Файл: Влияние целенаправленной внеклассной работы на духовно- нравственное развитие младших школьников (Особенности духовно-нравственного развития младших школьников в учебно-воспитательном процессе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Еще один раздел должен быть посвящен оцениванию личностных результатов ребенка в процессе духовно-нравственного развития. Это можно осуществлять путем анкетирования или проведения диагностических исследований.

Также хорошей формой демонстрации достижений ученика в овладении определенными духовными ценностями является использование технологии портфолио. Это позволяет сделать воспитательный процесс наглядным, открытым и объективным, дает возможность быстро выявлять недостатки и вносить необходимые корректировки и педагогами, и родителями.

Важность воспитательной работы направленной на Духовно-нравственное развитие школьников в рамках ФГОС трудно переоценить. Если школа не будет справляться с возложенными на нее в этой области задачами, то ребенок окажется под влиянием семьи с ее ограниченным воспитательным потенциалом, неформальных молодежных групп и открытого информационного пространства.

Такой подход грозит формированием «путаной» идентичности и моральной несостоятельности. ФГОС и Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников придают вопросу формирования гражданина и патриота первостепенную важность.

1.2 Реализация духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности

В настоящее время в нашей стране сохраняется ситуация, обусловленная кризисными явлениями в духовно-нравственной и социокультурной сферах общества, что ставит под угрозу срыва все усилия по стабилизации общественной жизни. Решение экономических, политических, социальных  проблем невозможно без возрождения вечных и возвышенных идеалов.

Одним из направлений модернизации и реформирования светской школы является обновления содержания образования, направленное, в частности, на преодоление негативных последствий отказа государства светской школы в предшествующий период от опоры на ценности и традиции отечественной духовной культуры народов России. А ведь за более чем тысячелетний период православная педагогика накопила драгоценный опыт в деле образования и духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи. В середине 18 века, составляя регламент обучения и правила поведения воспитанников первых гимназистов России, М.В. Ломоносов фактически сформировал православный компонент гимназического образования.


Научно-педагогические принципы нравственно - развивающего обучения в 60-е годы 19 века были сформулированы великим русским педагогом К.Д. Ушинским, полагавшим веру христианскую и русские православные культурно-исторические традиции залогом правильного воспитания школьников как свободных и ответственных граждан России.

Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все её сферы глубоко связаны с православием, поэтому курс основ православной культуры – одна из важнейших областей социально- гуманитарного знания.

Состояние политики и экономики напрямую зависит от духовного, нравственного состояния личности. Лишь человек с добрым сердцем и светлым умом, духовно зрелый, трудолюбивый и ответственный, сможет приносить пользу своим ближним и своему народу.

В этой связи приобретает особое значение Духовно-нравственное развитие и образование. Только люди, сильные духом, способны победить самого коварного и сильного врага, пережить самые тяжелые моменты своей жизни, оказать помощь тем, кто более всего нуждается в ней.

В решении задач духовно-нравственного становления личности необходимо в полной мере использовать богатейший опыт православной традиции в деле воспитания детей[7].

Духовность, нравственность неотделима от понимания Бога и Его Промысла о человеке. Недаром в народе говорится: «Где нет Христа, там нет и нравственности».

Сегодня ясно, что без знания основ православной культуры многое для детских душ остается непонятным в человеческой культуре. Никакие науки сами по себе не в состоянии заменить любовь, сострадание, веру, милосердие. Духовность – это проблема обретение смысла. Поэтому так важно появление в школе факультатива основ православной культуры, ориентированного, именно, на духовное становление личности, на приобщение обучающихся к православным ценностям.

На занятиях по основам православной культуры дети с первого года обучения получают знания по истории Ветхого и Нового Завета, а так же в разделе «Православная этика» проводятся занятия по таким темам, как: «Любовь – венец всех человеческих добродетелей», «Добрые и злые дела человека», «Простить – исправить зло», «Радость послушания. Дети и родители», «Милосердие», «Зависть», «Отношение к чужому. Не укради», «Трусость и жадность – пороки нашей души», «Мужество и щедрость».

Во втором классе обучающиеся отправляются на занятиях ОПК в «Страну добротолюбия», где знакомятся с понятием «добротолюбие» - это значит любить делать добро. Здесь ребята изучают жития святых. Это великомученик Георгий Победоносец, святитель Николай чудотворец, равноапостольный  князь Владимир Великий Красное Солнышко, святой Илья Муромец, святой князь Александр Невский, святая Иулиания Лазаревская, святой батюшка Серафим Саровский, святая Блаженная Матрона Московская. На примере жизни и служении Богу и людям этих великих угодников Божиих обучающиеся учатся любви, великодушию, прощению, состраданию.


Вместе с уроками по ОПК провожу с детьми классные часы по православной нравственности. Тематика классных часов созвучна тому, с чем дети знакомятся на уроках основ православной культуры. Вот некоторые темы классных часов: «Лихо тому, кто неправду говорит кому», «Не было бы зла, да завить помогла», «Легко воровать, да тяжело отвечать», «Не осуждай – не будешь осужден», «Гордость рождает зло», «Побеждай зло добром». На занятиях дети знакомятся с произведениями разных авторов и народных сказок, через которые они учатся быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивают способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты, духовно растут.

Хочется надеяться, что занятия по основам православной культуры и классные часы принесут добрые плоды, и обучающиеся нашей школы вырастут достойными гражданами Великой Святой Руси.

Глава 2. Влияние целенаправленной внеклассной работы на духовно- нравственное развитие младших школьников

2.1 Изучение уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников

Цель экспериментальной работы – определить уровень духовно-нравственной воспитанности младших школьников, разработать и апробировать программу внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию средствами православной культуры.

Для выявления уровня духовно-нравственной воспитанности нами была проведена диагностика. Задачи экспериментальной работы:

1. Подобрать методики для диагностики уровня духовно-нравственной воспитанности младших школьников.

2. Провести исследование исходного уровня сформированности духовно-нравственной воспитанности.

3. Разработать программу внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию средствами православной культуры.

В нашем исследовании принимали участие учащиеся третьих классов в количестве 53 человек. Все испытуемые были разделены на две группы: экспериментальная 2А, в количестве 26 человек и контрольная 2В в количестве 27 человек.


Способ формирования выборки и разбиение выборки на группы формальные группы.

В экспериментальную группу вошло 15 мальчиков и 11 девочек, в возрасте от 7-8 лет, все дети из благополучной семьи. В контрольную группу вошло 12 мальчиков и 15 девочек, в возрасте 7-8 лет, все дети из благополучной семьи.

Исследование проводилось на базе одной из общеобразовательных организаций г. Верхний Уфалей.

В качестве основных методов изучения духовно-нравственной воспитанности берем две методики:

  1. Диагностика изучения представления обучающихся о нравственных качествах (методика Г. М. Фригман, Т. А. Пушкина, И.А.Каплунович)
  2. Диагностика изучения личности обучающегося (методика отношения к жизненным ценностям, разработанная сотрудниками лаборатории воспитания нравственно-этической культуре Гос.НИИ семьи и воспитания РАО).

Основные требования, которые мы предъявляли к методикам:

  • методика должна соответствовать возрасту детей 7-8 лет;
  • она должна быть направленна на изучение уровня воспитанности детей
  • подбор не менее 2-х методик
  • результаты исследования должны легко просчитываться и анализироваться.

На констатирующем этапе эксперимента мы получили недостаточно высокие результаты. Далеко не все дети хорошо усваивавшее общеобразовательную программу показывали высокий уровень духовно-нравственной воспитанности.

При применении методик было выявлено полное или частичное совпадение результатов по обеим методикам. При этом противоположных результатов не было. Ребенок, показавший низкий уровень воспитанности по одной методике, по второй методике высокого результата не показывал. Но при этом были сочетание среднего и низкого, или высокого и среднего уровня по двум методикам у одного и того же ребенка. Поэтому можно сделать вывод об эффективности выбранных методик.

Таблица 1

Распределение обучающихся по уровням представления о нравственных качествах по методике Г.М. Фригман, Т.А. Пушкина, И.А. Каплунович «Диагностика изучения представления обучающихся о нравственных качествах»

Уровни

КГ

ЭГ

количество

%

количество

%

Высокий уровень

9

35

7

27

Средний уровень

12

46

14

51

Низкий уровень

5

19

6

22


По результатам диагностики мы видим, что большинство детей показали средний уровень представления о нравственных качествах. В КГ группе это 12 человек, что составляет 46 %, а в ЭГ это 14 человек, что составляет 51 %. Высокий уровень показали 9 детей из КГ – это составляет 35 %, и из ЭГ 7 детей, что составило 27 %. Низкий уровень представления о нравственных качествах выявлен у 5 учащихся из КГ – 19 %, и 6 человек из ЭГ что составляет 22 % от общего количества.

Для большей наглядности представим полученные данные в виде диаграммы рисунок 1.

Рисунок 1. Уровень представления о нравственных качествах КГ по методике Г.М. Фригман, Т.А. Пушкина, И.А. Каплунович

Рисунок 2. Уровень представления о нравственных качествах ЭГ по методике Г.М. Фригман, Т.А. Пушкина, И.А. Каплунович

Рисунок 3. Сравнение ЭГ КГ распределение учащихся по уровням представления о нравственных качествах по методике Г.М. Фригман, Т.А. Пушкина, И.А. Каплунович

Таблица 2

Распределение обучающихся по уровням представления о жизненных ценностях (методика отношения к жизненным ценностям, разработанная сотрудниками лаборатории воспитания нравственно-этической культуры Гос.НИИ семьи и воспитания РАО)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Количество детей

%

Количество детей

%

Количество детей

%

КГ

4

16

11

42

11

42

ЭГ

5

18

10

37

12

45

Изучив результаты диагностики, мы увидели, что у 16 % детей из КГ высокий уровень представления о жизненных ценностях, такой результат показали 4 ребенка. У 11 детей КГ средний уровень представления – это 11 детей. Низкий уровень также показали 11 детей – это составило 42 %. В ЭГ группе 18 % учащихся показали высокий уровень представления о жизненных ценностях, это 5 детей. Средний уровень у 10 учеников, что составило 3 %, и 45 % показали низкий уровень – это 12 детей.

Для большей наглядности представим результаты в виде диаграмм рисунок 4,5,6.