Файл: Прямые налоги и их место в налоговой системе Р.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Роль и значение прямого налогообложения в условиях рыночной экономики

1.1. Экономическая сущность прямых налогов

1.2. Прямые налоги в налоговой системе России

Глава 2. Анализ системы прямого налогообложения в Российской Федерации

2.1. Роль прямых налогов в формировании бюджетов различных

уровней

2.2. Влияние прямых налогов на экономический рост

Выводы

Прямые налоги, точнее, их ставки, налоговая нагрузка на бизнес, связанная с косвенными налогами, несомненно, достаточно сильно влияет на экономический рост. Связано это с тем, что государство в большей мере пытается изъять прибыль у бизнеса, с учетом ограниченного спроса со стороны покупателей. Но это не единственный сильно влияющий на ВВП России фактор (влияние цен на энергоресурсы для России, например, сильнее).

Глава 3. Перспективы прямого налогообложения в России

Заключение

Прямые налоги, точнее, их ставки, налоговая нагрузка на бизнес, связанная с косвенными налогами, несомненно, достаточно сильно влияет на экономический рост. Связано это с тем, что государство в большей мере пытается изъять прибыль у бизнеса, с учетом ограниченного спроса со стороны покупателей. Но это не единственный сильно влияющий на ВВП России фактор (влияние цен на энергоресурсы для России, например, сильнее).

Список литературы

Налоги применяются для регулирования поведения экономических агентов побуждая (снижение налогов) или препятствуя (повышение налогов) в осуществлении конкретной деятельности.
Налоги могут быть определены как государственные доходы, которые собираются на регулярной основе с помощью его права принуждения. Кроме того, налоги можно определить как обязательные, безвозмездные, безотзывные платежи, взимаемые государственными учреждениями для удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах [6, с.84].
Как следует из определения, под налогами необходимо понимать не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», к примеру, налог на добавленную стоимость, подоходный налог и т.д. Налоговый характер носят также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.
Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической­ категории [28, с. 93].
В современных условиях налоги выполняют две основные функции [16, с. 112]:
фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);
регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).
Налог на прибыль организаций – форма изъятия в бюджет части прибыли организаций или хозяйствующих субъектов, где прибыль определяется в виде разницы между полученными доходами и произведенными расходами, учитываемыми для целей ее налогообложения [1]

В налоговую базу резидентов, как правило, включаются все доходы, полученные как на территории страны, так и за ее пределами. У нерезидентов в налоговую базу включается только прибыль, полученная на территории страны. Однако некоторые страны применяют так называемый территориальный принцип формирования налогооблагаемой базы, т.е. в налоговую базу и резидентов, и нерезидентов включается только прибыль, полученная на территории страны (например, такой режим применяется во Франции).
Для формирования налогооблагаемой базы величина полученных доходов уменьшается на величину понесенных организацией расходов.
Законодательство большинства стран разрешает признание расходов в целях налогообложения только в случае, если такие расходы документально подтверждены и экономически обоснованны, т.е. направлены на получение прибыли. За рубежом в основном, так же как и в Российской Федерации, расходы подразделяются­ на амортизацию, материальные расходы, оплату труда и пр. [18, с. 116]
В большинстве государств амортизируемое имущество разбивается на группы, к которым применяются законодательно установленные амортизационные нормы.
В 2009 г. в ответ на мировой финансовый кризис некоторые государства снизили ставку налога на прибыль организаций. Данная мера имела цель помочь производителям (в том числе не только отечественным) как можно быстрее выйти из кризиса. При этом ставка налога на прибыль снизилась, но наиболее высокие ставки налога на прибыль были установлены в Японии (40,69%) и США (40%).
Ставка налога также используется многими странами в качестве инструмента регулирования экономической активности. В большинстве стран установлены льготы при налогообложении прибыли [26, с. 118]:
компаний, осуществляющих инвестиции в приоритетные отрасли, определенные государством;
предприятий малого и среднего бизнеса;
социально значимых организаций.
В некоторых странах наряду с налогом на прибыль установлен альтернативный минимальный налог. Поступления от такого налога позволяют государству получать хоть и минимальный, но зато гарантированный в заранее определенном объеме­ налоговый доход. Это избавляет правительство от необходимости экстренного поиска источников финансирования запланированных расходов, когда фактические налоговые поступления существенно ниже заложенных в бюджет. В общем случае взимание альтернативного минимального налога имеет своей целью обеспечение минимального уровня налоговых поступлений. При этом минимальный налог уплачивается в случае, если величина минимального налога превышает величину налога на прибыль, рассчитанную в общем порядке.
В некоторых странах действует специальный порядок расчета налогооблагаемой базы для минимального налога. Так, в США величина минимального налога равняется 22% налогооблагаемой базы, которая рассчитывается в порядке, отличном от порядка расчета базы налога на прибыль. При этом определенные расходы не учитываются вообще, а некоторые расходы (например, амортизация) пересчитываются по установленным правилам [15, с. 134].
Налоговые вычеты (изъятия), применяющиеся по налогу на прибыль (доходы) организаций, включают налоговый вычет на НИОКР, применяющийся по налогу на прибыль в Великобритании, который позволяет организации уменьшить размер налоговой базы на сумму, превышающую фактические затраты­ на НИОКР. Предприятия малого и среднего бизнеса по расходам на НИОКР вправе получить возмещение в виде денежных средств, перечисляемых на расчетный счет Управлением внутренних доходов и таможенных сборов. Для них действует наиболее льготный вычет, составляющий с 1 августа 2008 г. 175% от фактических затрат на НИОКР, т.е. на каждые 100 фунтов стерлингов затрат на НИОКР организации могут дополнительно уменьшить налоговую базу на 75 фунтов стерлингов [15, с. 136].
Для получения налогового вычета на НИОКР необходимо, чтобы организация расходовала на финансирование НИОКР не менее 10 тыс. фунтов стерлингов в отчетном периоде. С 1 апреля 2008 г. налоговый вычет для крупных компаний составляет 130% фактических затрат на НИОКР, но не более 7,5 млн. фунтов стерлингов по каждому проекту НИОКР.
Налогоплательщик вправе получить налоговый вычет только в том случае, если НИОКР направлены на решение научной или технологической проблемы, а также если они направлены на достижение научных открытий.
К затратам на НИОКР разрешено относить следующие виды расходов: расходы на оплату труда, приобретение материалов, основных средств, программного обеспечения, платежи добровольцам, участвующим­ в клинических исследованиях, расходы на услуги субподрядчика, привлеченного для осуществления НИОКР, и т.д.
В США аналогичная льгота известна как налоговый вычет при увеличении объемов научно-исследовательской деятельности. Вычет непосредственно применяется к сумме налога на прибыль организаций, т.е. позволяет уменьшать налоговые обязательства, при этом величина прибыли остается неизменной, что обусловлено особенностями ведения бухгалтерского учета в США. Льгота является невозмещаемой, предоставляется на срок до 20 лет. Годовой размер льготы не может превышать 100 000 долл [29, с. 147].
Главной целью льготы является стимулирование проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, имеющих прикладной и инновационный характер, т.е. направленных на создание новой продукции, улучшение качества выпускаемой продукции, технологии производства, безопасности.
Вычет установлен в размере 20% суммы превышения расходов на квалифицированные исследования над базовой величиной расходов (расходы за базовый отчетный период). Налогоплательщики вправе также обратиться за получением альтернативной налоговой скидки на базовые исследования.


Исследуемый налог был введен государством для формирования бюджета в целом, без определенного целевого применения. Следовательно, его можно определить как абстрактный или общий. Кроме того, налог на прибыль организаций относится к прямым налогам, так как конечным его плательщиком является организация, получившая прибыль[14].

Поступление налога на прибыль организаций осуществляется одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, установленной согласно бюджетному законодательству, что говорит о регулирующем характере данного налога[15].

Налог на прибыль организаций выполняет как фискальную, так и регулирующую функции. Фискальная функция налога на прибыль организаций предопределена необходимостью удовлетворять общественно необходимые потребности с позиции их ценности, как для общества, так и по отношению к каждому отдельному гражданину. Одной фискальной функции явно недостаточно, чтобы выразить все многообразие потенциальных возможностей рассматриваемой налоговой категории и определить ее роль и значение практических форм существования в экономической системе государства. Этим целям служит вторая – регулирующая функция. Данная функция уравновешивает фискальное свойство налога на прибыль организаций, как бы частично его нейтрализует в соответствии с новой, социально-стимулирующей ролью и новыми задачами налоговой системы в условиях глобализации современных экономических процессов[16].

В общем смысле такими противовесами регулирующей функции являются специальные механизмы, обеспечивающие баланс интересов двух сфер – «бизнеса» и «бюджета», паритетное существование корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов (подсистемы льгот, освобождений).

Налоги применяются для регулирования поведения экономических агентов побуждая (снижение налогов) или препятствуя (повышение налогов) в осуществлении конкретной деятельности.
Налоги могут быть определены как государственные доходы, которые собираются на регулярной основе с помощью его права принуждения. Кроме того, налоги можно определить как обязательные, безвозмездные, безотзывные платежи, взимаемые государственными учреждениями для удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах [6, с.84].
Как следует из определения, под налогами необходимо понимать не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», к примеру, налог на добавленную стоимость, подоходный налог и т.д. Налоговый характер носят также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например, в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.
Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической­ категории [28, с. 93].
В современных условиях налоги выполняют две основные функции [16, с. 112]:
фискальная функция, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности (источник доходов государства);
регулирующая функция, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность (регулятор экономической системы).
Налог на прибыль организаций – форма изъятия в бюджет части прибыли организаций или хозяйствующих субъектов, где прибыль определяется в виде разницы между полученными доходами и произведенными расходами, учитываемыми для целей ее налогообложения [1]


В налоговую базу резидентов, как правило, включаются все доходы, полученные как на территории страны, так и за ее пределами. У нерезидентов в налоговую базу включается только прибыль, полученная на территории страны. Однако некоторые страны применяют так называемый территориальный принцип формирования налогооблагаемой базы, т.е. в налоговую базу и резидентов, и нерезидентов включается только прибыль, полученная на территории страны (например, такой режим применяется во Франции).
Для формирования налогооблагаемой базы величина полученных доходов уменьшается на величину понесенных организацией расходов.
Законодательство большинства стран разрешает признание расходов в целях налогообложения только в случае, если такие расходы документально подтверждены и экономически обоснованны, т.е. направлены на получение прибыли. За рубежом в основном, так же как и в Российской Федерации, расходы подразделяются­ на амортизацию, материальные расходы, оплату труда и пр. [18, с. 116]
В большинстве государств амортизируемое имущество разбивается на группы, к которым применяются законодательно установленные амортизационные нормы.
В 2009 г. в ответ на мировой финансовый кризис некоторые государства снизили ставку налога на прибыль организаций. Данная мера имела цель помочь производителям (в том числе не только отечественным) как можно быстрее выйти из кризиса. При этом ставка налога на прибыль снизилась, но наиболее высокие ставки налога на прибыль были установлены в Японии (40,69%) и США (40%).
Ставка налога также используется многими странами в качестве инструмента регулирования экономической активности. В большинстве стран установлены льготы при налогообложении прибыли [26, с. 118]:
компаний, осуществляющих инвестиции в приоритетные отрасли, определенные государством;
предприятий малого и среднего бизнеса;
социально значимых организаций.
В некоторых странах наряду с налогом на прибыль установлен альтернативный минимальный налог. Поступления от такого налога позволяют государству получать хоть и минимальный, но зато гарантированный в заранее определенном объеме­ налоговый доход. Это избавляет правительство от необходимости экстренного поиска источников финансирования запланированных расходов, когда фактические налоговые поступления существенно ниже заложенных в бюджет. В общем случае взимание альтернативного минимального налога имеет своей целью обеспечение минимального уровня налоговых поступлений. При этом минимальный налог уплачивается в случае, если величина минимального налога превышает величину налога на прибыль, рассчитанную в общем порядке.
В некоторых странах действует специальный порядок расчета налогооблагаемой базы для минимального налога. Так, в США величина минимального налога равняется 22% налогооблагаемой базы, которая рассчитывается в порядке, отличном от порядка расчета базы налога на прибыль. При этом определенные расходы не учитываются вообще, а некоторые расходы (например, амортизация) пересчитываются по установленным правилам [15, с. 134].
Налоговые вычеты (изъятия), применяющиеся по налогу на прибыль (доходы) организаций, включают налоговый вычет на НИОКР, применяющийся по налогу на прибыль в Великобритании, который позволяет организации уменьшить размер налоговой базы на сумму, превышающую фактические затраты­ на НИОКР. Предприятия малого и среднего бизнеса по расходам на НИОКР вправе получить возмещение в виде денежных средств, перечисляемых на расчетный счет Управлением внутренних доходов и таможенных сборов. Для них действует наиболее льготный вычет, составляющий с 1 августа 2008 г. 175% от фактических затрат на НИОКР, т.е. на каждые 100 фунтов стерлингов затрат на НИОКР организации могут дополнительно уменьшить налоговую базу на 75 фунтов стерлингов [15, с. 136].
Для получения налогового вычета на НИОКР необходимо, чтобы организация расходовала на финансирование НИОКР не менее 10 тыс. фунтов стерлингов в отчетном периоде. С 1 апреля 2008 г. налоговый вычет для крупных компаний составляет 130% фактических затрат на НИОКР, но не более 7,5 млн. фунтов стерлингов по каждому проекту НИОКР.
Налогоплательщик вправе получить налоговый вычет только в том случае, если НИОКР направлены на решение научной или технологической проблемы, а также если они направлены на достижение научных открытий.
К затратам на НИОКР разрешено относить следующие виды расходов: расходы на оплату труда, приобретение материалов, основных средств, программного обеспечения, платежи добровольцам, участвующим­ в клинических исследованиях, расходы на услуги субподрядчика, привлеченного для осуществления НИОКР, и т.д.
В США аналогичная льгота известна как налоговый вычет при увеличении объемов научно-исследовательской деятельности. Вычет непосредственно применяется к сумме налога на прибыль организаций, т.е. позволяет уменьшать налоговые обязательства, при этом величина прибыли остается неизменной, что обусловлено особенностями ведения бухгалтерского учета в США. Льгота является невозмещаемой, предоставляется на срок до 20 лет. Годовой размер льготы не может превышать 100 000 долл [29, с. 147].
Главной целью льготы является стимулирование проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, имеющих прикладной и инновационный характер, т.е. направленных на создание новой продукции, улучшение качества выпускаемой продукции, технологии производства, безопасности.
Вычет установлен в размере 20% суммы превышения расходов на квалифицированные исследования над базовой величиной расходов (расходы за базовый отчетный период). Налогоплательщики вправе также обратиться за получением альтернативной налоговой скидки на базовые исследования.


Фискальное свойство налога на прибыль организаций раскрывается в процессе аккумуляции доходов в казну государства (трансфертное свойство системы)[17].

Значение налога на прибыль организаций как источника бюджетного дохода постепенно меняется по мере развития российской экономики. Налог на прибыль организаций является частью консолидированного бюджета РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ[18].

На основании подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2015 г., не признавалось объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г. в качестве основных средств. Согласно вступившим в силу с 1 января 2015 г. положениям Федерального закона от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 366-ФЗ) в соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ с 1 января 2015 г. не признаются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций объекты основных средств, включенные в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Вышеназванное исключение из объекта налогообложения применяется налогоплательщиками в силу нормы подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ вне зависимости от факта приобретения имущества у взаимозависимых лиц. (Письмо Минфина России от 24.06.2015 № 03-05-05-01/36524).

Вместе с тем в соответствии с пунктом 25 статьи 381 НК РФ с 1 января 2015 г. освобождены от налогообложения организации — в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

— реорганизации или ликвидации юридических лиц;

— передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимыми[19].


Указанная норма не содержит особенностей налогообложения имущества, принятого к учету у налогоплательщика в качестве объекта основных средств, в зависимости от того, в качестве какого объекта бухгалтерского учета такое имущество учитывалось у лица, осуществившего его передачу.

Таким образом, движимое имущество, относящееся к первой или второй амортизационной группе, не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество. Движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г. (не относящееся к первой и второй амортизационной группе) освобождено от налогообложения налогом на имущество на основании пункта 25 ст. 381 НК РФ. Движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 г. в результате реорганизации (в том числе присоединения) или ликвидации, а также приобретенное у лица, признаваемого в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимым с организацией — приобретателем, с 1 января 2015 г. подлежит налогообложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.

Движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств в результате реорганизации или ликвидации, приобретения у взаимозави­симых лиц в течение 2013–2014 гг., признается объектом налогообложе­ния по налогу на имущество организаций с 1 января 2015 г. Согласно части 7 статьи 3 Федерального закона № 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Федерального закона № 99-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. При этом изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ действуют в части, не противоречащей указанным нормам. Кроме того, частью 10 статьи 3 Федерального закона № 99-ФЗ установлено, что перерегистрация ранее созданных юридических лиц (в том числе акционерных обществ) в связи с вступлением в силу изменений не требуется.

Таким образом, приведение учредительных документов, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Федерального закона № 99-ФЗ, в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ не является реорганизацией (ликвидацией) юридических лиц. При этом, в письме Минфина России от 12.12.2014 № 07-02-09/64114 разъясняется, что изменение организацией организационно-правовой формы рассматривается как реорганизация в форме преобразования.