Файл: Цели и задачи налогового учета (Определение налогового учета, его содержание, цели и задачи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все организации -- плательщики налога на прибыль, включая банки, исчисляют этот налог на основании данных налогового учета, который представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным главой 25 НК РФ.

2.3. Положительные стороны ведения налогового учёта на предприятии

28

Для государства достаточно важно поддерживать стабильный уровень

налоговых поступлений в течение всего финансового года и пресечение

возможных налоговых нарушений в виде неполной уплаты или неправомерной задержки уплаты налогов. Одним из традиционных инструментов, позволяющих решить указанную задачу, является использование для целей налогообложения так называемого временного критерия признания доходов и расходов (признание по методу начисления либо по кассовому методу). На протяжении целого ряда лет этот критерий в обязательном порядке накладывался на правила ведения бухгалтерского учета, зачастую значительно искажая результаты бухгалтерской отчетности. Введение в действие гл. 25 “Налог на прибыль организаций” Налогового кодекса РФ и изменения, внесенные Федеральным законом РФ от 29.05.02 № 57-ФЗ в гл. 21 “Налог на добавленную стоимость” НК РФ, теперь наконец-то позволяют полностью освободить бухгалтерский учет от этого критерия признания, оставляя правило признания доходов и расходов по временному признаку только при исчислении налоговой базы НДС и налога на прибыль организаций (то есть в налоговом учете).

Отдельное ведение налогового учета позволяет значительно повысить качество работы бухгалтера и избежать целого ряда ошибок как при отражении в бухгалтерском учете отдельных фактов хозяйственной деятельности, так и при расчете налогов. Часто приходится слышать от бухгалтеров, что объем и специфика бухгалтерской учетной работы не позволяют уделять достаточное внимание налоговой литературе и законодательству. Неизбежным следствием этого является лишь формальное соблюдение правил, установленных в налоговом

29

законодательстве, без понимания смысла этих правил. В такой ситуации

бухгалтер часто теряет контроль за происходящим и не может оптимизировать налоговое бремя собственной организации. В то же время сама идея налогового учета позволяет решить данную проблему.


Каждый специалист по налогам и налогообложению должен знать все нормативные и законодательные правовые акты в области налогов, налогообложения, приказы, распоряжения, постановления, руководящие методические и нормативные материалы касающихся вопросов организации налогового учета и составления налоговой отчетности, структуру самого предприятия, перспективы и стратегию его развития, основы законодательства о труде.

Специалист по налогообложению и налогам - это современный специалист в налоговой области, который может выполнять важнейшие функции налогового администрирования на предприятии, обеспечить его налоговую безопасность, снизить уровень налоговых платежей и предотвратить наступлением для предприятия ответственности за неуплату налогов.

На стадии подготовки специалистов данной области высокое внимание уделяется подготовке с юридической стороны, подготовке умению более глубокого изучения процедуры налогообложения на фирме, сокращение налогообложения, менеджмента, аудита, финансов, экономики, бухгалтерского учета, маркетинга и статистики. Это специалисты, знания которых развиты в различных областях экономики, что делает их более ценными кадрами.

Основными направлениями деятельности специалиста по налогообложению на предприятии являются:

30

Взаимодействие предприятия с налоговыми органами

Ревизия и контроль бюджетных поступлений (если таковые имеются)

Обеспечение безопасности предприятия и недопущения применения к нему налоговых санкций

Своевременность уплаты налоговых платежей в бюджет

Оптимизация налоговых платежей

Учетная политика организации в целях налогообложения

В настоящее время учетная политика, основной документ, регулирующий отношения между государством и налогоплательщиком в целях налогообложения.

Основным документом, в котором закреплен порядок формирования учетной политики предприятия является Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/98. Требования к политике в целях налогообложения отражены в статье 313 Налогового Кодекса РФ. Согласно этой статье, налоговый учет и порядок его ведения в рамках учетной политики характеризуется следующим:

Это обобщенная в систему информация для расчета налоговой базы на основе первичных документов

Это учет для целей формирования достоверной и полной информации о порядке учета в целях налогообложения и обеспечения информацией внешних и внутренних пользователей финансовой отчетности


Учетная политика для целей налогообложения - это комплекс способов

31

ведения налогового учета и расчета налогов и сборов, выбранные

предприятием. Это означает, что предприятие может выбрать один из представленных способов налогового учета, что допускается актами законодательного уровня; выбранный способ в последствии устанавливается на все предприятии и на всех его структурных подразделениях в независимости от их фактического местоположения (включая филиалы, представительства и т.п.); принятый способ устанавливается на длительный срок (как минимум год с 1 января по 31 декабря). В течение заданного периода учетная политика изменяться не может, а исключением случаев, предусмотренных законодательно.

Учетная политика в целях налогообложения согласовывается с главным бухгалтером и руководителем, и именно они несут ответственность за своевременность и достоверность уплаты налогов в бюджет.

В ст. 167 Налогового Кодекса РФ отражено, что принятая учетная политика вступает в силу с 1 января года, который следует за годом принятия учетной политики и носит обязательный характер.

В учетную политику в целях налогообложения могут вноситься изменения, но только лишь в следующих, предусмотренных законом случаях:

При изменении законодательства РФ в области налогов и налогового учета (учетная политика изменяется в обязательном порядке)

Изменение условий работы организации (учетная политика изменяется в добровольном порядке)

Принятие предприятием иных способов ведения налогового учета (учетная политика изменяется в добровольном порядке)

32

Все изменения отражаются в распорядительно - организационном документе организации.

При разработке учетной политики для целей налогообложения учитываются и трудности при ведении налогового учета, зависящие от ряда характеристик (организация аналитического и синтетического учета, квалификация и штат сотрудников фирмы, организационно-правовая форма предприятия).

При разработке учетной политики необходимо достижение двух целей:

Закрепление в учтенной политики непротиворечивых законодательству элементов, которые должны соответствовать специфике деятельности предприятия

Установление оптимальной системы учета налогов и налогообложения.


2.4. Требования Налогового кодекса к системе налогового учета

Требования к системе налогового учета и составлению отчетности по налогу на прибыль изложены в главе 25 Налогового Кодекса.

Основные требования ведения налогового учета определяют:

-- объекты учета;

-- правила группировки доходов и расходов;

-- порядок признания доходов и расходов, в том числе и для отдельных категорий налогоплательщиков или особых обстоятельств;

-- методы налогового учета;

33

-- требования к составлению регистров налогового учета.

Основные правила составления отчетности определяют:

-- налоговый и отчетный период;

-- ставки налога;

-- алгоритм расчета налоговой базы.

При проведении налогового учета налоговые органы руководствуются следующими принципами.

1. Принцип единства налогового учета на всей территории Российской Федерации предполагает единообразное осуществление налогового учета на всей территории Российской Федерации, существование единого реестра налогоплательщиков на территории Российской Федерации и присвоение налогоплательщику единого по всем видам налогов и на всей территории Российской Федерации идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). 2. Принцип множественности налогового учета, т.е. постановка на налоговый учет налогоплательщика в разных налоговых органах по разным основаниям. 3. Принцип территориальности налогового учета предполагает, что в большинстве случаев взаимоотношения налогоплательщика возникают именно с тем налоговым органом, в котором он состоит на налоговом учете (предоставление налоговой отчетности, документов, обращения налогоплательщика о разъяснении налогового законодательства, проведение налоговых проверок и т.д.). 4. Заявительный принцип налогового учета, т.е. в подавляющем большинстве случаев налоговый учет осуществляется на основе заявлений обязанных лиц.

5. Принцип соблюдения налоговой тайны в отношении сведений,

34

получаемых налоговыми органами при постановке на налоговый учет (за

исключением сведений об ИНН), т.е. установление специального режима доступа к сведениям о налогоплательщике, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных органов.

6. Принцип всеобщности налогового учета предполагает обязательность налогового учета каждого налогоплательщика. Наличие у налогоплательщика налоговых льгот не освобождает его от постановки на налоговый учет. Отсутствие постановки налогоплательщика на налоговый учет в установленном порядке влечет применение мер ответственности.


Элементы налогового учета. Требования, предъявляемые к ним.

Налоговый учет имеет несколько основных составляющих элементов:

1) субъекты налогового учета;

2) объекты налогового учета;

3) основания налогового учета;

4) место постановки на налоговый учет;

5) порядок и сроки постановки на учет, переучета и снятия с учета;

6) порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков.

Субъектами налогового учета являются органы, наделенные властными полномочиями по осуществлению в отношении налогоплательщиков налогового учета, переучета, снятия с налогового учета и ведению

35

соответствующего реестра, т.е. налоговые органы (ст. 83, 84 НК РФ).

Таможенные органы в пределах своей компетенции также, как и налоговые органы, осуществляют налоговый контроль за соблюдением налогового законодательства в порядке, установленном главой 14 НК РФ, которая предусматривает осуществление налогового учета (ст. 83, 84 НК РФ). Однако таможенные органы не наделены законодателем полномочиями по проведению налогового учета. Осуществление организациями и физическими лицами внешнеэкономической деятельности не является законодательно установленным основанием налогового учета. Учет участников внешнеэкономической деятельности, осуществляемый таможенными органами, не будет являться налоговым учетом, и налоговые санкции за нарушение порядка такого учета применяться не должны.

Принципы ведения налогового учета и требования к элементам налогового учета.

Первый способ основан на параллельном учете, когда накопление информации для определения налогооблагаемой базы по расчету налога на прибыль ведется с использованием только регистров налогового учета.

Второй путь сближения бухгалтерского и налогового учета, наоборот, позволяет с наименьшими затратами рассчитать налог на прибыль и организовать учет в соответствии с нормативными требованиями.

Требованиями являются соблюдение нормативно-правовых актов, своевременность исполнения. Налоговые элементы должны соответствовать современным реалиям.

Заключение

36

Из содержания работы можно сделать вывод о том, что налоги в

современном цивилизованном обществе являются основной формой доходов государства и необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства.

Совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительными органами, а также методы и принципы построения налогов представляют собой налоговую систему, которая возникла с момента возникновения государства и по мере его развития, менялась, развивалась и совершенствовалась.