Файл: Эффективность менеджмента организации (Теоретические аспекты менеджмента организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В результате соблюдения данных принципов создается система управления организацией, которая обладает рядом свойств. Под свойством понимается признак или качество, составляющий отличительную особенность чего-либо.

К свойствам системы менеджмента относят:

1. Целостность, т.е. единство всех элементов системы, достигающееся за счет построения связей. Каждый элемент системы вносит свой вклад в ее деятельность и способствует достижению общей цели.

2. Организованность – свойство, заключающееся в наличии четкого плана действия и его неотступном соблюдении и позволяющее эффективно распределять имеющиеся ресурсы.

3. Функциональность, т.е. набор возможностей, представляемых данной системой.

4. Структурность, которая выражается в особом расположении структурных единиц, т.е. построении организационной структуры[12,с.34].

Для описания функционирования системы используются понятия «открытой» и «закрытой» системы. Традиционными являются закрытые системы, которая закрыта от внешней среды и ее элементы взаимодействуют только друг с другом. Управление в данном случае сводится к процессам рационализации, углублении специализации производства, совершенствованию функционального менеджмента.

В условиях рыночной экономики принято говорить, что система менеджмента является результатом действия, как самой организации, так и внешних факторов, следовательно, организацию рассматривают как открытую систему.

В таком случае успех ее деятельности зависит во многом от того, как предприятие приспособится к влиянию внешней среды[20,с.8].

К наиболее характерным чертам внешней среды современной организации следует отнести такие, как динамизм, многообразие и интегрированность.

При этом важно отметить, что в современных условиях четко прослеживается фундаментальная тенденция во всех цивилизованных странах, включая, безусловно, и Россию, - это нарастание изменчивости, подвижности и динамичности социально-экономической среды[7,с.138].

Это всецело подтверждается ускоренным темпом смены производимых товаров и услуг, форм ведения бизнеса и способов коммуникаций, рынков сбыта и предпринимательской культуры.

Внутренняя среда менеджмента всецело зависит от внешней среды организации, органически встроена в рыночные сегменты предприятия и вынуждено меняться вместе с рынком.

К факторам внутренней среды фирмы относят, например, состояние научно-технического потенциала, психологического климата, инфраструктуры, уровень квалификации персонала ит.д.


Один из основных инструментов менеджмента – системный подход – требует искать истоки проблем управления предприятием, в первую очередь, за его пределами, т.е. во внешней окружающей среде, в тех внешних причинах (экстерналияях), которые вызывают многие внутренние проблемы управления предприятием, в частности: несовершенство законов, противоречивость макроэкономических процессов, ненадежность партнеров, недоверчивость клиентов, агрессивность конкурентов.

Поэтому значимость внешней среды для предприятия невозможно переоценить, т.к. именно она вынуждает искать свою рыночную нишу, разрабатывать стратегию и тактику поведения на рынке, определять внутреннюю структуру предприятия и перспективные направления его развития.

Исходя из выше изложенного, следует отметить, что современный менеджмент основывается на следующих постулатах[17,с.107]:

1) внешняя среда чрезвычайно изменчива и подвижна;

2) каждый сотрудник организации – это, прежде всего, личность со своими разнообразными потребностями, интересами и уровнем знаний, и лишь потом уже – это своеобразный «инструмент» для обеспечения прибыли;

3) управление – это чрезвычайно сложная сфера деятельности человека, которой следует учиться практически всю жизнь.

Таким образом, современный менеджмент как система не может быть представлен как свод четко сформулированных правил, рецептов деятельности.

Это в большей степени система наиболее общих фундаментальных представлений об организациях, управленческая философия, нежели набор готовых инструкций и рекомендаций.

Кроме того, следует учитывать, что менеджмент при всей универсальности своих принципов и функций, всегда выступает как детище и часть национальной культуры, а потому простое копирование опыта той или страны, как правило, не дает нужного результата.

Кризис в организации может быть следствием не только циклического развития экономики, но и результатом нарушения бизнес-процессов (отказа потребителей от продукции, разрыв нормальных отношений с инвесторами), природные катаклизмы, несчастные случаи на производстве, забастовки, утечка информации, непредвиденные действий органов государственной власти и т. д.

1.2 Роль организации менеджмента в условиях кризиса

В современных кризисных условиях менеджмент представляет собой искусство прогнозирования предполагаемых кризисных ситуаций, планирования и организация мероприятий по их преодолению, осуществление контроля над ликвидацией кризиса и его последствий, что, в свою очередь, формирует одну из ключевых компетенций профессионального менеджера. [5, c. 155]


Сегодня, руководители большинства российских компаний, оказавшись в условиях кризиса, не чувствуют какой-либо ответственности перед своими работниками и часто занимают позицию выжидания, не предпринимая каких-либо активных действий по разработке стратегии антикризисного управления, соответствующей изменившимся обстоятельствам.

Организация менеджмента в большинстве российских компаний сводятся к очень ограниченному набору действий сокращение издержек (финансовое оздоровление), оптимизация численности персонала, реструктуризация, отказ от многих проектов, связанных с развитием бизнеса, позиция выжидания.

В чем бы ни заключались причины кризисов и условий, в которых они разворачиваются, роль организации менеджмента, направленная на вывод предприятия из кризиса, всегда подчиняется определённой логике.

Можно выделить следующие стадии организации менеджмента в условиях кризиса:

- попытка предотвращения появления кризиса. На данной стадии необходимо составить список факторов, которые способны негативно влиять на бизнес, предполагаемые негативные последствия и стоимость необходимых превентивных действий. Это может быть такими действиями может быть образование специальной группы или кризисного центра, разработка сценария действий в условиях кризиса и др.;

- подготовка к управлению компанией в условиях кризиса. На данной стадии менеджмент начинает вырабатывать действия с учётом предполагаемых рисков и различных нежелательных кризисных последствий;

- анализ ситуации. На этой стадии наиболее сложным является правильная оценка возникшей кризисной ситуации. Ошибки в данном случае возможны как из-за неточной интерпретации факторов, которые вызвали кризис, так и из-за пренебрежения серьёзными угрозами, исходящими из внешней среды. Собирая данные о кризисе, имеет смысл привлекать внешних специалистов. Это потребует соответствующих затрат, но это важно, в противном случае неграмотный анализ приведет к неоправданным потерям и неверным действиям;

- сдерживание кризиса. Основное на этом этапе - это определение очередности действий по выходу компании из кризиса. Проблемы часто состоят в трудности выделения более важной информации и чётких показателей для оценки кризисной ситуации;

- разрешение кризиса. В данном случае необходима быстрота действий. Даже если компания находится на правильном пути, необходимо организовать менеджмент таким образом, чтобы действия по выходу из кризиса не прекращались. Оценив ситуацию и выявив необходимые действия, следует оперативно организовать менеджмент компании в направлении выхода из кризиса;


- преодоление последствий кризиса. На данной стадии компания определяет возможные меры по компенсированию потерь, понесённых ею из-за кризиса или по восстановлению рыночных позиций, утраченных под влиянием кризиса. [18, c. 52]

Менеджмент любой компании, стремящейся вырваться из кризиса, должен чётко представлять логику своих действий. Каждая из шести перечисленных стадий, руководителями компаний, должна реализовываться конкретными действиями, учитывающими и специфику кризисной ситуации, и особенности ведения бизнеса, и квалификацию основных участников процесса антикризисного управления.

В данном случае важно не терять время, а как можно быстрее оценить глубину и многообразие проблем, подлежащих немедленному решению.

Под кризисом в широком смысле этого слова надо понимать ситуацию, связанную с высокой, стабильно возрастающей степенью риска и неопределенности в развитии общества, организации, человека. Кризис - это состояние, при котором нарушаются обычные процессы развития и функционирования, возникает реальная опасность для жизнеспособности социального или индивидуального организма.

Кризис бизнес-организации может быть не только следствием циклического развития экономики, но и следствием нарушения бизнес-процесса (отказа потребителя от продукции, разрыва нормальных отношений с инвестором), природных катаклизмов (землетрясения, урагана, наводнения), несчастных случаев на производстве, забастовок, утечки информации, непредвиденных действий государственной власти, актов терроризма и т.д.

В современном менеджменте управление кризисом, то есть искусство прогнозирования возможных кризисных ситуаций, планирования и организации мероприятий по их преодолению» осуществления контроля за процессами ликвидации кризиса и его последствий – одна из ключевых компетенции профессионального управленца. [5, c. 14]

Сущностное ядро этого кризиса заключается в кризисе существующих систем государственного и корпоративного управления. Все остальное -следствия, внешние проявления. Дело в том, что системы государственного и корпоративного управления, основанные на неолиберальной и монетаристской смысловых и ценностных моделях, убедительно демонстрировали свою эффективность во второй половине XX века. [27, c. 163]

Что касается кризиса корпоративное управления» то наиболее уязвимой, точкой последнего оказалась существующая модель отношений между акционерами, инвесторами, советами директоров и наёмным топ-менеджментом. Произошло отделение собственности от контроля. Наемный топ-менеджмент превратила в некую самостоятельную и плохо контролируемую силу. Но главное в том, что фондовый рынок перестал быть инструментом формирования будущей стоимости компании.


Чтобы минимизировать потери, компаниям необходимо максимально сократить расходы, и в то же время рассматривать все реальные возможности для осторожной экспансии. Внимательнее, чем раньше, надо оценивать финансовые возможности клиентов и поставщиков для минимизации рисков. Считать надо наличность, а не прибыль, и ужесточить сбор долгов с контрагентов. Конечно, необходимо провести пересмотр прежнего плана инвестиций в основной капитал. Если инвестиции крайне необходимы, нужно добиваться лучших условий, искать альтернативные варианты финансирования. Сокращая затраты, не ошибиться с персоналом, думая о том, с кем придется работать после кризиса. Постараться найти возможности «подружиться» с государством и прицепить «вагончик» к поезду госбюджетных программ.

Вывод

Организация менеджмента в большинстве российских компаний сводятся к очень ограниченному набору действий сокращение издержек (финансовое оздоровление), оптимизация численности персонала, реструктуризация, отказ от многих проектов, связанных с развитием бизнеса, позиция выжидания.

В современном менеджменте управление кризисом, то есть искусство прогнозирования возможных кризисных ситуаций, планирования и организации мероприятий по их преодолению» осуществления контроля за процессами ликвидации кризиса и его последствий – одна из ключевых компетенции профессионального управленца.

2. Анализ системы менеджмента в ПАО «Газпром» »

2.1 Корпоративная структура управления и анализ системы менеджмента в ПАО «Газпром» »

ПАО «Газпром» основан в 1989 году. Данная компания работает в сфере газодобывающей и газораспределительной отрасли. «Газпром» занимает пятнадцатое место в мире по своим активам, а по выручке находится на 24 позиции в рейтинге мировых компаний. Газотранспортная система предприятия составляет 160 тысяч километров и является самой протяженной на нашей планете. 51 процент акций компании принадлежит государству. Рыночная стоимость «Газпрома» превышает 156 млрд. долларов США, его оборот составляет 150 млрд. долларов, а активы исчисляются более чем 303 млрд. долларов. Это предприятие обеспечивает рабочими местами более четырехсот тысяч человек.