Файл: Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов Предпринимательского Права (Понятие и сущность создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы определяется значимостью института создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права для существования и эффективного функционирования бизнеса.

Отмечают большое значение института создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права для сохранения стабильности гражданского оборота и экономики в целом, обеспечения правопреемства по всему комплексу прав и обязанностей, сохранения прочности и неприкосновенности договорных связей, гарантирования прав кредиторам, сокращения временных издержек, оптимизации налогов, сохранения цельности капитала, чтобы капитал не дробился между участниками субъектов предпринимательского права и не изымался из производства. Например, благодаря реорганизации достигается серьезный организационный и финансовый эффект, так как она позволяет позволить сложную холдинговую структуру для того, чтобы надежно защищаться от враждебных поглощений[1]. В Российской Федерации институт реорганизации появился крайне поздно, лишь 1990-х г. XX века, тем не менее, он стремительно закрепился в нашей экономике и количество реорганизаций постоянно увеличивается.

Задачами создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права является ускорение экономических процессов, реализация интересов субъектов предпринимательского права, обеспечение защиты прав участников гражданских отношений, права и интересы которых затрагиваются во время указанных процедур.

Целью курсовой работы является изучение теоретической базы и законодательного регулирования порядка создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права, выявление существующих проблем нормативно-правового регулирования создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права и анализ способов оптимизации законодательства, предлагаемых специалистами, специализирующимися на исследовании этой сферы.

В курсовой работе ставятся следующие задачи:

  1. Изучить имеющиеся подходы к понятию создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права;
  2. Проанализировать принципы создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права за рубежом;
  3. Изучить формы и этапы создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права;
  4. Изучить порядок раскрытия информации и взаимодействия с государственными органами во время создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права;
  5. Изучить особенности российского нормативно-правового регулирования создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права, изучить актуальное законодательство и нормативно-правовые акты Российской Федерации, которые регулируют порядок этих процедур. Выявить положения, требующие дополнительной конкретизации на законодательном уровне.

Нормативной базой курсовой работы являются нормативные правовые акты Российской Федерации, подзаконные акты Российской Федерации, международные акты.

Теоретической базой курсовой работы являются учебная и монографическая литература, статьи в периодических и печатных изданиях, проекты законов, Концепция развития законодательства.

Эмпирической базой работы является судебная практика судов Российской Федерации.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что в юридической литературе проблемы создания, реорганизации и ликвидации затрагиваются поверхностно. Например, реорганизацию некоторые считают лишь одним из способов прекращения субъекта предпринимательского права, отсутствуют глубокие исследования этого правового явления. Курсовая работа имеет большое практическое значение в связи с тем, что в бизнесе существует постоянная необходимость поиска максимально эффективных форм и методов управления предприятиями, фабриками, заводами, любыми иными юридическими лицами. Многие теоретики права поясняют, что качество правового регулирования института создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права оставляет желать лучшего[2]. В последние годы увеличилось количество научных работ по этой теме, однако, институт создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права пока не может полностью удовлетворить потребности современного предпринимательского оборота.

Создание, реорганизация и ликвидация субъектов предпринимательского права: теория и основные понятия

Понятие и сущность создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права

Субъекты предпринимательского права – это граждане-предприниматели, коммерческие и некоммерческие юридические лица, государство, муниципальные образования.

Действующее законодательство не содержит определения понятия создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц. Предыдущие законы и подзаконные акты также не содержали определений, только перечисляли ее виды и называли орган, уполномоченный принимать решение о ее проведении.

Согласно ч. 8 ст. 51 ГК РФ субъект предпринимательского права считается созданным со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

Согласно ст. 50.1 ГК РФ, субъект предпринимательского права может быть создано на основании единоличного решения учредителя об учреждении субъекта предпринимательского права, если субъект предпринимательского права учреждается одним лицом, или единогласным решением в случае наличия нескольких учредителей.


Некоторые подчеркивают в своих терминах, что юридические действия по созданию, реорганизации и ликвидации осуществляются также уполномоченными государственными органами, играющими большую роль, так как осуществляют акты государственной регистрации создания и ликвидации юридических лиц, вносят изменения в Устав[3].

Государственная регистрация создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, при реорганизации - в срок не более трех рабочих дня со дня представления документов в регистрирующий орган.

Если понятие создания и прекращения субъекта предпринимательского права не вызывает больших сомнений, то понятие реорганизации является спорным. Наиболее распространено следующее определение: реорганизация – это последовательность юридических действий, опосредующая переход в порядке правопреемства прав и обязанностей от одного или нескольких юридических лиц (правопредшественников) к другому или другим юридическим лицам (правопреемникам), связанная с прекращением правопредшественников и (или) созданием правопреемников»[4].

Иногда реорганизацию считают «особым правовым явлением», так как в ней есть и этапы процедуры учреждения юридических лиц, и ликвидации[5].

Нельзя считать реорганизацию способом «прекращения организации с правопреемством»[6], то есть с переходом прав и обязанностей к другим ли­цам, так как согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ и п. 4 ст. 15 ФЗ «Об АО» слияние, присоединение, разделение и преобразование предполагают прекращение субъекта предпринимательского права, а выделение – только создание нового.

При формулировании понятия реорганизации всегда указывают на признак универсального правопреемства, как при наследовании, поскольку в обоих случаях права и обязанности переходят от одного лица к другому (другим) в один момент, в неизменном виде и как единый комплекс прав и обязанностей согласно ст. 58, п. 1 ст. 129, п. 1 ст. 1110 ГК РФ; передаются как вещи, имущественные права, так и имущественные обязанности. Универсальное правопреемство не встречается только при реорганизации в форме выделения, - при ней имеет место сингулярное правопреемство, так как реорганизованное субъект предпринимательского права сохраняет за собой некоторые права и обязанности, а выделяемому субъекту могут быть переданы некоторые права и обязанности, доли в уставном капитале[7].


На основании изученных подходов определению понятия реорганизации, которые основаны в основном на выделении общих признаков реорганизации, можно составить следующее определение: субъектов предпринимательского права представляет собой юридический состав перехода прав и обязанностей субъекта предпринимательского права к другим субъектам в порядке правопреемства и осуществляемый при взаимодействии с уполномоченными государственными органами.

Важно, что реорганизация не является сделкой, что ранее вызывало споры. Это подтверждается обширной судебной практикой[8] [9]. «Реорганизация представляет собой не сделку, а юридический состав» – то есть «совокупность юридических фактов», часть из которых являются сделками[10].

Для того, чтобы понять термин реорганизации, необходимо также понять роль этого института за рубежом. В законодательствах других стран отсутствует термин «реорганизации», который можно было бы сравнить с российским, а у нас – отсутствуют термины «слияния и поглощения», принятые там. Однако само явление реорганизации субъекта предпринимательского права присутствует в законодательстве большинства стран мира, несмотря на различия названий.

В России давно пытались ввести в законодательство термин «слияния и поглощения» хотя бы для случаев, когда в сделке присутствует «иностранный элемент» в целях унификации юридической терминологии и чтобы избежать проблем при рассмотрении споров в российских судах.

За границей термины «слияния и поглощения» употребляются в связке “merger & acquisition” (M&A), обозначают они сделки по приобретению бизнеса и осуществляются путем приобретения активов группы компаний (компании), либо приобретения долей/акций группы компаний (компании), либо реорганизацию группы компаний (компании)[11]. Процедура слияния и поглощения осуществляется в целях или изменения структуры собственности компании или смены собственника[12]. В России термин «слияния и поглощения» имеет исключительно экономический, а не правовой характер, и означает объединение активов и управленческих механизмов нескольких компаний в рамках одной корпоративной структуры.

Термин "merger" (поглощение, слияние, присоединение, объединение) и "acquisition" (приобретение, поглощение, завладение) – это не синонимы[13]. Слияние – объединение двух или более компаний, а присоединение или поглощение – приобретение контроля одной компании над другой, которое может быть как дружественным, так и насильственным[14].


В большинстве стран ЕС слиянием является юридический акт по передаче всех обязательств и активов поглощенной компании без ее ликвидации в порядке универсального правопреемства. Третья директива ЕС в ст. 5 приводит 2 типа слияний: слияние путем присоединения, когда активы и пассивы переходят к уже имеющейся компании, и слияние путем создания новой компании, к которой переходят активы и пассивы[15].

В России «слияние» употребляется также в 2 значениях. Первое значение – это реорганизация путем слияния в рамках ст. 57 ГК РФ. Второе значение термина слияния – это способ создания корпоративной структуры (холдинговой компании), осуществляемой либо путем реорганизации в форме присоединения, в результате чего создается головное предприятие, а присоединенные компании становятся филиалами, либо путем внесения в уставный капитал акций компаний-участниц, в результате которого акционеры компаний становятся акционерами холдинговой компании, а присоединяемые компании становятся дочерними предприятиями[16].

Термин «поглощение» вызывает споры. Иногда называют поглощение «одним из способов реорганизации субъекта предпринимательского права, наиболее близкого к присоединению и слиянию»[17], другие называют поглощение средством «перераспределения корпоративного контроля»[18].

В нашем законодательстве нет термина слияний и поглощений, но эти термины иногда встречаются в подзаконных актах[19]. Например, во Временном положении «О холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества»[20], а также в Указе Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий», в котором под поглощением понимается «приобретение одним предприятием контрольного пакета акций другого предприятия». В рекомендательном акте федерального органа исполнительной власти по ценным бумагам – в Кодексе корпоративного поведения –– под поглощением понимается приобретение 30% и более размещенных обыкновенных акций[21]. Но все эти подзаконные акты не ограничивают недружественные поглощения, которые приносят ущерб экономике и не регулируют порядок слияний и поглощений компаний.

Конечная цель реорганизации и поглощения, как правило, одна, но методы приобретения контроля различаются. Реорганизация проводится на основании корпоративных решений акционеров и совета директоров, а при поглощениях контроль изменятся через заключение договоров между приобретателем и отдельными акционерами. В реорганизации хотя бы 1 субъект предпринимательского права всегда прекращает свою деятельность, при поглощении компания-цель становится дочерним обществом, сохраняя статус субъекта предпринимательского права[22]. Для реорганизации необходимо согласие контролирующих акционеров и совета директоров АО, нельзя установить контроль над АО против их воли кроме случаев принудительной реорганизации. Поэтому реорганизацию отличает дружественный добровольный характер приобретения контроля.