Файл: Формы правления в прошлом и настоящем (Монархия и республика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Смешанная республика – форма правления, при которой сочетаются признаки и парламентской и президентской республики.

Признаки:

- президент избирается внепарламентским путем

- правительство формируется президентом из лидеров, победивших на выборах в парламент

- двойственная ответственность правительства: перед парламентом и президентом. Соответственно правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия), и перед президентом (отставка).

- президент имеет право роспуска парламента

- существует пост премьер-министра

Страны: (Польша, Португалия, Болгария, Россия и др.).

Например, наряду с сильным президентом, который одновременно является главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, например, утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. При этом правительство несет ответственность не только перед президентом, но и парламентом. «Другой вариант смешанной республики – повышенная самостоятельность правительства, повышенная роль главы правительства.

Существуют два типа смешанной республиканской формы правления.

К первому типу смешанной республиканской формы правления относится Франция.

“Франция является неделимой, светской, демократической и социальной Республикой”. Так установила конституция Франции 1958 г. Основной закон установил республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается им же) и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента).

Главная черта конституции 1958 г. - концентрация политической власти в руках исполнительных органов. Сосредоточение власти в руках главы государства и правительства - одно из проявлений конституционно закрепленной авторитарной тенденции во французском политическом режиме. Президент находится на вершине иерархии органов государственной власти. Статья 5 Конституции закрепляет за ним обязанность обеспечивать “своим арбитражем нормальное функционирование государственных органов, а также преемственность государства”. В этой же статье провозглашается, что президент является “гарантом национальной независимости, территориальной целостности, соблюдения соглашений Сообщества и договоров”. Президент обладает широкими прерогативами в области законодательства. Он наделен правом законодательной инициативы. В отношении парламента президент обладает полномочием роспуска нижней палаты парламента.


Законодательный орган Республики - парламент - играет относительно небольшую роль в политической жизни страны. Парламент состоит из двух палат - Национального собрания и Сената. Основная функция парламента - принятие законов - сильно ограничена конституцией. Конституция точно определяет круг вопросов, по которым парламент имеет право издавать законы. Решение вопросов, не включенных в этот список, отнесено к ведению правительства. Права парламента ограничены и в финансовой сфере. Конституция устанавливает определенный срок принятия парламентом финансовых законопроектов. Парламент обладает правом контроля за деятельностью правительства.

Правительство Франции - Совет министров, согласно ст. 20 Конституции, “определяет и ведет политику нации”. В состав правительства входят премьер-министр - глава правительства, министры, возглавляющие министерства, и государственные секретари, руководящие подразделениями отдельных министерств. Правительство ответственно перед Национальным собранием. В случае принятия резолюции порицания абсолютным большинством Национального собрания правительство должно подать в отставку. В Конституции специально обозначены полномочия премьер-министра. На него возложена ответственность за национальную оборону, он должен обеспечивать исполнение законов, осуществлять нормотворческую деятельность.

Конституционный совет - особый орган, контролирующий соблюдение Конституции. Все законы до промульгации их президентом и регламенты палат до их принятия должны поступать на рассмотрение Конституционного совета, который дает заключение о том, соответствуют ли Конституции.

Если Конституционный совет решит, что тот или иной акт противоречит Конституции, он вправе его отменить. Также в полномочия Конституционного совета входит наблюдение за ходом президентских выборов, проведением референдумов.

Процесс концентрации политической власти в руках исполнительных органов привел к изменению статуса парламента. Правительственной власти предоставлены широкие возможности для воздействия на парламент, а в некоторых случаях для действий и “через его голову”.

Президент республики избирается сроком на семь лет путем всеобщего и прямого голосования.

Ко второму типу смешанной республиканской форме правления относится форма правления, установленная в Швейцарии. В Швейцарии существует конституция: соединяющая в себе черты президентской и парламентской форм правления. Хотя парламент и избирает правительство, но оно не может быть отозвано им. В свою очередь правительству не принадлежит право решения в отношении парламента. Правительственный пост и депутатский мандат несовместимы.


Правительство образует коллегиальный орган, а также имеет – в противоположность президентской системе – формальную возможность законодательной инициативы.

Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

В странах Латинской Америки часто встречаются «суперпрезидентские республики». Эта форма правления - практически независимая, слабо контролируемая законодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы с полу диктаторским управлением.

Как и в прези­дентской, в полупрезидентской республике действует сравнитель­но «жесткое» разделение властей, но оно все, же смягчено: прези­дент по тексту конституций не является главой исполнительной власти (он охарактеризован только как глава государства), испол­нительная власть по конституции принадлежит правительству, которое несет основную ответственность перед президентом и огра­ниченную — перед парламентом. Двойная ответственность прави­тельства — специфическая черта в модели разделения властей при данной форме правления.

В полупрезидентской республике имеются следующие черты, объединяющие ее с президентской формой правления:

- президент избирается непосредственно избирателями, что делает его независимым от парламента и дает возможность проти­вопоставлять себя парламенту;

- вице-премьеров и министров президент может назначить по своему усмотрению, независимо от партийной расстановки сил в парламенте;

- правительство несет ответственность перед президентом, ко­торый может, но своему усмотрению уволить премьер-министра, отдельного министра и все правительство в отставку.


Наряду с сильными элементами президенциализма, в полупре­зидентской республике имеются черты парламентаризма.

Главная из них — ответственность правительства перед парламентом. Она всегда затруднена, в меньшей степени во Франции (нужно не менее 10% подписей общего состава палаты для внесения такой резолюции, есть и другие условия), больше — в России, еще слож­нее добиться такой ответственности в Белоруссии и некоторых дру­гих странах. В России для решения вопроса об отставке Правитель­ства нужен не один, а два вотума (голосования) недоверия по ини­циативе парламента, причем в трехмесячный период (если срок истек, первый вотум теряет свою силу). Однако и после двух воту­мов отставка Правительства не безусловна.

Президент вместо этого может распустить парламент (Государственную Думу) с назначе­нием даты новых выборов. Второй элемент парламентаризма: согласие нижней палаты на назначение определенной кандидатуры, предлагаемой президен­том, на должность премьер-министра. Такой порядок предусматри­вается не во всех странах, во Франции этого нет, но в России и неко­торых других странах получение такого согласия обязательно.

Наряду с совмещением черт президентской и парламентской республики полупрезидентская республика имеет такие особен­ности, которые не присущи первым. Основная из них: особый ста­тус президента. По конституциям президент выводится за триаду разделения властей. Он не относится ни к одной из ее ветвей, в том числе к исполнительной власти, как это всегда бывает в президент­ской республике и по традиции — в парламентской.

По Консти­туции России 1993 г. исполнительная власть принадлежит только Правительству, Президент охарактеризован только как глава го­сударства. Вместе с тем и во Франции, и в Румынии, и в Казахста­не, и в России в конституцию заложена идея об арбитражной влас­ти президента: он арбитр в отношениях всех других публичных институтов, а по Конституции Республики Беларусь 1996 г. — ар­битр не только в государстве, но и в обществе. Германские иссле­дователя X. Баро и Э. Везель считают, что в полупрезидентской республике глава правительства зависит как от президента, так и от парламента, но президент влияет на деятельность правительст­ва не прямо, а опосредованно.

Итак, мы рассмотрели республиканские формы государственного правления.

При президентской республике президент непосредственно, при определенном парламентском контроле, формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность.


При парламентской республике президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).

А при смешанной республике парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

Глава 4. Формы правления прошлого

В результате моей курсовой работы мы выяснили, что в прошлом существовали следующие формы правления:

Монархия – в прошлом существовала как в рабовладельческом, так и особенно в феодальном обществе, в средневековье.

Например: монархия существовала в прошлом как форма правления в следующих государствах: в Древнем Риме, древнем Китае, Японии, России, государствах Западной Европы, таких как Англия, Франция, Германия, Бельгия и других.

Существует монархия и сейчас в некоторых из вышеуказанных государств, но роль монарха в них низведена лишь до представительского уровня и скорее является напоминанием о неограниченной власти монарха в прошлом, чем действительной власти монарха (Короля, султана, императора) в настоящем.

Республика – в прошлом существовала в Афинском государстве, в государствах Африки (Гвинея, Заир, Малави, Экваториальная Гвинея, Уганда). Милитарно-президентские республики существовали в таких странах как Алжир, Нигерия, Эфиопия. Смешанная республика существовала во Франции, Республиканская форма правления была принята и в США.

В заключение главы о формах правления прошлого необходимо заметить, что во многих государствах сформированные когда-то формы правления частично или полностью трансформировавшись и вобрав в себя современные принципы и способы управления и формирования ветвей власти существуют и в настоящее время. Особенно это касается стран, в которых очень сильны национальные традиции, уклад жизни которых на протяжении веков практически не менялся, и лишь современные принципы организации государства внесли некоторые изменения в их формы правления для адаптации таких стран в современном мире. (Например: Япония, США, Англия).