Файл: Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов Предпринимательского Права (Понятие и сущность создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для явочного порядка необходимо только волеизъявление учредителя, а участие органов государственной власти не требуется. Для распорядительного порядка достаточно распорядительного акта учредителя, но не требуется государственной регистрации. При явочно-нормативном порядке (является основным в РФ) учредители составляют и подписывают, а затем представляют в регистрирующий орган предусмотренный законом пакет документов. Регистрирующий орган производит государственную регистрацию субъекта предпринимательского права при отсутствии оснований для отказа в такой регистрации. Согласие какого-либо государственного органа, в т.ч. самого регистрирующего органа, в этой ситуации не требуется, и регистрирующий орган не проверяет содержание учредительных документов на предмет соответствия их закону, проверяется только состав документов.

Если создание субъекта предпринимательского права – процедура достаточно однозначная и простая, то реорганизация субъекта предпринимательского права – намного более сложная процедура.

Действующее законодательство содержит 5 форм реорганизации (п. 1 ст. 57 ГК РФ, п. 2 ст. 15 ФЗ «Об АО», п. 2 ст. 51 ФЗ «Об ООО»): слияние, присоединение, выделение, разделение, преобразование.

Слияние – возникновение нового субъекта предпринимательского права путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением этих обществ (п. 1 ст. 16 ФЗ «Об АО», п. 1 ст. 52 ФЗ «Об ООО»). При слиянии субъектов абсолютно все права и обязанности каждого из них переходят к вновь созданному в соответствии с передаточным актом.

Присоединение – прекращение одного или нескольких субъектов предпринимательского права с передачей всех их прав и обязанностей другому субъекту (п. 1 ст. 17 ФЗ «Об АО», п. 1 ст. 53 ФЗ «Об ООО»). При присоединении одного субъекта к другому к последнему переходят все права и обязанности присоединенного в соответствии с передаточным актом.

Разделение - прекращение субъекта предпринимательского права с передачей всех его прав и обязанностей в соответствии с разделительным балансом вновь создаваемым юридическим лицам (п. 1 ст. 18 ФЗ «Об АО», п. 1 ст. 54 ФЗ «Об ООО»).

Выделение - создание одного или нескольких субъектов предпринимательского права с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого без прекращения последнего (п. 1 ст. 19 ФЗ «Об АО», п. 1 ст. 55 ФЗ «Об ООО»). При выделении из субъекта предпринимательского права одного или нескольких субъектов к каждому из них переходят некоторые права и обязанности реорганизованного в соответствии с разделительным балансом.


Преобразование – изменение организационно-правовой формы субъекта предпринимательского права (п. 5 ст. 58 ГК РФ). При преобразовании к субъекту, созданному в результате преобразования, переходят все права и обязанности реорганизованного в соответствии с передаточным актом. К преобразованию не применяются нормы ст. 60 ГК РФ[60].

Три формы реорганизации (разделение, слияние и преобразование) предусматривают прекращение действующего субъекта предпринимательского права и создание нового правопреемника. Выделение – только создание нового субъекта предпринимательского права согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ и п. 4 ст. 15 ФЗ «Об АО». Присоединение – только прекращение присоединяемого субъекта предпринимательского права.

В процессе реорганизации в форме разделения и выделения может быть создано 2 и более субъектов предпринимательского права[61].

Так как список форм реорганизации в п. 1 ст. 57 ГК РФ закрытый, следовательно, известный термин «поглощение» не является формой реорганизации.

Акционерное законодательство содержит возможность «смешанной» реорганизации[62] - разделения или выделения общества, осуществляемых одновременно со слиянием или с присоединением (ст. 19.1 ФЗ «Об АО»)[63]. В законодательстве об ООО «смешанная» реорганизация не предусмотрена. Также на основании Постановления Пленума ВАС РФ №19 невозможна «смешанная» реорганизация путем слияния с одновременной сменой организационно-правовой формы субъекта предпринимательского права[64].

Реорганизация бывает принудительная и добровольная. Добровольная осуществляется на основе решения общего собрания акционеров АО или участников ООО. Принудительная встречается редко и применяется антимонопольными органами для противодействия монополизму и развития конкуренции[65]. Созданное без получения предварительного согласия антимонопольного органа субъект предпринимательского права, созданный в результате слияния или присоединения и нарушившее порядок уведомления антимонопольного органа, будет принудительно реорганизован в форме разделения или выделения, если его создание привело (может привести) к ограничению конкуренции, возникновению или усилению доминирующего положения (пп. 1, 3 ст. 34 ФЗ «О защите конкуренции»). При систематическом осуществлении монополистической деятельности и нарушении антимонопольного законодательства субъектом предпринимательского права, занимающим доминирующее положение, суд вправе принять решение о принудительной реорганизации (Ст. 38 ФЗ «О защите конкуренции»). Антимонопольный орган вправе подать иск о принудительной реорганизации только по предварительному согласованию с ЦБ РФ (п. 1 ст. 34 Закона «О защите конкуренции»). Центральный банк вправе требовать принудительную реорганизацию кредитных организаций.


От принудительной реорганизации надо отличать «добровольную вынужденную» реорганизацию[66], которую кредитные организации обязаны проводить самостоятельно по требованию Банка России[67], причем неисполнение требования является основанием для назначения временной администрации по ст. 74 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)».

Переименование общества не является формой реорганизации субъекта предпринимательского права, так как перечень форм реорганизаций в п. 1 ст. 57 ГК РФ закрытый. Например, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в постановлении по делу сделал вывод о том, что переименование МУП «Левый берег» на «Теплоком» не являлось правовым основанием для применения к нему правил, предусмотренных ст. 32 ФЗ «Об исполнительном производстве» и ст. 48 АПК РФ[68].

Преобразование АО одного типа в АО другого типа не является реорганизацией, например преобразование АО в ЗАО и наоборот, согласно п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ[69], так как организационно-правовая форма субъекта предпринимательского права не изменяется[70].

Выделяют следующие виды ликвидации субъектов предпринимательского права: добровольную, альтернативную и принудительную.

Добровольная ликвидация субъекта предпринимательского права осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного учредительными документами. Для добровольной ликвидации ООО не важны причины, из-за которых это происходит. В современной экономической ситуации к такому шагу учредителей может подтолкнуть убыточность или просто снижение прибыльности, когда дальнейшая деятельность предприятия теряет целесообразность. Это самая верная и законная форма ликвидации субъекта предпринимательского права, которая осуществляется на основании единогласного волеизъявления учредителей (членов, участников, акционеров) организации. В ГК РФ прописаны возможные причины для добровольной ликвидации, однако список не исчерпывающий, так как для того, чтобы ликвидировать организацию, ее учредителям (членам, акционерам, участникам) абсолютно необязательно искать причины, достаточно их простого желания для проведения процедуры ликвидации своей компании. В следствие такой ликвидации отсутствует правопреемника ликвидированной компании.


Альтернативная ликвидация не является по форме и содержанию непосредственно ликвидацией субъекта предпринимательского права, однако применяется в ряде случаев как альтернатива добровольной ликвидации, проводится в форме реорганизации и в форме продажи бизнеса, то есть иными словами смены участников (членов, акционеров) и директора организации. Главное отличие этих форм альтернативной ликвидации субъекта предпринимательской деятельности заключается в том, что при реорганизации организация прекращает свою деятельность, а при смене участников деятельность организации продолжается, хоть и формально. Минусом такой формы ликвидации субъекта предпринимательского права как реорганизация является то, что по завершению данной процедуры у ликвидированного субъекта остается правопреемник, к которому можно предъявлять свои требования. Минусом смены участников и директора как формы ликвидации субъекта предпринимательского права является сама форма ликвидации, так как субъект продолжает формально свою деятельность, запись о компании, в том числе в госреестре, отражается как «действующее субъект предпринимательского права» и за возникновение у организации задолженностей, конечно же, отвечает не новое руководство субъекта предпринимательского права, а старое, в момент правления которого и возникли все задолженности. Этот способ подходит, если у организации нет задолженностей ни перед государством, ни перед третьими лицами, но не желающих более вести свой бизнес.

Принудительная ликвидация – форма ликвидации субъекта предпринимательского права, которая применяется в основном, когда субъект ведет деятельность запрещенную законодательством РФ либо действует без специального разрешения (лицензии), в том числе неоднократно и грубо нарушает действующее законодательство РФ. Инициатором такой ликвидации в отличие от ликвидации добровольной являются госорганы, а не учредитель.

У каждого субъекта предпринимательского права своя история развития и ведения деятельности, поэтому и форма ликвидации выбирается для каждого субъекта индивидуально. Перед выбором формы ликвидации субъекта предпринимательского права анализируются все обстоятельства, объем проблем, только после этого делается выбор в сторону той или иной формы ликвидации своей организации.

Порядок и этапы создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права

Предварительные процедуры, подготовка к созданию, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права


Созданию субъекта предпринимательского права должна предшествовать подготовка бизнес-плана, в котором детально должны быть разработаны цели деятельности будущей организации и меры по их достижению. На основе разработанного бизнес-плана осуществляется выбор организационно-правовой формы будущей организации (АО, ООО и др.).

Во время подготовки к реорганизации составляют проект решения уполномоченного органа, предварительно согласовывается с антимонопольным органом возможность проведения реорганизации, составляется разделительный баланс или передаточный акт, разрабатывается и согласовывается план реорганизации, проводится полная инвентаризация имущества и обязательств, разрабатываются договоры и проект решения о реорганизации.

Начальные этапы реорганизации в АО и ООО одинаковы. Проводится заседание совета директоров, на котором принимают решения о проведении внеочередного общего собрания акционеров и о включении в повестку дня собрания вопроса о реорганизации субъектов предпринимательского права. При слиянии каждый совет директоров объединяющихся субъектов должен совершить эти действия (п. 2 ст. 16, п. 2 ст. 17, п. 2 ст. 20 ФЗ «Об АО»). При присоединении совет директоров присоединяемого субъекта выносит на решение общего собрания вопрос об утверждении передаточного акта. В ФЗ «Об ООО» последовательность работы совета директоров во время реорганизации не прописана подробно, но можно сделать вывод, что совет директоров выполняет похожие функции.

Согласно п. 1 ст. 64 ФЗ «Об АО», в случае, если владельцев голосующих акций в в АО менее 50, функции совета директоров может осуществлять общее собрание акционеров. В ООО функции совета директоров может осуществлять одно лицо или орган, если уставом не предусмотрено образование совета директоров согласно с п. 2 ст. 32 ФЗ «Об ООО». Они и осуществляют предварительные процедуры реорганизации.

Инвентаризация (за исключением организаций, осуществляющих банковскую деятельность) осуществляется на основании положений, содержащихся в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств[71] (далее – Методические указания), в которых имущество организации – это основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства, прочие финансовые активы, а финансовые обязательствами – кредиты банков, кредиторская задолженность, займы и резервы.