Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции.(Теоретические основы исследования конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чаще усиление конкуренции отмечали в сфере СМИ (67%), сдачи недвижимости в аренду (67%) и рекламы (63%). Ниже представлена диаграмма, иллюстрирующая процент предпринимателей по отраслям, которые отметили усиление уровня конкуренции за последние три месяца 2016 г.

Специфика современной конкуренции заключается в том, что, во - первых, основное внимание в конкурентной борьбе фирм уделяется не совершенствованию продукта, а повышению качества сотрудничества с потребителями и обеспечению соответствия ценностей бренда ценностям целевой аудитории; во - вторых, ограниченность ресурсов корпораций привела к тому, что конкурентное соперничество сменилось конкурентным сотрудничеством, в рамках которого конкурирующие предприятия, не переставая бороться за клиента, сотрудничают с целью снизить издержки текущей деятельности, обеспечить более широкий охват рынка и повысить конкурентоспособность своей отрасли; в - третьих, усилением внутрикорпоративной и внутрифирменной конкуренции внутри субъектов хозяйствования, которые конкурируют на глобальных рынках. [20]

Проблемы развития конкуренции наиболее обострены в современной

российской экономике, низкий уровень развития конкуренции – одна из важнейших причин высокого темпа роста цен, низкого качества предоставления услуг и ограниченности потребительского выбора. По данным доклада Всемирного экономического форума (ВЭФ) «Глобальная конкурентоспособность 2015 -2016 г.г.», Российская Федерация по индексу глобальной конкурентоспособности находится на 64 месте среди 148 стран. Хотя Россия в 2016 году, согласно индексу глобальной конкурентоспособности, поднялась в рейтинге с 67 до 64 места, это положение улучшилось во многом за счет низкого уровня государственного долга. А по признаку уровень развития конкуренции на рынках товаров и услуг – Россия продолжает занимать низкие места. В 2016 году страна по данному признаку находилась на 135 месте.

Таким образом, в сегодняшней экономической ситуации слабая конкуренция на внутрироссийском рынке приобретает особую актуальность. Существует такая проблема, как развитие конкуренции. При слабой конкуренции рыночная экономика радикально снижает свой потенциал, если вообще не утрачивает смысл. В сегодняшней ситуации эта тема приобретает особую актуальность: произошедшая девальвация объективно ограничивает присутствие импортных товаров на российском рынке. Санкции и импортозамещение действуют в том же направлении. Все это способно дополнительно снизить уровень конкуренции в нашей экономике, и без того избыточно монополизированной. Также вызывает опасение сопутствующие снижение конкуренции на внутреннем рынке.


6 августа 2014 года был принят Указ Президента Российской Федерации «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», которым был запрещѐн ввоз на территорию России отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению. Под действие запрета попали США, страны Европейского союза, Австралия, Канада, Норвегия. Конкретный перечень товаров, в отношении которых были введены ограничения, определен Правительством России. В список входят мясные и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты и орехи. [20]

Введение эмбарго создало возможность для импортозамещения со стороны отечественных производителей.

В рыбной отрасли наблюдается существенное снижение объемов производства свежей и охлажденной рыбы, в то время как производство мороженой рыбы увеличилось, во многом компенсировав выпавший объем 13 импорта. Столь резкое сокращение производства свежей и охлажденной рыбы в значительной степени обусловлено высокой зависимостью отечественных предприятий от иностранных мальков и оплодотворенной икры лососевых, ввоз которых в начале 2015 года заметно снизился, в частности в связи с ослаблением курса рубля. Отечественным производителям молочной продукции пока не удается в достаточной мере компенсировать в краткосрочном периоде выпавшие объемы импорта. Лучшие результаты демонстрирует производство сыров и творога. Однако необходимо отметить, что тенденция роста производства сыров наблюдалась на отечественном рынке еще с 2013 года, что говорит о том, что данный результат также является скорее следствием осуществленных ранее инвестиций, а не столько результатом импортозамещения. Минсельхоз России тем не менее отмечает развитие молочного скотоводства.

За январь – апрель 2016 года хозяйствами всех категорий произведено 8,9 тыс. тонн молока (100,7% к 2014 году). Стабильность его производства сохраняется при сокращении поголовья коров в сельхозорганизациях (на 1 мая 2016 года поголовье составило 3,3 млн. голов - 2,7% к уровню 2014 года) за счет увеличения их продуктивности (в сельхозпредприятиях) до 1 663 кг. (на 6,8%). Таким образом, анализ динамики отечественного производства показывает, что наращивание объемов в отдельных секторах является результатом ранее осуществленных инвестиций, однако в силу объективных причин их не достаточно для компенсации выпавших объемов импорта.


В свою очередь фактическое отсутствие импортных товаров на рынках обеспечило рост спроса на произведенную продукцию отечественных производителей, которого в условиях добросовестной конкуренции с импортом могло не быть, что дает основу для наращивания отечественного производства. Что касается вопросов внешней торговли, то с введением эмбарго существенно сократились объемы импорта продовольственных товаров в Россию, а также несколько изменилась торговая структура импорта. В товарной структуре импорта в Россию доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства в январе – апреле 2016 года составила 13,1%.

Стоимостной объем поставок продовольственных товаров сократился по сравнению с январем – апрелем 2015 года на 41% (общий объем импорта сократился на 38%). С точки зрения конкурентной политики введение внешнеторговых барьеров, безусловно, крайне негативно сказывается на конкуренции – как ценовой, так и неценовой. [20]

Учитывая изложенное, можно констатировать, что введение эмбарго оказало разнонаправленные эффекты на внутренний рынок:

-эмбарго стало дополнительным фактором роста цен на продовольственные товары на внутреннем рынке наряду с девальвацией рубля;

-угрозы роста реэкспорта и демпинга со стороны Республики Беларусь в значительной степени не реализовались. Союзное государство в данном случае воспользовалось своим транзитным положением и нарастило в Россию поставки нескольких категорий продукции (соленая рыба, яблоки). Введение эмбарго привело к снижению диверсификации поставок сухого молока, приведя к росту доли Республики Беларусь в структуре российского импорта почти до 95%;

-рост поставок сыров и сырной продукции альтернативными каналами (по иным кодам) привел к ужесточению эмбарго в 2016 году, выразившемуся в распространении его на новые категории продовольственных товаров;

- эмбарго создало возможности для расширения отечественного производства. Динамика производства, однако, показывает, что, несмотря на широкий потенциал импортозамещения (в форме, выбывшей с российских рынков импортной продукции) в настоящее время его реализация осуществляется точечно, преимущественно в секторе по производству мяса и молочной продукции, что стимулирует также развитие перерабатывающих предприятий. Успехи в наращивании объема отечественного производства во многом обусловлены сделанными ранее инвестициями. [20]

Продление продовольственного эмбарго еще на один год дает дополнительную возможность отечественным производителям как для адаптации к непростым экономическим условиям в стране, так и для реализации процесса импортозамещения.


2.2 Анализ состояния конкуренции в газовой сфере

В результате анализа оптового рынка природного газа в Российской Федерации, реализуемого в границах Единой системы газоснабжения в России, за 2011-2014 гг., ФАС России было установлено, что указанный рынок является высококонцентрированным с недостаточно развитой конкурентной средой.

Доля группы лиц ПАО «Газпром» в течение исследуемого периода существенно превышала 50%, составляя 70,81% в 2011 г., 67,14% в 2012 г., 64,15% в 2013 г. и 59,40% в 2014 г.

Доли его ближайшего конкурента, ОАО «НОВАТЭК» в том же периоде составила, соответственно, 10,38% в 2011 г., 11,08% в 2012 г., 11,92% в 2013 г. и 12,18% в 2014 г. В свою очередь, доля прочих хозяйствующих субъектов на рынке в исследуемый период не превышала 5%. [21]

Принимая во внимание большой объем капитальных вложений, необходимых для создания нового хозяйствующего субъекта, занимающегося добычей и реализацией природного газа, а также учитывая наличие на указанном товарном рынке вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, ограниченность его сбытового сегмента и другие барьеры, можно сделать вывод о том, что появление на оптовом рынке природного газа других крупных производителей в ближайшее время маловероятно. Тенденции развития рынков топливно-энергетического комплекса в 2015- 2016 гг., в части обострения конкуренции и снижения темпов экономического роста, приводит к сокращению объемов экспорта российского газа и снижению цен на него. В сложившейся экономической ситуации на международном рынке газа приоритетным направлением должно стать развитие внутреннего рынка газа Российской Федерации.

В целях решения этой задачи необходимо осуществить следующее:

- расширение газификации регионов и газозаправочной инфраструктуры, путем развития системы газоснабжения, реализации сжиженных углеводородных газов, сжиженного и компримированного природного газа;

- усовершенствование Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314;

- упрощение процедуры присоединения к газораспределительным сетям и строительства заводов по сжижению газа;

- изменение градостроительного законодательства (требования к проектной документации, экспертизе проектов и др.);


- снятие административных барьеров посредством использования процедуры административного обжалования в строительстве;

- изменение содержания региональной специальной надбавки, в части закрепления в ней строительства внутрипоселковых и внутриквартальных сетей. Реализация указанных мероприятий должна быть закреплена в региональных программах развития конкуренции. При этом ФАС России проводит работу по обеспечению равных условий доступа потребителей к газовой инфраструктуре России. [21]

Кроме того, ФАС России планирует использовать ценовые индикаторы сопоставимых зарубежных рынков (NetBack), формируемые на основе наиболее крупных по объему торгов и наиболее ликвидных газовых спотовых центров 256 европейских и североамериканских рынках (NBP в Великобритании, TTF в Нидерландах, NCG в Германии, Henry Hub в США). Ценовой арбитраж между тремя перечисленными индексами сформирует индекс рыночной цены внутреннего рынка России, который позволит ориентировать цены на газ на рыночный уровень.

Расширение организованной торговли природным газом в Российской Федерации может облегчить переход к использованию рыночных механизмов при формировании цен на газ, и, в конечном итоге, к либерализации внутреннего рынка газа, благодаря которой станет возможным нарастить внутреннее потребление природного газа, уровень газификации в Российской Федерации и энергоэффективность российской экономики, а также не допустить консервации ресурсной базы независимых производителей газа.

3 Основные приоритеты конкурентной политики в России

Основной предлагаемый приоритет конкурентной политики в России до 2030 г. – развивать промышленность, защищая конкуренцию.

Это предполагает отбор из множества мер реализации промышленной политики в первую очередь проконкурентных.

Промышленная политика в данном контексте не столько ставит целью развитие исключительно отдельных отраслей промышленности, сколько описывает общий подход к государственному регулированию экономики с целью комплексного стимулирования ее развития. В то же время предполагается, что сохранится роль антимонопольной политики с учетом особой повестки для России как страны с развивающейся рыночной экономикой и не будет допущено вытеснение ее инструментами экономического регулирования. [15]