Файл: Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала (Понятие психофизиологии профессиональной деятельности ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако после печально известного постановления ЦК ВКП (1936) «О педологических перекосах в системе НК» это направление считалось ошибочным, вредным и забытым до 1950-х годов, когда в основном в связи с освоением космоса, Ядерного развития, энергетики, военного дела (создание новых видов оружия и военной техники), возникновения других передовых отраслей экономики, возник вопрос о научной разработке методов учета «человеческого фактора» в промышленности, на транспорте и в военной сфере. Знания и опыт психофизиологов вновь оказались желательными.

Современный этап функционирования сложных технических систем в транспортной, энергетической и других отраслях промышленности потребовал использования системного подхода, направленного на согласование характеристик технологии с психофизиологическими возможностями человека, а также соответствующей организации профессиональной деятельности (работа, отдых, нормализация нагрузки и т. д.) и обучение ей.

Психофизиология профессиональной деятельности - это научно-практическая дисциплина, направленная на обеспечение функциональной надежности работника, глобальный анализ системы характеристик работника и учет их «психофизиологического» компонента с целью достижения эффективность профессиональной деятельности и безопасность на работе.

Необходимо остановиться на вопросе различия между субъектом и задачами, решаемыми психофизиологией профессиональной деятельности и смежными дисциплинами, в основном трудовой психологии, эргономики, медицины труда, физиологии и гигиены. Специфика психофизиологии заключается в том, что научным предметом ее изучения является некая «граница», область контакта, взаимодействия и перехода психического и физиологического отражения. Следовательно, это может быть очень сложно, а иногда почти невозможно отделить территорию психофизиологии «в чистом виде», не «вторгаясь» в границы, например, в психологию труда или гигиену труда и эргономику.

Например, специалист в области психофизиологии на работе изучает причины ошибок, допущенных операторами в сложной технической системе. Эргономические дефекты в технологии, затрудняющие взаимодействие в системе «человек-машина» (область «ответственности» инженерной психологии), также могут быть этими причинами. и неудовлетворительные условия труда на рабочем месте, выраженные выше предельно допустимых значений для микроклимата, освещения, шума и вибрации (зона «ответственности» за здоровье на рабочем месте); и развитие неблагоприятных психофизиологических условий (усталость, психическое напряжение) и т. д.


Поэтому невозможно решить задачи производственного психофизиолога без систематического анализа алгоритмов работы, организации, оборудования и условий работы, структуры профессии и профессионализма, характеристик профессионального образования и обучения работника. Таким образом, область психофизиологии профессиональной деятельности находится в контакте и взаимодействует со многими смежными дисциплинами.

Вышеизложенное не означает, что психофизиология профессиональной деятельности не имеет своего конкретного предмета исследования. Этим предметом являются, прежде всего, психофизиологические (или психические) состояния человека, развивающиеся в процессе трудовой деятельности под воздействием различных факторов трудового процесса.

Задачи психофизиологии профессиональной деятельности:

1) разработка рекомендаций и организация проведения профессионального психофизиологического отбора (далее — ППО). ППО является составной частью общего отбора и наряду с профессиональным (образовательным), медицинским отбором, направлен на подбор лиц, которые по своим профессионально важным качествам (далее — ПВК) в наибольшей степени соответствуют требованиям профессиональной деятельности. В структуре ПВК, оцениваемых при профотборе, выделяются психофизиологические качества и свойства. Поэтому ряд методик, используемых в этой области, строго говоря, являются психофизиологическими;

2) диагностика неблагоприятных психофизиологических состояний, прогнозирование на основании инвалидности. Для решения этой проблемы проводятся периодические психофизиологические обследования, углубленные (расширенные) психофизиологические обследования по показаниям (брак на работе, несчастные случаи, плохое состояние здоровья, трудности в профессиональной и социальной адаптации и т. Д.);

3) психофизиологическая коррекция и реабилитация. Это система психодиагностических и коррекционных мероприятий, направленных на выявление и устранение донозологических (не перешедших в болезнь) нарушений здоровья работающего человека. Теоретической и методологической базой развития этого направления стала «Концепция "Здоровье здорового человека"», утвержденная Министерством здравоохранения Российской Федерации (приказ от 21 марта 2003 г. № ИЗ «Об утверждении концепции охраны здоровья здоровых в Российской Федерации»), в которой констатируется, что «...за последние 25 — 30 лет прогрессируют социально зависимые и профессионально обусловленные дефекты здоровья населения (дизадаптивные синдромы, социально-экологическое утомление и переутомление, стрессогенные заболевания).


Охрана и укрепление здоровья здоровых проводится в отношении граждан Российской Федерации как абсолютно здоровых (5 — 7 %), так и имеющих 1 —2 заболевания в состоянии стойкой ре­миссии (55 — 70%).

Среди последних большая часть населения представлена ​​явлениями дезадаптации, состоянием хронической усталости, явлениями усталости и переутомления, снижением умственной и физической работоспособности. Эти состояния при постоянном воздействии физических и социальных факторов с высокой вероятностью приводят к обострению основного заболевания, развитию сопутствующих заболеваний. Эта концепция концентрирует и развивает сферы деятельности, предназначенные для защиты и укрепления здоровья здорового населения, определяет основные направления для разработки быстрой диагностики уровней здоровья, способы сохранения и увеличения функциональных резервов человека, принципы создания индивидуальной и популяционной систем технологий здравоохранения участие в регулировании профессиональных нагрузок, в логике рационального труда и в отдыхе работников. Решением этой проблемы является ограничение продолжительности непрерывных периодов работы, распределение обязательных периодов отдыха или проведение специальных мероприятий для восстановления работоспособности. Обоснование норматива рабочей нагрузки (месячной, годовой) с учетом специфики профессиональной деятельности и условий ее выполнения;

4) психофизиологическое сопровождение обучения и подготовки работников. Оно состоит в разработке и внедрении методов и технических средств обучения для формирования системы компенсации недостаточно развитых отдельных профессионально важных качеств, для психофизиологической оптимизации профессиональной подготовки, в том числе к действиям в нестандартных и аварийных ситуациях. Реализация этого направления связана с учетом психофизиологических закономерностей формирования трудового навыка, динамики функциональных состояний в процессе обучения. Перспективным является участие психофизиологов в разработке и эксплуатации тренажеров, создаваемых в высокотехнологичных отраслях промышленности (например, энергетике), на транспорте и в военном деле;

5) психофизиологическое изучение ошибочных действий. Действенным направлением для разработки и организации мероприятий по обеспечению безопасности производственных процессов является психофизиологическое изучение ошибочных действий работников. Такое изучение оказывается продуктивным при опоре на методологию системного подхода к безопасности труда, применение которого не позволяет ограничиться лишь злополучной констатацией «вины» человека в авариях и браке в работе;


6) психофизиологическое обеспечение формирования групп (команд, экипажей, бригад) работников. Подготовке к совместной деятельности уделяется большое внимание в различных отраслях хозяйства, в частности, на железнодорожном транспорте, в гражданской и военной авиации, космонавтике. Учет психофизиологических особенностей работников базируется на мнении ряда авторов о различных формах совместимости (социально-психологической, психологической, психофизиологической) и важном значении для совместной деятельности психофизиологической совместимости;

7) психофизиологическое обоснование эргономических требований и рекомендаций по учету характеристик человека, его возможностей и ограничений при разработке технических средств деятельности и оптимальной внешней среды на рабочих местах специалистов модернизируемых и новых образцов техники. Эта задача нацелена на профилактику ошибок человека, обусловленных неблагоприятными психофизиологическими состояниями (утомлением, стрессом), создание условий для повышения его надежности. Наибольшие успехи в этом смысле достигнуты в авиации и космонавтике.

Для комплексного решения необходимых задач необходимо разработать методы контроля уровня профессионального здоровья и психофизиологического статуса работников, критерий аппарата для их быстрой оценки на этапах профессионального производственного цикла, разработки психофизиологических программ и медицинская реабилитация с приоритетом использования нефармакологических средств для повышения адаптационных возможностей, психофизиологической устойчивости к неблагоприятным условиям жизни и работа.

1.3. Психофизиологическая адаптация персонала к условиям профессиональной деятельности

Адаптация новых сотрудников в коллективе - одна из важных задач, которую приходится решать службе по работе с персоналом в организации.

Адаптация психофизиологическая - приспособление работника к условиям труда, режимам труда и отдыха на рабочем месте (участке, в цехе, лаборатории и т.п.). Адаптация психофизиологическая во многом зависит от состояния здоровья работника, защитных реакций организма на уровень и колебания внешних факторов (температура, освещенность, загазованность, вибрация, шум и т.п.).[7]


Адаптация психофизиологическая – приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам, физиологическим условиям труда. В процессе психофизиологической адаптации происходит освоение совокупности всех условий, оказывающих различное психофизиологическое воздействие на работника во время труда. Среди них: физические и психические нагрузки, уровень монотонности труда, ритм труда, удобство рабочего места, внешние факторы воздействия (шум, освещенность, вибрации и т.п.).

С точки зрения психофизиологической адаптации можно выделить следующие четыре вида адаптации:

1. Отрицание. Сотрудник выражает активное несогласие с ценностями фирмы, его ожидания находятся в непримиримом противоречии с реальностью. Обычно он увольняется в первые же месяцы.

2. Конформизм. Полное принятие ценностей и норм организации, готовность подчиняться правилам игры. Такие работники составляют в коллективе основную массу.

3. Мимикрия. Соблюдение второстепенных норм при неприятии основных характерно для потенциальной группы риска, члены которой готовы в любой момент расстаться с фирмой.

4. Адаптивный индивидуализм. Он характеризуется согласием с основными нормами и ценностями организации при неприятии второстепенных. Сотрудник сохраняет некую индивидуальность, но по-своему неплохо работает в коллективе.

Задача кадровиков заключается в интеграции новичка по второму или четвертому типу, вычислении сотрудников, скрывающих неприятие основных норм организации при демонстрации внешней лояльности. Первый вариант возникает вследствие ошибки кадровой службы на стадии отбора и должен быть как можно быстрее исправлен.

В процессе адаптации работник проходит несколько стадий:

- стадия ознакомления

- стадия приспособления

- стадия ассимиляции (полное приспособление к среде)

- стадия идентификации (отождествление личных целей с целями коллектива).

В современном производстве морально стареют не только техника и технология, но и санитарно-гигиенические нормы производственной обстановки. Улучшение санитарно-гигиенических условий труда и быта работников, появление все большего количества удобных и современных квартир, одежды, предметов туалета не могут не сказаться на производственной деятельности. Современный работник чутко относится к отклонениям от субъективно воспринимаемых им норм санитарно-гигиенического комфорта, ритмов труда, удобства рабочего места и т.д. Материалы многих исследований свидетельствуют о том, что для рабочих вопросы са­нитарно-гигиенических условий комфорта стоят очень остро и оцениваются ими болезненно.[8]