Файл: Цели и задачи налогового учета (Определение налогового учета, его содержание, цели и задачи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

19

варианте цена товара в отгрузочных документах формируется с учетом скидки. После этого продавец предъявляет покупателю НДС, который рассчитан на основе уменьшенной цены. Налоговой базой по НДС здесь будет стоимость товара, уменьшенная на размер скидки. Сложностей при данном способе возникать не должно. Во втором случае продавец должен выставить скорректированную счет – фактуру, которая обязательно регистрируется в книге покупок. На основании этой счет – фактуры продавец впоследствии может принять к вычету сумму НДС, на которую уменьшилась стоимость товара. Покупатель со своей стороны, если он является плательщиком НДС, обязан восстановить к уплате в бюджет сумму НДС, которая была принята к вычету по первоначальной стоимости. 3 Применение скидок также влияет на расчет налога на прибыль. В том случае, когда скидка предоставлялась уже после отгрузки товара, продавец может скорректировать суммы по налогу на прибыль путем подачи уточняющей декларации. Другой вид стимулирования покупателей – это бонусы. Бонусы предоставляются в виде дополнительных единиц товаров при выполнении покупателем определенных условий, указанных в договоре. При оформлении бонусов цена на товар для покупателя не меняется, а корректировки в отгрузочные документы не вносятся. С точки зрения налоговых органов, бонус – это безвозмездная передача товаров, что подразумевает под собой возникновение налоговых обязательств. Так как бонусы являются безвозмездной передачей товаров или услуг, то у продавца появляется обязательство начислять на такие объекты НДС. 4Налоговой базой в данном случае будет выступать рыночная цена товара. Покупатель же НДС платить не будет. Из этого можно сделать вывод, что учет бонусов не очень удобен для компаний – продавцов. При определении налоговой базы по налогу на прибыль продавец будет учитывать бонусы в качестве внереализационных расходов, а покупатель в качестве внереализационных доходов. Следующий

20

вид стимулирующих выплат – премия. Как и скидка, данное понятие является практическим и в законодательстве не закреплено. Следующий вид стимулирующих выплат – это премия. Премия – это вознаграждение покупателю за то, что он выполнил определенные условия договора. Это понятие практическое, законодательно оно не утверждено. Премия никак не изменяет договорную стоимость товара или услуги. Вследствие этого цена товара или услуги остается прежней. Поэтому нет никаких оснований создавать корректировочную счет – фактуру для изменения налогооблагаемой базы по НДС. В соответствии с разъяснениями налоговых органов, продавец товаров, формируя налоговую базу по реализованным товарам и услугам, не учитывает премию. Премия не влияет на цену проданных товаров, поэтому она не облагается НДС. Продавец отражает премию в учете в качестве внереализационных расходов. Сумма премии у продавца – во внереализационных доходах. Следует отметить, что премирование должно быть отражено в договоре купли – продажи для того, чтобы подтвердить эти расходы.


2.2. Различные подходы к ведению налогового учета

1. Налоговый учет ведется совершенно обособленно от бухгалтерского учета.Данный подход используют в основном крупные организации, для которых расчет налогооблагаемой прибыли является сложной задачей. Как правило, в таких организациях существуют специализированные подразделения, которые ведут налоговый учет.

При использовании этого способа на основе одних и тех же первичных документов отдельно друг от друга формируются абсолютно не связанные между собой регистры бухгалтерского учета и регистры налогового учета.

21

2. Налоговый учет ведется вместо бухгалтерского учета.

Суть этого подхода заключается в том, что доходы и расходы группируются на бухгалтерских счетах в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ. Такую позицию часто занимают бухгалтеры организаций (как правило, небольших), которые ведут бухгалтерский учет только для расчета налогов. Кредитов в банках они не берут, инвесторов у них нет, поэтому бухгалтерская отчетность представляется только в налоговые органы и органы государственной статистики. Они мотивируют свою позицию тем, что налоговые органы интересует только правильность исчисления налогов, поэтому не зачем нагружать сотрудников бухгалтерии ведением еще и классического бухгалтерского учета, который как бы становится ненужным.

3. Налоговый учет ведется в рамках бухгалтерского учета.

Особенностью такого подхода является адаптация для налогового учета бухгалтерского Плана счетов, то есть пересмотр порядка аналитического учета доходов и расходов, который ведется на субсчетах к счетам бухгалтерского учета, и ведение в одном плане счетов и бухгалтерского, и налогового учета. Но в силу частого несовпадения сумм одних и тех же доходов и расходов и дат их принятия к учету в бухгалтерском и налоговом учете считается, что совместить два учета в одном не представляется возможным.

4. Прибыль, полученная по данным бухгалтерского учета, корректируется для целей налогообложения.

По мнению специалистов, такой способ может применяться только небольшими организациями, причем теми, в которых различия между бухгалтерским и налоговым учетом минимальны.

22

Применение этого способа более крупными организациями весьма проблематично. Дело в том, что в первом квартале такие организации, возможно, смогут успешно применять этот способ, но во втором, третьем и четвертом кварталах это будет делать все сложнее. Необходимо будет учитывать корректировки всевозможных показателей не только в течение квартала, но и по входящим остаткам, то есть поправлять корректировки, сделанные ранее. При таком объеме корректировочной работы можно легко запутаться и допустить ошибки, выявить которые будет очень трудно, так какљ ведь это не бухгалтерский баланс, в котором актив должен равняться пассиву.


Регистр корректировки - это не что иное, как прошлогодняя Справка о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 Расчета по налогу на прибыль (разумеется, переработанная с учетом требований главы 25 НК РФ). Иначе говоря, в регистре корректировки должна отражаться разница между данными бухгалтерского и налогового учета в тех случаях, когда такая разница возникает.

5. Налоговый учет ведется в обособленном налоговом Плане счетов.

Этот подход является компромиссом между первым и третьим способами. Он заключается в том, что к бухгалтерскому Плану счетов дополнительно вводятся "налоговые" счета, на которых доходы и расходы учитываются в разрезе требований главы 25 НК РФ. Записи на налоговых счетах производятся по правилам, предусмотренным для забалансовых счетов бухгалтерского плана счетов.

По мнению специалистов, такой способ является оптимальным для небольших и средних предприятий, на которых и бухгалтерский, и налоговый учет ведется силами бухгалтерии без привлечения

23

дополнительных специалистов. Далее он рассматривается более подробно.

Два способа ведения налогового учета

1. налоговый учет на основе бухгалтерского учета: необходимо четко определить - в чем правила налогового и бухгалтерского учетов схожи, а чем не схожи. Затем максимально сблизить бухгалтерскую и налоговую учетную политику, установить при этом следующие способы которые должны быть одинаковы:

· Амортизация основных средств и не материальных активов;

· Списание материально - производственных запасов производства;

· Определение производственной себестоимости продукции, не завершенного производства и готовой продукции на складе.

Сближение налогового и бухгалтерского учета не всегда выгодно.

2. автономный налоговый учет: в организации можно организовать (построить) независимую систему налогового учета, которая с бухгалтерским учетом не как не связано, в этом случае придется разрабатывать регистры налогового учета для каждой хозяйственной операции. Одну и ту же операцию придется одновременно фиксировать как в регистрах налогового учета.

Организация и порядок ведения налогового учета

При формировании учетной политики по конкретному направлению ведению бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких допускаемых законодательством и нормативными актами. Если в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского

24

учета конкретной организации, то организация имеет право самостоятельно


их разрабатывать. Принятие учетной политики оформляется в соответствии организационно - распорядительным документом, при этом утверждается рабочий план счетов, формы первичных учетных документов применяемые для ведения хозяйственных операций по которым предусмотрены типовые формы:

- порядок проведения инвентаризации;

- методы оценки активов и обязательств;

- график документооборота;

- порядок контроля за хозяйственными операциями;

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно (ст. 313 НК РФ), формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета и данных первичных документов разрабатываются налогоплательщиком также самостоятельно (ст. 314 НК РФ). Поэтому регистры налогового учета могут состоять из регистров бухгалтерского учета и единственного дополнительного регистра - регистра корректировки бухгалтерской прибыли для целей налогообложения. (Регистр корректировки - это не что иное, как прошлогодняя Справка о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 Расчета по налогу на прибыль (разумеется, переработанная с учетом требований главы 25 НК РФ). Иначе говоря, в регистре корректировки должна отражаться разница между данными бухгалтерского и налогового учета в тех случаях, когда такая разница возникает.)

В статье 313 НК РФ определено, что налоговый учёт - это система

25

обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Налоговый учёт осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учёта для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществлённых налогоплательщиком в течение отчётного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет налога.

Данные налогового учёта должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем (отчётном) периоде, сумму остатков расходов (убытков) подлежащих отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчётам с бюджетом.

Данные налогового учет:

- это данные, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера, документах налогоплательщика группирующих информацию об объекте налогообложения.


Данные налогового учета должны отражать:

· Порядок формирования сумм доходов и расходов с учетом особенности деятельности;

· Порядок определения доли расходов учитываемых для целей

26

налогообложения текущем, отчетном или налоговом периоде;

· Суммы остатков расходов или убытков подлежащих к отнесению на расходы будущих периодов;

· Суммы расходов подлежащие к отнесению налоговой базы;

· Суммы задолженности по расчетам бюджета.

Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения, о том числе операций результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодов, либо переносятся на определенное время.

Система налогового учёта, в отличие от бухгалтерского учёта, пока не регламентирована законодательно. В соответствии со ст. 313 НК РФ: «…система налогового учёта организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учёта, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учёта устанавливается налогоплательщиком в учётной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя».

Согласно статье 314 формирование данных налогового учёта предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учёта для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчётных периодах либо переносятся на ряд лет).

Исходя из принципа непрерывности отражения в хронологическом порядке объектов учёта для целей налогообложения, регистры налогового учёта

27

формируются по всем операциям, тем или иным образом, учитываемым для

целей налогообложения. При этом если порядок группировки и учёта объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, соответствует порядку группировки и отражения в бухгалтерском учёте, то регистры бухгалтерского учёта могут быть заявлены налогоплательщиком как регистры налогового учёта и, следовательно, объекты, учтённые в подобных регистрах, будут учтены для исчисления налоговой базы в размерах и порядке, предусмотренном как в бухгалтерском учёте, так и в налоговом законодательстве.

Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции, возникающие при осуществлении им деятельности, и самостоятельно определяет по каким объектам учёта он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учёта, в которых должны быть обеспечены набор всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации, исходя из требований Главы 25 по вопросу учёта соответствующих доходов и расходов.