Файл: Цели и задачи налогового учета (Определение налогового учета, его содержание, цели и задачи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11

бухгалтерского учета. Формы регистров налогового учета

разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно. Регистры налогового учета могут вестись в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. Формы аналитических регистров налогового учета в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты: наименование регистра; период (дату) составления; измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении; наименование хозяйственных операций; подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление регистров. Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной.

Принципы налогового учета

В главе 25 НК РФ нашли отражение следующие принципы: - денежного измерения; - имущественной обособленности -непрерывности деятельности -начисления -последовательности применения норм и правил налогового учета равномерности признания доходов и расходов. Принцип денежного измерения сформулирован в ст. 249 и 252 НК РФ. Выручка определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и натуральных формах. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Принцип имущественной обособленности реализуется в отношении амортизируемого имущества. Согласно ст. 256 НК РФ условием включения имущества в состав амортизируемого для целей налогообложения является наличие у налогоплательщика прав собственности на это имущество. Принцип непрерывности заключается в том, что налоговый учет ведется

12

налогоплательщиком непрерывно с момента регистрации организации до реорганизации или ликвидации. Принцип начисления является основным. В соответствии со ст. 271 и 272 НК РФ доходы и расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени получения и перечисления денежных средств. Нормы и правила налогового учета закрепляются в учетной политики организации для целей налогообложения и должны применяться последовательно от одного отчетного (налогового) периода к другому. Принцип равномерности отражения доходов и расходов закреплен ст. 271, 272 НК РФ. Доходы и расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.


1.2. Необходимость ведения налогового учёта в России

Споры вокруг необходимости ведения на предприятии отдельно налогового, а отдельно бухгалтерского учёта на сегодняшний день в России являются актуальными. Сразу необходимо отметить, что большинство специалистов склоняется к отсутствию такой необходимости. 
     Возникновение системы налогового учёта в России прямым образом связано с введением в действие Налогового кодекса, нормы которого вступили в противоречие с действующим до этого законодательством по бухгалтерскому учёту. Всё это привело к тому, что предприятия стали вести две формы учёта, бухгалтерскую и налоговую и предоставлять в налоговый орган бухгалтерскую и налоговую отчётность.
     Проблема состоит в том, что бухгалтерский и налоговый учеты отличаются существенно и предприятию приходится вести двойную бухгалтерию, что совершенно нерационально и требует дополнительных временных и материальных затрат. И это не смотря на то, что фактически, бухгалтерский и налоговый учёт имеет некоторые общие черты, как например:
13

     1) обязательность ведения: бухгалтерский учет определен Законом о бухгалтерском учете, налоговый - Налоговым кодексом РФ (гл.25);
     2) используемые измерители - денежное выражение (рубли);
     3) объект учета - организация в целом (для налогового учета объектом являются хозяйственные операции, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного периода);
     4) периодичность составления и предоставления отчетности;
     5) обязательное документальное подтверждение всех хозяйственных операций;
     6) «исторический» характер, т.е. отражаются результаты отчетных (прошлых) периодов;
     7) пользователи информации как внутренние, так и внешние. [17,62]
     Таким образом, цели ведения обеих учетов приблизительно одинаковые - формирование полной и достоверной информации для внутренних и внешних пользователей. Однако методики ведения совершенно разные. Основные различия между бухгалтерским и налоговым учетом представлены в приложении 1.
     Как можно увидеть в таблице (приложение 1), далеко не тождественны определения в бухгалтерском  и налоговом учете первоначальной стоимости активов, а также существенно отличаются друг от друга понятия «прямые затраты (расходы)» и «косвенные затраты (расходы)», используемые в обеих системах учета. Встречаются случаи, когда сразу не только не удается выбрать совпадающие способы бухгалтерского и налогового учета, но и невозможно использовать способы учета, предполагаемые налоговым законодательством. 
     Таким образом, между налоговым и бухгалтерским учётом существует множество разногласий, что создает огромное количество проблем финансовым службам предприятия. Но данная проблема в настоящее время


14

рассматривается законодателем, и принимаются все необходимые меры приведения бухгалтерского и налогового учёта и отчётности к одной системе.  Существование двух систем учета нерационально уже потому, что реализация этого варианта на практике обязательно приводит к дополнительным расходам. Именно поэтому единственно правильным решением является сближение налогового учета с бухгалтерским. В этом случае будет необходима такая методологическая и организационная основа, которая позволит наиболее рационально, с наименьшими временными и финансовыми затратами вести оба вида учета. Уже сейчас законодательство определяет налоговый учёт не как самостоятельную отрасль, а как продолжение бухгалтерского учёта. 
     Перед тем, как дать ответ на вопрос о необходимости налогового учета и отчётности, необходимо выделить две составляющие проблемы:
     1. Необходимость учёта и отчётности;
     2. Существующие механизмы ведения учёта и предоставления отчётности.
     Итак: налоговый учёт и отчётность необходимы и неизбежны, так как функционирование любой системы подразумевает определённую систему контроля, которую нельзя организовать без учёта и отчётности; необходимо менять механизм ведения налогового учёта и составления налоговой отчётности, приспосабливая для этого данные бухгалтерского учёта предприятия и дополняя установленные формы бухгалтерской отчётности соответствующими декларациями или декларационными разделами. То есть, произвести синтез (слияние) налогового и бухгалтерского учёта и отчётности.
     Важность скорейшего решения проблемы расхождения бухгалтерского и налогового учёта обуславливается также предстоящим вступлением России в ВТО и с переходом бухгалтерской системы учёта и отчётности на МСФО. Международные стандарты сегодня во всем мире признаны следующей

15

ступенью развития бухгалтерской отчетности - и с позиции используемых способов оценки активов и обязательств, и с точки зрения объема раскрываемой информации. А самое главное - с точки зрения полезности тех данных, которые формируются и раскрываются в финансовой отчетности.  

Однако следует заметить, что отдельные нормы Налогового кодекса РФ предусматривали дополнительные требования к обобщению информации для определения налоговой базы и до введения в действие Главы 25 НК РФ.

Вот несколько примеров:1. Согласно п. 1 ст. 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая установлена МНС РФ. Во исполнение данного положения МНС РФ утвердило форму № 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц», которая по своему назначению и содержанию является регистром налогового учёта.


2. В соответствии с п. 3 ст. 169 НК РФ налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учёта полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. При этом Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость»11 Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость: Постановление Правительства РФ от 2 декабря 200г № 914 [электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». Версия Проф..

16

Аналогичные примеры можно найти практически в любой иной главе НК

РФ, которая посвящена тому или иному налогу, а также в нормативных актах МинФина РФ и МНС (ФНС) РФ, принятых в целях реализации положений этих глав. В каких-то регистрах не используется термин «налоговый учет». Возьмём, к примеру, карточки по ЕСН. А вот в главе 26.2 НК РФ термин налоговый учёт применяется и его содержание сводится к обязанности ведения книги доходов и расходов лицами, применяющими упрощенную систему.

Таким образом, налоговый учёт, как система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ, существовал и существует не только в связи с принятием 25 главы НК РФ.

Причём, наверное, каждый согласится, что до появления главы о налоге на прибыль, обязанность ведения тех же книг покупок и продаж хоть и возмущала, но ни кем не ставилась под сомнение. Также никто не пытался заполнить налоговую карточку или карточку по ЕСН путем использования метода двойной записи.

Налоговый учёт есть. Наряду с уплатой налогов, к числу основных обязанностей налогоплательщиков относится также ведение в установленном порядке учета своих доходов и иных объектов налогообложения, а также представление в налоговые органы документов об исчислении и уплате налогов.

Для того, чтобы устранить какие-либо споры должен вестись налоговый

17

учет или не должен, обратимся не только к нормам главы 25 НК РФ, но и к нормам о видах налоговых правонарушений.

Ст. 120 НК РФ Грубое нарушение правил учёта доходов и расходов и объектов налогообложения предусматривает ответственность за грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения.


Или еще ст. 126 НК РФ предусматривает штраф за непредставление налоговому органу сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Налоговый учет будет. Многие с нетерпение ждут, когда же налоговый учет будет отменен. Мо личное мнение такое - пока будут налоги, будет обязанность и ведения налогового учета.

Объясняется это очень просто. Налог должен быть рассчитан, а сам расчет в целях налогового контроля должен быть документально подтвержден. Именно это требование НК РФ и вкладывает в основу цели налогового учета.

В соответствии со ст. 313 НК РФ целью налоговый учета является формирование полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей, обеспечивающей контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога.

Признать, что ведение налогового учета не требуется одновременно означает, что необходима достоверная информация о прядке исчисления того или иного налога.

2.  ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО УЧЁТА НА ПРЕДПРИЯТИИ

2.1. Особенности применения налогового учёта на предприятии

18

На сегодняшний день развитие рыночных отношений по – новому поставило проблемы учета в организации, в частности налогового учета. Для предпринимателей сегодня достаточно важно уметь правильным образом исчислять различные налоги: Налог на прибыль, НДС, Земельный налог и другие. И именно налоговый учет способствует достижению данных целей. В соответствии с российским налоговым законодательством, под налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. 1 К особенностям налогового учета на предприятиях розничной торговли можно отнести применение различных стимулирующих выплат для покупателей. Такие выплаты – это распространенная практика для привлечения покупателей в торговой сфере. На практике применяются следующие: скидки, премии, бонусы. Все эти выплаты будут влиять на расчет НДС и НП, и именно поэтому будет важно рассмотреть их влияние на формирование налоговой базы по данным налогам. Основными моментами, которые будут влиять на расчет налогооблагаемой базы по НДС и НП являются следующие: 1) Происходит ли уменьшение цены для покупателя в случае предоставления стимулирующей выплаты; 2) Если уменьшение цены произошло, то в какой момент. Важно отметить, что оба этих момента необходимо отразить в договоре с покупателем. Проанализируем стимулирующие выплаты более подробно. Если рассматривать такое понятие, как скидка, то в законодательстве РФ оно не закреплено. Однако на практике под скидкой понимается уменьшение цены товара или услуги. Условия по скидке должны быть определены в договоре между покупателем и продавцом – порядок предоставления скидки, ее процент или сумма.2 В целях налогового учета важно учитывать, когда была предоставлена скидка. Выделяют два случая – на момент отгрузки товаров или после отгрузки товаров. При первом