своевременное и правильное документальное оформление отгрузки товаров, четкая организация расчетов с покупателями;
  • контроль за выполнением плана договоров-поставок по объему, ассортименту и срокам реализации товаров с целью оценки работы менеджера;
  • своевременный и точный расчет сумм за реализованный товар, фактических затрат на его хранение и сбыт, расчет сумм прибыли;
  • учет расходования фонда заработной платы, выявление соотношения между ростом эффективности труда и средней зарплатой;
  • контроль за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств.

Успешное выполнение этих задач зависит от правильной организации сбыта и складского хозяйства, своевременности документального оформления хозяйственных операций. [8, с.58]

Целью анализа реализации товаров является нахождения путей для увеличения объемов реализации товаров по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат - увеличение прибыли предприятия.


Основной задачей анализа реализации товаров является: анализ конкурентных позиций предприятия и его способности гибкого маневрирования ресурсами при изменении конъюнктуры рынка.

Для анализа реализации продукции служат форма 1 «Бухгалтерский баланс», ф. 2 «Отчет о финансовых результатах», приложения к бухгалтерскому балансу.

1.3 Синтетический и аналитический учет поступления и продажи товаров

Поступление товаров и тары в оптовой торговле отражается по дебету активного счета 41 "Товары", по субсчетам 41-1 "Товары на складах" и 41-3"Тара под товаром и порожняя". Тару, отвечающую признакам основных средств, учитывают на счете 01 "Основные средства", служащую для хозяйственных нужд - на счете 10 «Материалы»[12, с. 40].

Для учета товаров, принятых на хранение (если возникли вопросы, связанные с оплатой товара, или по условиям договора товары запрещено продавать до их оплаты), используется за балансовый счет 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение".

Учет товаров, принятых на комиссию оптовыми организациями от организаций-комиссионеров, ведется на счете 004 "Товары, принятые на комиссию" [12, с. 41].

Доставка неоплаченного товара от поставщика на оптовый склад покупателя отражается в учете на основании счета-фактуры, в котором отдельной строкой выделяется сумма НДС, что фиксируется следующей проводкой:

Дт 19 "НДС по приобретенным ценностям" - на сумму НДС, указанную в счете-фактуре;

Дт 41 "Товары" - на стоимость оприходованного товара;

Кт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками" - на общую сумму задолженности поставщику.

Если в первичных учетных документах (приходных кассовых ордерах, счетах-фактурах, актах) не выделена сумма НДС отдельной строкой или не оформлен либо составлен ненадлежащим образом счет-фактура, исчисление расчетным путем налога на добавленную стоимость не производится. Стоимость приобретенных товаров, включая НДС, приходуется по счету 41 "Товары" с последующим списанием на счет продаж.

Если товар закупается у физических лиц (как индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, так и не являющихся ими), НДС по ним не уплачивается, поэтому сумма налога по счету 19 не отражается. При данных операциях предприятие оптовой торговли обязано уплатить налог на добавленную стоимость с полной суммы товарооборота без предъявления каких-либо сумм к зачету в бюджет. Это делает такие операции невыгодными.