Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции.(Теоретические основы исследования конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По масштабу действий конкуренция бывает:

1) внутриотраслевая конкуренция, предполагающая соперничество предприятий одной отрасли за получение дефицитного ресурса (выгодных условий производства и реализации продукции, за деньги потребителя одних и тех же товаров и т.д.);

2) межотраслевая конкуренция представляют собой борьбу между предприятиями, находящимися в разных отраслях, с целью максимально выгодного приложения капитала;

3) региональная конкуренция преследуют цель не только вести соперничество с предприятиями других регионов, но и бороться за получение различных льготных режимов со стороны федеральных властей;

4) национальная конкуренция представляет собой соперничество отечественных предприятий внутри данной страны;

5) глобальная конкуренция ведется предприятиями, хозяйственными объединениями и государствами разных стран на мировом рынке.

Ценовые формы конкуренции (приложение Б) основаны на стремлении завоевания рынка и (или) достижения лучших экономических условий сбыта благодаря снижению цен и, как правило, при одновременном сокращении производственных издержек. Снижение цен за счет уменьшения доли прибыли может привести к росту объема продаж, вытеснению конкурентов с рынка. [7]

Ценовые конкурентные отношения могут проявляться как в открытом виде (демпинг, «ценовая война»), так и в скрытом.

Примером открытой ценовой конкуренции может служить такой процесс как «демпинг» (от англ. demping – сбрасывание) – продажу товаров по ценам ниже себестоимости с целью подрыва позиций конкурента, его банкротства или вытеснения с рынка. Этот процесс осуществляется в расчете на возмещение в будущем текущих убытков, когда благодаря низким ценам будет достигнуто устойчивое положение на рынке и цена на товар вырастет. Стоит отметить, что фирмы довольно часто прибегают к демпингу как к разовому процессу, быстрому способу получения необходимых денежных средств.

Демпинг признается одной из форм недобросовестной конкуренции, нарушающих свободу предпринимательской деятельности путем недозволенных методов ведения торговли.

Многие государства, в том числе и Россия, обладают законодательством, направленным на недопущение продажи товаров по бросовым ценам. С одной стороны, демпинг выгоден для покупателей, в связи с тем, что они могут приобрести товар по цене, ниже, чем у конкурента.

С другой стороны, предприниматели получают меньшую прибыль при сохранении тех же затрат на выпуск товара. Кроме того, при использовании демпинга, предприниматель не сможет сформировать устойчивую клиентскую базу, в связи с тем, что клиенты, привлеченные только за счет ценового демпинга, при появлении на рыночной арене другой фирмы, предлагающей еще более низкие цены, как правило, «уходят».


Другим примером, открытой ценовой конкуренции, может служить «война цен», которая заключается в снижение цен одним предприятием и ответное, как правило, еще большее, снижение цен конкурирующим предприятием. «Война цен» между предприятиями продолжается до тех пор, пока не будут исчерпаны все возможности снижения себестоимости товара или его розничной стоимости. Следует отметить, что «ценовые войны» хороши в случае ухудшения сбыта по отдельным ассортиментным группам с целью исправления ситуации. Причем снижение цен должно проходить поэтапно в соответствии с текущей рыночной ситуацией по данным товарным позициям. При этом предприятии формирует «неустойчивую» клиентскую базу и минимизирует свою прибыль при сохранении затрат. Таким образом, главным инструментом открытых ценовых методов конкуренции является такой приём, как снижение цены в процессе соперничества за потребителя и завоевание рынка. При этом предполагается, что более низкой ценой на свои товары, предпринимателю удастся устранить соперника. Заняв лидирующее положение на рынке, предприниматель стремится восполнить текущие потери прибыли последующим ростом цен. Скрытая ценовая конкуренция применяется, когда компании выпускают новый товар с существенно улучшенными характеристиками, а цену поднимают несущественно. Примером скрытой ценовой конкуренции также может служить предоставление скидок клиентам. Данный метод часто используется розничными предприятиями как инструмент формирования лояльности клиентов. Тем самым предприятие увеличивает оборот за счет лояльных постоянных клиентов. Однако при сохранении затрат на деятельность предприятия, происходит минимизация прибыли. Затраты могут и возрастать, например, в связи с обслуживанием дисконтных карт или иных программ по скидкам. Прямая ценовая конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующего субъекта с широким оповещением о снижении цены, в том числе с привлечением СМИ с целью завоевания клиента. Косвенная ценовая конкуренция имеет более индивидуальный, персональный подход к клиентам при помощи оповещения о снижении цен через sms-сообщения, электронную почту, рассылок, листовок. Стоит отметить, что ценовая конкуренция возможна далеко не во всех отраслях и эффективна не на всех товарных рынках. [8]

Цена, как фактор конкурентной борьбы, имеет особо важно значение, поскольку потребитель весьма чутко реагирует на её изменения. Данное обстоятельство характерно для конкурентного рынка, который характеризуется однообразием продукции и ее превращением в товар широкого потребления.


Однообразие продукции характерно для аграрной отрасли, нефтехимического производства, черной и цветной металлургии. Однако возможности соперничества отраслей в этих условиях различаются. Если единственной возможностью аграрного производителя обеспечить реализацию продовольственной продукции является ее продажа по низкой цене (иногда – ниже, чем себестоимость), то производители нефтепродуктов, полуфабрикатов металлов имеют возможность решить проблему реализации вступлением в негласный сговор. Нередко они пытаются удержать позиции на рынке параллельным ценообразованием и другими возможностями, которые дает олигопольный, высококонцентрированный рынок. К ценовой конкуренции они прибегают в крайнем случае.

В отраслях, где широки возможности дифференциации товара, фирмы обходятся без ценовой конкуренции (производство медицинской техники, фармацевтическая индустрия и др.).

Дифференциация позволяет сделать продукцию в глазах потребителей значительно более привлекательной, чем у других фирм, создать свой уникальный продукт. Существует много отраслей, где дифференциация является единственным способом выделиться на высококонкурентном отраслевом рынке. Таковыми, например, являются некоторые сегменты рынка продукции легкой промышленности, парфюмерно - косметической промышленности, книжный рынок и др.

Государство регулирует конкуренцию посредством антимонопольного и конкурентного законодательства.

В связи с этим, конкуренцию разделяют на добросовестную (с соблюдением принципов законности) и недобросовестную (связанную с нарушением законодательства).

Добросовестная конкуренция характеризуется получением дефицитного ресурса, путем создания лучших товаров, оказания качественных услуг, снижения издержек и использования общепризнанных на рынке норм и правил поведения.

Недобросовестная конкуренция включает в себя действия хозяйствующих субъектов, направленные на дискредитацию соперника.

Таким образом, исследование сущности, содержания и видов конкуренции, позволяет сделать следующие выводы.

Конкуренцию следует рассматривать с позиции трех подходов: структурного, функционального, поведенческого. Структурный подход характеризует конкуренцию как модель рынка, на котором взаимодействует множество продавцов и покупателей, не способных повлиять на цену. С точки зрения функционального подхода, конкуренция исследуется как неотъемлемый элемент рыночной системы, сущность которой раскрывается в ее функциях: эффективный механизм распределения ресурсов, инструмент ценообразования, ускоритель научно-технического прогресса, фактор экономического роста и др.


Исходя из поведенческого подхода, конкуренция, прежде всего, представляет собой процесс, основанный на соперническом взаимодействии субъектов рынка за обладание желаемыми (необходимыми или наилучшими) условиями для воспроизводственной деятельности. Конкуренцию классифицируют по различным признакам. По методам действия различают ценовые и неценовые методы ведения конкуренции. Первые заключается в ценовом манипулировании, с целью привлечения потребителей и завоевания рынка. Наиболее эффективными являются неценовые методы, сущность которых заключается в улучшении качественных характеристик товара, в совершенствовании условий продажи, расширения ассортимента и т.д. Ожесточённая конкурентная борьба заставляет некоторых хозяйствующих субъектов прибегать к методам недобросовестной конкуренции.

2 Анализ конкуренции и её роль в современном хозяйственном механизме

2.1 Оценка состояния конкуренции в России в условиях кризиса

Государственно-монополистические тенденции в развитии экономики России проявляются в увеличении доли государства в экономике. Эта тенденция приводит к усилению роли монополий в экономике, усложняет конкурентную политику, усиливает монополистические тенденции в неконтролируемом государством экономическом пространстве.

Государственно-монополистическому капитализму свойственны два признака: сращивание монополий с государством и прямое огосударствление производства, следствием чего является наблюдаемое в настоящее время вмешательство государства в процесс воспроизводства на макроэкономическом уровне, проявляющееся в его попытках краткосрочного и долгосрочного регулирования всей хозяйственной системы в целом. По мере усиления общественного характера производительных сил государство берет на себя все больший объем организационно-хозяйственных функций.

По оценкам бизнеса, уровень конкуренции в российской экономике является умеренным и в среднем составляет 53%, что заметно ниже прошлогоднего уровня (70%). С 5% в 2015 году до 21% в 2016 году увеличилась доля тех, кто ощущает слабую конкуренцию или вовсе ее отсутствие. 42 % процентов считают конкуренцию полезной для развития бизнеса. Примечательно, что полезность конкуренции отмечал тот бизнес, который интенсивно конкурирует на своем рынке.


Тем не менее, 18% респондентов все же уверены, что конкуренция оказывает отрицательное влияние на бизнес. Наиболее интенсивную конкуренцию бизнес ощущает в секторах торговли, услуг, строительства, а также в пищевой промышленности, более слабую – в сельском хозяйстве, металлургии, секторах производства машин и оборудования (в том числе электрического и оптического). [20]

Основные причины снижения числа конкурентов бизнес видит в действиях органов власти: 58% респондентов указали на антиконкурентные действия со стороны органов власти, а 53% - на негативное влияние изменений нормативно - правовой базы. Снижение числа конкурентов в пищевой промышленности всеми респондентами объяснялась уходом иностранных участников. Эту же причину отметили представители металлургии (33%), машиностроения (60%), торговли (10%) и сферы услуг (11%).

Такие результаты отражают основные тенденции государственной политики в течение последнего года – импортозамещение, обеспечение продовольственной безопасности.

Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ» ежегодно проводит антикризисный мониторинг субъектов малого и среднего предпринимательства в период нестабильной внутренней и внешней экономической ситуации в России.

По итогам опроса, проведенного в феврале 2016 года среди субъектов малого и среднего предпринимательства, необходимо отметить, что для 23,5% предпринимателей ужесточение конкуренции является одной из основных проблем бизнеса, что на 4,5% больше чем в прошлом году.

Наиболее остро проблема ужесточения конкуренции наблюдается у предпринимателей, занятых в сфере торговли (38%) и в сфере услуг (22%), куда вошли консалтинговые, информационные, организационные, кадровые и юридические услуги. Практически все сферы предпринимательской деятельности отметили ужесточение конкуренции как основную проблему за 2016 год. (приложение В)

Большинство респондентов (62%) оценивают конкуренцию как сильную и очень сильную. В целом оценка конкуренции среди предпринимателей выглядит следующим образом. (рисунок 1)

Рисунок 1 – Оценка уровня конкуренции [20]

Как следует из ниже представленной диаграммы, почти 44% опрошенных предпринимателей считают, что в последние три месяца конкуренция усилилась (в прошлом году так считали только 34% опрошенных). При этом половина респондентов считает, что уровень конкуренции не изменился.

Как следует данным, наиболее сильная конкуренция наблюдается в сфере СМИ, торговли и рекламы.