Файл: Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала (Понятие психофизиологии профессиональной деятельности ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако в разгар древнегреческой культуры было накоплено достаточно знаний, чтобы предположить, что душа находится в голове. Идея о том, что мозг является органом души, принадлежит древнегреческому врачу Алкмеону (с 6 по 5 века до нашей эры). Он пришел к такому выводу в результате наблюдений и хирургических операций. В частности, он исследовал пути проникновения ощущений в мозг человека. Чувства он считал отправной точкой всей познавательной работы. «Мозг дает нам ощущения зрения, слуха и обоняния; из последних возникают память и репрезентация (мнение), а из памяти и репрезентации, которые достигли непоколебимой силы, рождается знание, которое благодаря этой силе», - писал он.

Римский врач Клаудио Галено (ок. 130 - ок. 200) посвятил свою работу изучению проблем души и тела. Как врач в школе гладиаторов, а затем римских императоров, Гален был известен как знаменитый целитель своего времени. Он значительно расширил свои знания в области анатомии. Он считал органы души мозгом, печенью и сердцем. Каждому из органов была назначена соответствующая «ментальная» функция. Разделение на части души соответствовало представлениям Платона, что печень является носителем вожделения, сердце - это гнев и смелость, мозг - это разум. В головном мозге основная роль отводится желудочкам, особенно спине. Здесь, согласно Галену, самая высокая степень пневмы (специфического невидимого вещества) производится и хранится в соответствии с разумом, который является существенным признаком человека.

С точки зрения Галена, нервная система представляет собой разветвленный ствол, каждая ветвь которого ведет самостоятельную жизнь. Нервы построены из того же вещества, что и мозг. Они служат ощущению и движению. Гален различал: а) чувствительные и мягкие нервы, которые поступают в органы чувств, и б) «жесткие» нервы, связанные с мышцами, посредством которых осуществляются произвольные движения. Гален был последователем Гиппократа в его взглядах на темперамент. Пропорции смешивания основных соков тела определяют здоровье или болезнь организма (тела), это также является основой различий в психических свойствах. Идеальным является нормальная смесь соков, в действительности одни соки (и качества) преобладают над другими. Гален до сих пор не имеет четырех классических темпераментов (он думал, что их было тринадцать), но он сформировал предпосылки для формирования последующей классической схемы. Он считал разум высшей формой духовной деятельности; его функционирование также определяется объединением четырех элементов в мозге.


Гален разделял движения на автоматические, выполняемые помимо воли человека, и произвольные, выполняемые по команде. Мышца, по его мнению, приводится в действие с помощью нерва, "по которому проносится психическая (т. е. душевная) пневма.

В раннем средневековье центр научной мысли переместился на арабский Восток, где великий врач и философ Ибн Сина (Авиценна) (980-1037) создал одну из важнейших наук в истории психофизиологии. Ибн Сина также признал пневму, летучее вещество, которое поступает из паров основных (четырех) соков тела, как субстрат всех жизненных и психических явлений. Пневма может стать носителем различных сил, в том числе психических (разделенных на животных и души). Ибн Сина принял идею пристрастия ума к мозгу. Он понимал воображение как воспроизведение предыдущих картин, думая как комбинацию образов. Более того, человек с его точки зрения способен образно мыслить как способ исследовать менее суровый мир, чем логическое мышление, но все же важный элемент поведения. Ученый разработал возможность психологического воздействия на телесные проявления. Для этого, как свидетельствуют исторические источники, он предпринял первое экспериментальное исследование. Два барана получали одинаковую пищу, но один из них жил в нормальных условиях, и недалеко от другого на поводке был волк. Несмотря на нормальную диету, второй баран начал худеть и умер. По сути, это исследование психосоматической медицины, которое показало, как стрессор (волк на поводке) может влиять на физическое состояние.

Эпоха Возрождения вновь подняла проблему взаимодействия разума и тела. Великий физик Рене Декарт рассматривал поведение человека как результат действий восприятия и исполнения. Душа и тело в учении Декарта - это две разные субстанции. Декарт показал, что человеческое поведение, понимаемое как взаимодействие с внешними телами, не требует души как организующего внутреннего принципа. Требуются только внешние соединения и материальные конструкции. Ученый разделил умственные действия на две категории: активные и пассивные. Декарт основал рефлекторный принцип организации поведения. Его основные работы относятся к области физики, в которой теория распространения света наиболее интенсивно развивалась. Ученый предположил, что взаимодействие тела с внешним миром опосредовано нервной машиной, состоящей из расходящихся от нее радиусов мозга и нервных «трубок». По аналогии с движением крови по сосудам Декарт рассматривал поведение возбуждения в нервных трубках. Декарт и его последователи стали основателями системы взглядов на соотношение души и тела, названной историками науки психофизическим взаимодействием. Эти теории предложили различные формы взаимного влияния физических и психических явлений.


Физик и математик Г.В. Лейбниц, объединив механистический образ мира с идеей психики как единого целого, представил идею психофизического параллелизма, согласно которому душа и тело существуют и выполняют свои операции независимо друг от друга, но с величайшей точностью, создавая Ваше впечатление соответствует друг другу. Они похожи на пару часов, которые всегда показывают одинаковое время, хотя работают независимо.

Материалистическую интерпретацию психофизический параллелизм получил у Д. Гартли и других натуралистов. В середине XIX в., с открытием закона сохранения энергии, стало невозможным представлять сознание некой особой силой, способной произвольно изменять поведение организма. Вместе с тем дарвиновское учение требовало понимания психики как активного факто­ра регуляции жизненных процессов. Это привело к появлению новых вариантов концепции психофизического взаимодействия (У.Джеймс). В конце XIX — начале XX вв. получила распространение махистская трактовка психофизиологической проблемы, согласно которой душа и тело построены из одних и тех же «элементов», а поэтому речь должна идти не о реальной взаимосвязи реальных явлений, а о корреляции между «комплексами ощущений».

Вопреки различным идеалистическим концепциям, диалектический материализм интерпретирует психофизиологическую проблему, основанную на понимании психики как особого свойства высокоорганизованной материи, возникающей в процессе взаимодействия живых существ с внешним миром и, отражая ее, может активно влиять на природу этого. взаимодействие. Огромные материалы были накоплены в различных разделах психофизиологии и смежных дисциплинах о различных формах зависимости психических актов от их физиологического субстрата и роли этих актов в организации и регуляции жизни (учение о локализации высших психических функций, идеомоторные акты данные из ряда разделов нейро-патологии, психофармакологии, психогенетики и др.).

Основы современного понимания взаимосвязи между функциями мозга и его структурными элементами были заложены профессором анатомии на медицинском факультете Венского университета и основателем френологии Ф. Дж. Галле (учение, согласно которому характер человека можно определить по "кочкам" на голове). Он обратил внимание на один аспект внешности учеников, которые с ним успешно учились: некоторые «выпученные» глаза. Он решил, что такая особенность может быть связана с тем, что хорошо развитый (интеллектуальный) мозг немного «сдавливает» глаза с орбит. То есть была проведена аналогия с «накачанными» и сильными мышцами с соответствующими характеристиками организации мозга. Рассуждая далее, Галл решил, что у человека должны быть хорошо развитые участки мозга, которые «отвечают» за соответствующие функции. Удары на черепе должны соответствовать этим областям мозга.


Посвятив себя изучению этой проблемы, Галл заявил, что человеческий мозг состоит из 27 отдельных органов, каждый из которых отвечает за одну из наших основных способностей. Он утверждал, что, изучая распределение колбочек в черепе, можно увидеть, как развивается каждый из этих органов и, таким образом, предсказать черты личности конкретного человека. Например, можно ожидать, что владелец конуса в левом храме будет склонен воровать деньги. Несмотря на то, что френология как наука не существовала, Галл впервые обосновал идею расположения психических функций в мозге человека. Хотя на нашем уровне знаний уже невозможно представить, что каждый отдельный участок мозга контролирует определенный тип поведения, мы можем говорить, по крайней мере, об определенной степени локализации функций мозга.

В России первая психофизиологическая лаборатория была создана замечательным неврологом и отечественным психиатром Владимиром Михайловичем Бехтеревым в 1885 году в Казанском университете. Выпускник Императорской академии медицины и хирургии, он участвовал в войне против Османской империи на Балканах, прошел стажировку в Лейпцигском университете в первой лаборатории психологии Вильгельма Вундта и в По окончании стажировки он принял предложение о создании независимой лаборатории по изучению рефлексов в Казани. Однако первой публикацией, посвященной проблемам психофизиологии, можно считать знаменитую книгу И. М. Сеченова «Рефлексы мозга», опубликованную в 1861 году. В этом документе исключительный русский физиолог сводил все различные проявления психической жизни к рефлекторные действия. Чтобы оценить научную значимость работы, следует помнить, что это одно из первых научных исследований, в котором была предпринята попытка на материалистической основе предложить вариант доказательства связи между психикой и мозгом.

Современное понимание психофизиологической проблемы опирается на достижения нейрофизиологии, нейрохимии, систем­ной психофизиологии, базирующейся на теории функциональных систем П.К.Анохина.

Несмотря на то, что психофизиология профессиональной деятельности как самостоятельной научной дисциплины еще молода, несколько вопросов, рассматриваемых в ее структуре, стали предметом изучения смежных дисциплин, в основном психологии и гигиены труда. Первые исследования в этой области были проведены в высокотехнологичных отраслях промышленности и на транспорте, где цена человеческой ошибки была слишком «дорогой» для производства и где был необходим комплекс превентивных мер, чтобы минимизировать потери от брака, несчастных случаев, где-то было необходимо сохранить персонал, начиная с обучения. Это заняло много времени и было очень дорого. Первая работа по анализу и оценке человеческого поведения на производстве была проведена в 19 веке М. М. фон Вебером в Германии и И. И. Рихтером в России. Г. Мунстерберг, американский психолог немецкого происхождения, одним из первых определил зависимость надежности водителя от его индивидуальных психологических качеств. Он также предложил метод оценки водительских способностей водителя и разработал основные принципы обучения, включая серию тренажеров, на которых водители трамваев обучались на городских трамваях.


Изучение профессий, разработка методов испытаний и их использование для определения пригодности работников для различных профессий, нормирования рабочей нагрузки и разработки рекомендаций по охране труда начали осуществляться в начале 20-го века. благодаря основанию и развитию психотехнологий. В нашей стране основоположником этого направления был известный советский психолог и лингвист И.Н. Шпильрейн. Развитию в этом направлении способствовало открытие в 1920-х годах. Центральный институт труда. В 1927 году было организовано Всероссийское общество прикладной психотехнологии и психофизиологии, которое опубликовало журнал «Психофизиология труда и психотехники», позднее переименованный в «Советская психотехника» (1928–1934). Психотехнические тесты для определения профессиональной пригодности в основном использовались в промышленности и на транспорте.

В России в 1920-е гг. после создания Центральной лаборатории по изучению профессиональных болезней на транспорте начал проводиться профессиональный отбор на должность машиниста локомотива. Уже в 1929 г. были составлены психограммы (перечень профессионально важных качеств, необходимых для эффективного выполнения задач определенной профессии) 20 транспортных профессий, разработаны требования и противопоказания к приему в профессионально-технические школы транспорта. Ис­следования с целью установления стандартов и критериев профессиональной пригодности к различным железнодорожным профессиям осуществлялись преимущественно бланковыми методами. В дальнейшем были предприняты попытки создания аппаратных методик, позволяющих воспроизвести в наиболее приближенной форме условия реальной работы машиниста. Однако было признано, что эти имитационные методы нецелесообразно использовать для отбора лиц, которые не знакомы с работой машиниста.

После смерти в 1905 году русского летчика лейтенанта Минкевича в России начала развиваться специальная подборка воздушных шаров. Так, с 1909 года впервые в России клинические и психологические исследования летчиков начались в Военно-медицинской академии в поликлинике имени В. М. Бехтерева. В 1917 г. в Петрограде в составе Военно-медицинского совета впервые была создана специальная комиссия для проверки работы летчиков и планового психологического отбора авиационного персонала, а в 1924 г. - Центральная психофизиологическая лаборатория. С 1928 года работа по психофизиологическому отбору летного состава осуществлялась психофизиологической лабораторией Военно-медицинской службы Красной Армии, а затем преобразована в Институт авиационной медицины им. Академика И. П. Павлова. В то же время большую работу проделали специалисты гражданского воздушного флота С.Г. Геллерштейн, Я.Ф. Самтер, А. Н. Ермилина и другие. В 1933 году было опубликовано «Руководство по медицинскому и психофизиологическому отбору кандидатов в школы ВВС». С 1947 года экспериментальные психологические методы использовались для изучения индивидуальных различий между превосходными и плохо функционирующими пилотами и курсантами, а затем с целью медицинского обследования.