Файл: Урок как основная организационная форма обучения (Система уроков по теме).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3. Подготовка учителя к уроку.

Одной из самых важных задач учителя – разработка сценария учебного процесса (урока). Продумывание содержания учебного материала будущего урока помогает учителю проектировать его изучение таким образом, чтобы охватить все стороны учебно – воспитательного процесса.[3,103]

Успешное проведение урока требует от учителя постоянной, непрерывной, глубокой и всесто­ронней подготовки.

«Учитель, — говорил В. А. Сухомлинский,—готовится к хо­рошему уроку всю жизнь… Такова духовная и философская ос­нова нашей профессии и технологии нашего труда: чтобы открыть перед учениками искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей вечно сияющего солнца знаний, человеческой мудрости», «Урок—это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интел­лектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» .[20,т.2,451]

Любая деятельность начинается с подготовительного этапа, иначе говоря, урок сначала «рождается» в мыслях учителя и только потом реализовуется на практике, анализируется, совершенствуется. В целом учитель готовится к проведении уроков в два этапа. Первый этап – общая подготовка к преподаванию предмета – охватывает обработку научной литературы к соответствующим темам и знакомство с современным приобретением педагогической науки. Второй этап – это непосредственная подготовка к проведению конкретного урока или системы уроков в рамках темы или раздела.

Если раньше, когда в учебном процессе преобладал традиционный, четко регламентированный (как правило, комбинированный) урок, достаточно было говорить о планировании и подготовку к уроку, то сегодня, что характеризуется технологическими подходами ко всем составляющим процесса обучения, требует от учителя именно проектирования. Это даст возможность перейти от свободных, хаотичных действий к последовательным, научно доказанным, системной, логически мотивированной деятельности. [9,144]

Педагогическое проектирование конкретного урока складывается из трех последовательных этапов:

  1. Моделирование урока;
  2. Создание проекта урока;
  3. Конструирование урока.

Моделирование урока. На этом этапе учитель создает условную модель, можно сказать «версию», концепцию урока. Для этого необходимо:

- четко определить место урока и в содержательном, и в методическом аспекте в рамках учебного курса, раздела, темы;


- определив тему урока как обобщающего его содержания, сформулировать общую цель изучения этого материала;

- отобрать из обработанной методической литературы, собственного опыта педагогической идеи, использование которых обеспечит достижение поставленной цели наиболее рациональным путем;

- определить тип и общую форму проведения урока;

- определить необходимую базу, перечень информационных источников и наочности.

Создание проекта урока. Проект урока представляет собой записанную на бумаге структуру педагогического процесса соответственно с определенной целью.

Урок как педагогическую систему определяют его задачи, главные из которых на сегодня связаны в первую очередь, с развитием личности.

Наиболее важным элементом этой работы является раздел главной цели на составляющие – задания урока. Для того чтобы четко их сформулировать, необходимо представить все те простые действия, последовательность исполнения которых даст возможность достичь цели.

Исходя из того, каким образом эти учебные задания будут реализовываться, нужно сформулировать и воспитательные, и развивающие задания.

Традиционно важным компонентом подготовки к уроку является обработка основной части материала (выбор главного, последовательность и формы преподавания). Логичным есть одновременное определение и методов, приемов работы учеников с элементами содержания учебного материала. На этом этапе учителю кстати иметь под рукой собственную картотеку с их описанием.[4,37-38]

Конструирование урока. Так называемый конструктор урока(записанная на бумаге последовательность действий всех участников учебного процесса) может иметь вид плана урока, конспекта, сценария. Обязательными элементами конструктора урока является четко сформулированная цель задания, тип и форма проведения урока, выделенные этапы (структурные элементы) учебной деятельности, домашнее задание. Обязательным элементом работы над проектом является его доработка после проведения занятия на практике – внесение определенных коррективов «свежими следами», исправления методических ошибок, устранение проблемных ситуаций. Это дает возможность в будущем провести урок по этой теме более эффективно, способствует приобретению опыта в проектировании других уроков. Подготовка учителя к уроку предполагает два вида планиро­вания.

Тематическое планированиеэто планирование системы уроков по данной теме. Учитель делит материал этой темы на небольшие части - уроки, определяет образовательные и воспи­тательные задачи темы в целом, намечает основные дидактиче­ские цели каждого урока, намечает проведение экскурсий, прак­тических и контрольных работ, указывает материал учебника, относящийся к теме, устанавливает соответствующие календар­ные сроки изучения темы с учетом количества недельных часов, отводимых на данный учебный предмет учебным планом и распи­санием учебных занятий. Размеченная таким образом програм­ма служит для учителя календарным тематическим планом по предмету.


Поурочное планированиеэто планирование одного конк­ретного урока. Учитель по календарному плану устанавливает тему, содержание, основную дидактическую цель урока, конкре­тизирует его образовательные и воспитательные задачи, плани­рует развивающее влияние урока. Уточняет, какие имеющиеся знания, умения и навыки учащихся нужно использовать, чтобы обеспечить сознательное овладение учебным материалом. Про­думывает, как на данном уроке будут реализованы дидактиче­ские принципы. Затем определяется методика работы на уроке: какие методы и приемы, и в какой последовательности будут ис­пользованы на данном уроке, чем будет характеризоваться по­знавательная деятельность учащихся, какой будет психологиче­ская и логическая сторона урока, какие технические средства бу­дут использованы на уроке. Учитель намечает оборудование уро­ка, продумывает его организацию: как будет сочетаться фрон­тальная, групповая и индивидуальная формы работы на уроке, как будет осуществляться контроль за ходом усвоения матери­ала детьми, как обеспечить активность и работоспособность всех учащихся на протяжении урока, когда дать учащимся отдых, меняя виды работы или, включая небольшие физкультминутки, кого из учащихся и когда спрашивать, как будут подведены итоги работы на уроке, что будет (если это необходимо) задано на дом, как распределится время на уроке. Важно продумать, как на уроке создать обстановку общей заинтересованности, бод­рую атмосферу, позволяющую всему классу и каждому уче­нику в отдельности осознать и почувствовать творческое со­дружество, успехи товарищей и свои собственные, пережить ра­дость познания. Необходимо продумать вопрос и о подготовке учащихся к уроку: какие инструменты, счетный или рабочий материал принести, какие провести дома наблюдения, что про­читать заранее и т. п.

В результате намечается развернутый план урока. Форма его произвольная, но, как правило, в нем указывается:

  • дата уро­ка и номер его по тематическому плану;
  • тема урока;
  • основная дидактическая цель, образовательные и воспитательные задачи урока;
  • оборудование;
  • основные части урока, их последователь­ность, примерное время на их проведение;
  • краткое содержание работы на уроке по изучению нового, по повторению и подготов­ке к изучению следующих тем;
  • методы и приемы учебной ра­боты в каждой части урока;
  • имена учащихся, которых нужно спросить по ходу урока;
  • домашнее задание.

Выписываются от­дельно те записи, которые будут сделаны на доске (в тетра­дях). [19,11-27]

Самоанализ урока. Педагогический самоанализ проведенного урока осуществляется по такой ориентированной схеме:

  1. Дать психолого-педагогическую характеристику класса.
  2. Охарактеризовать тему данного урока в контексте других тем в системе уроков: сложность ее вообще, затруднения для ее восприятия, понимание, усвоение учениками данного класса.
  3. Обосновать формулирование цели и заданий урока.
  4. Обосновать выбор структуры урока. Выделять главный этап урока, сделать его анализ. Показать все этапы урока «работали на главный этап».
  5. Обосновать выбор методов, приемов и способов обучения учеников.
  6. Обосновать выбор формы организации занятия, форм поисково-познавательной деятельности.
  7. Дать анализ собственной управленческой деятельности на уроке.
  8. Охарактеризовать стиль взаимодействия и общения с учениками.
  9. Насколько объективными и методично корректными были контроль и оценивание знаний, умений учеников?
  10. Определить наиболее удачные \ неудачные моменты урока.
  11. Насколько, по взгляду учителя, на уроке удалось реализовать его цель и задания?
  12. Какие резервы урока? Как учитель в дальнейшей работе будет развивать положительные качества урока и устранять недочеты?

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ.

2.1. Формы организации учебной деятельности.

Каж­дый урок, как правило, начинается с организации уча­щихся к предстоящим занятиям. Суть этой организации состоит в том, чтобы психологически настроить учащихся к работе, возбудить у них внимание и активное отноше­ние к занятиям. Следует иметь в виду, что по пути в шко­лу или на перемене дети беседуют друг с другом, затева­ют дискуссии и игры. Из психологии же известно, что психические состояния обладают определенной константностью (устойчивостью). Так, под влиянием затеянной на перемене дискуссии ученик, придя на урок, может про­должать мысленно выискивать аргументы в пользу своих доводов. Равным образом он может продолжительное время находиться под впечатлением только что кончив­шейся или прерванной игры. С этим необходимо счи­таться и заботиться о том, чтобы отвлечь учащихся от только что полученных впечатлений, организовать их внимание и создать необходимую настроенность к учеб­ной работе. Для этого обычно используются следующие приемы:


а) войдя в класс, учитель может сделать неболь­шую паузу, означающую, что учащимся нужно успо­коиться, и лишь затем поздороваться с ними;

б) можно сделать тактичное замечание отдельным ученикам и предложить им прекратить нарушение порядка и ти­шины;

в) иногда полезно напомнить учащимся о каком-то примечательном событии или факте, имевшем место в классе, с тем чтобы отвлечь их от только что получен­ных впечатлений и настроить на работу;

г) можно использовать и такой прием, когда учитель с целью наве­дения в классе надлежащего порядка предлагает уча­щимся обратить внимание на свою посадку и занять пра­вильное положение или же приготовить необходимые для предстоящей работы пособия или тетради и т.д.

Во всех этих случаях успех дела решает собранность и высокие волевые качества учителя, его стремление к порядку и дисциплине. Вместе с тем большое значение имеет до­брожелательное отношение учителя к учащимся, его уме­ние проявлять к ним чуткость и педагогический такт. Нужно учитывать, что если учитель неосторожным заме­чанием расстроит ученика в начале урока, он может воз­будить у последнего неприятные переживания и создать негативное отношение к занятиям. [6,405]

Перед началом занятий учителю нужно также преду­смотреть, чтобы в классе не было никаких новых раздра­жителей, которые могли бы отвлекать учащихся от рабо­ты и рассеивать их внимание. Не рекомендуется, в част­ности, заранее выставлять на столе учебно-наглядные пособия, вывешивать таблицы, схемы и картины. Их нужно показывать только непосредственно перед демон­страцией или же закрывать специальной ширмочкой. Не следует также перед началом занятий делать различные сообщения о предстоящих в школе мероприятиях и т. д. Организация учащихся к занятиям не должна зани­мать слишком много времени. Начало урока должно характеризоваться определенным динамизмом, давать учащимся заряд психологической энергии и работоспо­собности. Помимо названных выше приемов это достига­ется также благодаря бодрому и уверенному тону при­ветствия учителя, его внешней собранности, энергии и четкости даваемых указаний. [19, 11]

После организации учащихся к занятиям начинается содержательная часть урока, в частности работа над пройденным материалом.

Нужно, однако, хорошо уяснить обучающее значение данного этапа урока. Отметим в этом отношении три по­ложения.

Первое — когда ученик предполагает, что он может подвергнуться проверке знаний по пройденному материа­лу, это, как правило, побуждает его лучше подготовить­ся к уроку.