Файл: Влияние целенаправленной внеклассной работы на духовно- нравственное развитие младших школьников (Особенности духовно-нравственного развития младших школьников в учебно-воспитательном процессе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 4. Результаты обучающихся ЭГ по уровням представления о жизненных ценностях (методика отношения к жизненным ценностям, разработанная сотрудниками лаборатории воспитания нравственно-этической культуры Гос.НИИ семьи и воспитания РАО)

Рисунок 5. Результаты обучающихся КГ по уровням представления о жизненных ценностях (методика отношения к жизненным ценностям, разработанная сотрудниками лаборатории воспитания нравственно-этической культуры Гос.НИИ семьи и воспитания РАО)

Рисунок 6. Сравнение результатов ЭГ и КГ по распределению обучающихся по уровням представления о жизненных ценностях (методика отношения к жизненным ценностям, разработанная сотрудниками лаборатории воспитания нравственно-этической культуры Гос.НИИ семьи и воспитания РАО)

Таблица 3.

Проверка объективности сравнение результатов ЭГ и КГ по методике Г.М. Фригман, Т.А. Пушкина, И.А. Каплунович «Диагностика изучения представления обучающихся о нравственных качествах»

Факторный признак

Результативный признак

сумма

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

ЭГ

7

14

6

27

КГ

9

12

5

26

Всего

16

26

11

53

Число степеней свободы равно 2.

Значение критерия χ2 составляет 0.476

Критическое значение χ2 при уровне значимости p<0.05 составляет 5.991.

Различия между экспериментальной и контрольной группами статистически не значима, уровень значимости р>0.05.

Уровень значимости p=0.789.

Также мы провели сравнительный анализ по второй методике (методика отношения к жизненным ценностям, разработанная сотрудниками лаборатории воспитания нравственно-этической культуре Гос.НИИ семьи и воспитания РАО), результаты представлены в таблице.

Таблица 4

Проверка объективности сравнение результатов ЭГ и КГ по методике Г.М. Фригман, Т.А. Пушкина, И.А. Каплунович «Диагностика изучения представления обучающихся о нравственных качествах»

Факторный признак

Результативный признак

сумма

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

ЭГ

5

10

12

27

КГ

4

11

11

26

Всего

9

21

23

53


Число степеней свободы равно 2.

Значение критерия χ2 составляет 0.183.

Критическое значение χ2 при уровне значимости p<0.05 составляет 5.991.

Различия между экспериментальной и контрольной группами статистически не значима, уровень значимости р>0.05.

Уровень значимости p=0.913.

Таким образом мы можем сделать вывод, что обе группы находятся на одинаковом уровне духовно-нравственной воспитанности, значит испытуемые могут принимать участие в дальнейшем исследовании.

Проведя констатирующий этап эксперимента, мы получили данные о уровне сформированности духовно-нравственной воспитанности учащихся вторых классов. Применив подобранные нами методики, мы увидели, что дети показывают все уровни духово-нравственной воспитанности. Большинство детей в двух классах показали средний уровень воспитанности по обеим методикам. Результаты по классам отличаются, но эти отличия не значительны.

Мы считаем, что ребенок должен четко уметь различать такие понятия как добро и зло, уметь сострадать, сопереживать близким, да и не только близким, а вообще всем людям. Наша задача научить детей определять, что хорошо, а что плохо.

Мы сделали вывод, что уровень духовно-нравственной воспитанности у младших школьников низкий, и существует необходимость разработать и внедрить в образовательный процесс программу по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.

2.2 Формирование у детей младшего школьного возраста представлений о культуре народов народной сказкой

Как отмечают Л.С. Выготский, А.В. Запорожец,  Д.Б. Эльконин и другие, в период дошкольного детства, как начального этапа становления личности ребенка, его ценностных ориентаций, закладываются основы позитивного отношения к миру, к себе и к окружающим людям. Рядом ученых, такими как С.Г. Журат, С.Н. Морозюк,  Е.И. Корнеева, указывается на то, что у детей 5-6 лет формируется эмоционально-положительное отношение к явлениям общественной жизни, если предусмотрен строгий отбор содержания знаний и ведется соответствующая организация детской деятельности [4;6; 7].

Как отмечает С.А. Козлова, в первые пять лет происходит интенсивное вхождение ребенка в социальный мир, формируются начальные представления об окружающей жизни, о нормах человеческого общения [5, с.53].


Другим автором Э.К. Сусловой отмечено,что примерно с пятилетнего  возраста, когда впервые складывает осознанное понимание существования  разных народов, у детей начинает формироваться отношение к людям других национальностей [10, с.16].

Положения, изложенные выше, а также возрастные особенности развития старших дошкольников, а именно интенсивное развитие мышления и других интеллектуальных процессов, существенные изменения эмоциональной и мотивационной сферы, ориентация на социальные отношения в мире взрослых, возрастающие потребности в коммуникации, дают возможность полагать, что 5-6 летний возраст является оптимальным для того, чтобы систематически и целенаправленно воспитывать эмоционально-положительное отношение к людям ближайшего национального окружения.

В качестве одного из основных условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике младшего школьного возраста, в Федеральном государственном образовательном стандарте ДО выделена организация условий, способствующих позитивным, доброжелательным отношениям между детьми, в том числе тем, которые принадлежат к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям. В качестве целевых установок  в ФГОС указано, что в старшем дошкольном возрасте ребенок должен овладеть основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,  проявлять интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки; эмоционально откликаться на разнообразные произведения культуры и искусства [11].

Научно-теоретический уровень актуальности исследования процесса формирования ценностного отношения дошкольников к национальной культуре других народов, рассматривается в аспекте много этнического пространства и продиктован недостаточной разработанностью проблемы реализации дифференцированного подхода в освещении истории и эволюции культуры народов, недостаточной научной обоснованностью условий формирования представлений об особенностях многоэтничности народов.

В данном случае интересным представляется утверждение Г.Н. Волкова о том, что культуру каждого народа нельзя представлять «как абстрактный монолит», к любой культуре нужно подходить дифференцированно, ибо у каждого народа свои исторические корни, своя культура» [2, с.61].

Однако для реализации формирования у дошкольников представлений о культуре народов необходима систематическая работа по ознакомлению детей с особенностями их истории, традиций, обычаев.


Современные дошкольные образовательные учреждения с составом детей различных национальностей в создании научно-методической базы, программ, в которых учитывается многонациональность субъектов, вступающих во взаимодействие и участвующих в формировании позитивного отношения к многоэтнической культуре.

В этом смысле наиболее действенными являются средства народной педагогики, в частности игры, сказки, фольклор, в силу своей непосредственности, непринужденности и доступности для восприятия детей младшего школьного возраста. Особо следует отметить народную сказку, как одно из эффективных средств формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольника. Сказка способствует более легкому и комфортному приобретению эмоционально-нравственного опыта ребенка.

В народной сказке всегда есть мудрое поучение, как жить, как дружить.           В ярком противопоставлении добра и зла, фантастических и определенных по своей сути образах, выразительном языке, динамике событий особых причинно-следственных связей и явлений заложены особенные интересные и волнующие элементы восприятия детьми сказки как незаменимого инструмента нравственно здоровой личности ребенка, что актуально для формирования положительного отношения к представителям других этнических групп.

Посредством народных сказок можно познакомить детей с жизнью этих народов в прошлом, из которых они узнают много нового и интересного о мужестве народов, об их храбрости и находчивости, о тяжелой жизни в давнее время.

Многие исследователи (Е.А. Аркин, А.М. Виноградова, В.Г. Нечаева и другие) выделяют народные сказки как превосходный в воспитательном отношении материал для рассказывания детям. А.М. Виноградова подчеркивает эффективность народной сказки при работе с детьми, обосновывает ее эффективность в дошкольном возрасте тем, что восприятие сказки как специфическая деятельность ребенка обладает особой притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом для ребенка сказочный сюжет является не только вымыслом и фантазией, но также представляет собой особую реальность, позволяющую расширять рамки обычного представления о жизни. Здесь ребенок сталкивается со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигает взрослый мир чувств и переживаний [1, с.14].

Ненавязчивые сказочные образцы становятся для ребенка выходом из разных непростых ситуаций, предоставляя пример путей разрешения возникших конфликтных ситуаций, дающих позитивную поддержку его возможностей и веры в свои силы. Как правило, в данном случае детям свойственно отождествлять себя с положительными героями. Это происходит не потому, что дошкольники умеют разбираться в человеческих взаимоотношениях, а вследствие того, как отмечает И.В. Дубровина, что позиция данного героя представляется более привлекательной по сравнению с другими персонажами. Именно благодаря этому дети усваивают верные моральные нормы и ценности, различают добро и зло [3, с.157].


В качестве приема убеждения сказки широко использовались в педагогической деятельности выдающегося педагога И.Я. Яковлева. Многие сказки и рассказы писателя, созданные в манере бытовых сказок, имеют характер этических бесед, выступая при этом в качестве средства убеждения в воспитании у детей нравственности. В некоторых сказках и рассказах автор направляет внимание детей на правильное восприятие объективных условий жизни, а чаще всего обращает взгляд на естественные последствия дурных поступков детей: уверяет, убеждает их в важности хорошего поведения [2, с.55].

Развивающие функции сказок в развитии детей широки и неотделимы друг от друга. Н. Короткова считает, что «лишь условно их можно разделить на познавательно-нравственную и эстетическую»[6, с.34]. Познавательно-нравственная функция характеризуется развитием и активизацией воображения, образного мышления, расширением представлений о мире, освоением моделей человеческого поведения, формированием эмоционально-ценностных установок по отношению к разным аспектам действительности. Эстетическая функция рассматривается с точки зрения приобщения к словесному искусству как таковому в его различных формах и развития грамотной разговорной речи. В исследовании Ю.А. Лебедевой выделено шесть основных функций сказок: функция социализации, креативная функция, голографическая, развивающетерапевтическая, культурно-этническая, лексико-образная функция [9, с.58].

С точки зрения исследования  народной сказки как средства формирования представлений о культуре народов, мы рассматриваем культурно-этническую функцию сказки, которая проявляется в историческом отражении уклада народа, его языка, его менталитета, его традиций и обычаев. Как известно, сказочные образы дают определенные сведения об окружающем мире, то есть обладают познавательным значением. Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления.

Особая образовательная роль принадлежит сказкам народов России. Сказки народов – не просто плод чьей-то фантазии – это наследие культурных знаний и опыта всего народа, это передаваемые через устное народное творчество, посредством занимательных историй, обряды, обычаи, нравы, традиции и мораль общества, один из основных столпов формирования человека – связь со своей историей, своими предками. Сказочные истории, которые слушает ребенок перед сном, подсознательно вводят его в общество, закладывают в нем представления о чести, долге, о добре и зле, формируют его душу и не дают порваться связи поколений, потерять себя в будущем.