Файл: Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала (Понятие психофизиологии профессиональной деятельности ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях, с точки зрения современного менеджмента, улучшение использования человеческих ресурсов и повышение их эффективности обычно рассматривается как основной резерв повышения эффективности производства и бизнеса компании. Поэтому менеджер должен четко понимать, что сотрудники его компании - это не только ресурс, но и партнеры, люди с творческим мышлением и своими идеалами. Эффективное управление и высокая отдача персонала невозможны без концентрированного и умелого воздействия на работу.

В исследованиях Г.Б. Суворова, В.А. Бодрова и др. возможности трудоустройства человека рассматриваются как одно из основных понятий физиологии и психологии труда. Важность этой концепции определяется значимостью практических задач приведения условий труда в соответствие с психофизиологическими возможностями работающего человека. В то же время, разнообразие человеческого труда и психофизиологических систем, обеспечивающих его реализацию, приводит к отсутствию общепринятого понимания эффективности.

Путь к эффективному управлению персоналом - понять, как стимулировать работу каждого сотрудника. Если вы знаете, что мотивирует человека, что мотивирует его работать, на чем оно основано, вы можете разработать эффективную систему форм и методов для управления рабочими процессами и поддержания производительности сотрудников. Существует много методов, которые повышают эффективность работы трудовых коллективов и способствуют более скоординированной работе компании.

Важность данной работы заключается в том, что в последние годы наблюдается тенденция к снижению интереса и внимания к проблемам работы, анализу состояния и перспектив развития Профессиональная деятельность, хотя оценка ситуации в мире труда является обязательным условием для выбора правильного направления и методов реализации медико-санитарных ме в экономике.

Прежде всего, необходимо определить начальный уровень параметров, характеризующих квалификацию работников. Для этого тесты используются для качественной оценки знаний и навыков сотрудников относительно того, что делать в течение планового периода. Начальные значения параметров квалификации сравниваются с параметрами, необходимыми для будущей работы. Выявленные начальные и требуемые отклонения уровня могут быть решены с помощью различных программ обучения. Каждый из них соответствует определенной продажной стоимости.


Сегодня актуальность проблемы поддержания эффективности обусловлена ​​необходимостью разработки системы организационных, медицинских, социально-гигиенических, психологических и экономических мер по поддержанию работоспособности человека в соответствии с его трудовой деятельностью и долгосрочным прогнозом развития. его изменение. Решение этих проблем невозможно без создания механизмов и закономерностей динамики работоспособности, разработки критериев ее оценки и методов поддержания.

Актуальность темы курса объясняется тем, что использование различных методов для поддержания эффективности персонала позволяет руководству снизить затраты на управление человеческими ресурсами, одновременно повышая уровень участия рабочей силы. работники и показатели эффективности производственно-хозяйственной деятельности в целом.

Предметом изучения является психофизиология.

Объектом изучения – психофизиологические нагрузки персонала.

Целью курсовой работы является исследование методов измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала. Задачи:

- рассмотреть понятие рабочей нагрузки;

- разобрать понятие психофизиологии профессиональной деятельности;

- проанализировать психофизиологическую адаптацию персонала к условиям профессиональной деятельности;

- описать методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала, распределение функций;

- охарактеризовать виды рабочих, физических и умственных нагрузок, методы измерения.

- рассмотреть оценку и управление психофизиологическим состоянием работников, как метод оценки и управления профессиональными рисками.

1. Понятие психофизиологии профессиональной деятельности и рабочей нагрузки

1.1. Понятие рабочей нагрузки

Обсуждение измерения и анализа рабочей нагрузки должно начинаться с упоминания принципиально различных типов работы - умственной и физической. Очевидно, что разные виды работ имеют разные компоненты и степень тяжести умственной и физической работы. Кроме того, проводится различие между физиологическим и психологическим стрессом в первом и втором случаях.[1]


Недостаточный учет рабочей нагрузки и психофизиологических возможностей работника является фактором, какой приводит к снижению качества продукции или производительности труда, ошибок и несчастных случаев. Поэтому измерение и анализ рабочих нагрузок широко используются при организации труда персонала для:[2]

  • мониторинга состояния условий труда работника на соответствие действующим санитарным правилам и нормам, гигиеническим нормам и получение санитарно-эпидемиологического заключения;
  • определение приоритетности осуществления превентивных мер и оценка их эффективности;
  • создание банка данных об условиях работы на уровне организации, отрасли и так далее;
  • аттестация рабочих мест по условиям труда и аттестация охраны труда в организации;
  • установление связи ошибок и браков в работе с интенсивностью труда работников;
  • составление санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника;
  • анализ взаимосвязи между изменениями состояния здоровья работника и условиями его труда (при периодических медицинских осмотрах, специальном экзамене для уточнения диагноза);
  • расследование случаев профессиональных заболеваний, отравлений и других заболеваний, связанных со здоровьем, связанных с работой.

Нагрузка может быть определена как воздействие на предмет совокупности факторов трудовой деятельности, которые отражают содержание (сложность) и условия для выполнения конкретных задач, связанных с возможностями (способностями) субъекта деятельности выполнять предъявленные ему требования (В. А. Бодров).[3]

Рабочая нагрузка в основном отражает процесс взаимодействия человека с работой. Объем работы в определенной степени определяется тем, что он хочет делать, и ресурсами, которые он имеет для этого. Объективно заявленная деятельность может включать низкую или высокую нагрузку в зависимости от субъекта, обладающего уровнем профессиональных навыков и подготовки, характера функционального состояния и мотивации для выполнения упражнения.,

Одним из ключевых понятий психофизиологии профессиональной деятельности является социально приемлемый уровень рабочей нагрузки.

Рабочую нагрузку человека очень трудно измерить в строго физических единицах, поскольку очень широкий список возможных физиологических нагрузок человека:[4]

- тяжелая динамическая мышечная работа;


- динамическая мышечная работа, выполняемая конечностями одной половины тела (работа небольших групп мышц);

- статическая мускульная работа;

- умственная работа (стресс от концентрации внимания и внимания);

- монотонная работа в однообразной ситуации;

- работать в условиях интенсивного воздействия факторов окружающей среды (температура и влажность, вентиляция, инфракрасное излучение, характер одежды, степень акклиматизации тела);

- напряжение тела, вызванное другими факторами окружающей среды, и социальные (межличностные отношения или факторы, личные и групповые проблемы) и так далее.[5]

На адекватность рабочей нагрузки влияет постоянное развитие производственных технологий и технологий, которые механизируют тяжелую физическую работу и создают новые виды деятельности. Из-за этих изменений невозможно определить в цифровой форме соответствующую нагрузку. В лекции описываются только физиологические и психологические аспекты проблемы, а основное внимание уделяется психическому стрессу.

Одним из ключевых понятий в психофизиологии труда является социально приемлемый уровень рабочей нагрузки. На адекватность рабочей нагрузки влияет постоянное развитие инженерных и производственных технологий, что привело к механизации интенсивной физической работы и созданию новых видов деятельности. Из-за этих изменений невозможно определить адекватную рабочую нагрузку в числовом выражении. В этой главе описываются только физиологические и психологические аспекты проблемы. Очевидно, что другие аспекты - личные, социальные и технологические - также должны быть приняты во внимание.

1.2. Понятие психофизиологии профессиональной деятельности

Психофизиология - это раздел психологии, который изучает физиологические основы течения психических процессов и формирования состояний. Помимо традиционных разделов психофизиологии последних лет были разработаны новые направления исследований: социальная, клиническая, сравнительная психофизиология, психофизиология профессиональной деятельности и т.д.[6]

Предметом психофизиологии являются механизмы и закономерности взаимодействия физиологического и психического уровней отражения.


Взаимосвязь между физическими (физиологическими) и психическими процессами в науке называется психофизиологической проблемой. В более широком смысле принято рассматривать психофизическую проблему - вопрос о том, где находится психическое в природе. По своей философской сущности психофизиология представляет собой проблему взаимоотношений тела и разума, мозга и сознания, тела и души.

Интерес к проблемам психофизиологии в современном понимании этого термина (как взаимодействия психической и физиологической рефлексии) проявили, прежде всего, врачи и философы. Философы предложили решение вопроса о происхождении души. Теория мирового порядка получила широкое распространение как комбинация четырех элементов: земли, огня, воздуха и воды. Считалось, что четыре элемента составляют основу неодушевленной природы, а пятый элемент, получивший соответствующее название «квинтэссенция», «отвечает» за жизнь (душу). В понимании древних ученых это была некая субстанция, способная «оживить» мир вещей.

И на сегодняшний день в понимании многих народов душа остается самостоятельной субстанцией, способной вести свою жизнь отдельно от тела (Фрейзер). Например, это понимание души лежит в основе интерпретации природы снов. Согласно этим представлениям, сон - это путешествие души во время сна тела. Вот почему до сих пор существует много мифов и легенд, в которых душа может путешествовать независимо от тела, и в некоторых полинезийских племенах запрещено будить человека из-за страха, что душа не успеет вернуться в тело из путешествия.

У древних монголов кровь считалась субстратом души; следовательно, люди благородного и дворянского происхождения казнились по-разному (Н. Н. Гумилев). Представители дворянской семьи не должны были проливать кровь.

Важный вопрос, который люди задают себе с древних времен, это где находится душа. Некоторые из них верили, что душа находится в сердце. Доказательством правильности этого предположения было знакомое явление сердцебиения в эмоционально напряженных состояниях (страх, гнев, радость и т. Д.). Гиппократ считал, что природа человека определяется четырьмя жидкостями (кровь, слизь, желчь и черная желчь). Их соотношение, смешивающие характеристики влияют на темперамент человека, его болезнь. Тело является здоровым только тогда, когда компоненты пропорциональны и хорошо перемешаны. Интересно отметить, что Гиппократ предложил последовательность применения (своего рода иерархию) методов лечения человека. На первом месте он поместил слово, затем травы, и только потом он пригласил доктора взять скальпель. Очевидно, это признало огромную важность слова (то есть психических изменений, порожденных этим словом) в развитии и лечении заболеваний.