Файл: Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов Предпринимательского Права (Понятие и сущность создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поглощения бывают дружественные и недружественные (враждебные) (friendly and hostile takeovers). Враждебные – это когда приобретение акций общества осуществляется против воли совета директоров (исполнительных органов) или акционеров[23]. В дружественных воля их соблюдается, все проводится на основе добровольных соглашений[24]. Недружественные поглощения можно сократить совершенствованием действующего законодательства.

Ликвидация субъекта предпринимательского права – это прекращение субъекта без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (ч. 1 ст. 61 ГК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 61 ГК РФ, субъект предпринимательского права также может быть ликвидирован по решению его учредителей (участников) или уполномоченного органа субъекта, в том числе в связи с истечением срока, на который создан, и с достижением цели, ради которой было создан.

При ликвидации происходит «абсолютное прекращение деятельности субъекта предпринимательского права без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам»[25], этим ликвидация отличается от реорганизации, во время которой имеет место сохранение имущественной массы субъекта в гражданском обороте. При реорганизации происходит «относительное прекращение» его деятельности и переход его прав и обязанностей в порядке правопреемства в отличие от ликвидации.

Нормативно-правовое обеспечение создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права: история развития и современное состояние

Создание и ликвидация субъектов предпринимательского права как институт существует множество веков. А вот реорганизация – институт относительно новый. Исторически первые реорганизации юридических лиц стали осуществляться в странах с развитой экономикой. В предыдущем параграфе рассмотрено соотношение терминов «слияние и поглощение» по иностранному законодательству и «реорганизации» по российскому праву.

Техника института слияний и поглощений была создана в Английском праве[26] и регулируются следующими основными судебными решениями: Инструкция о слияниях и поглощениях (Notes on Amalgamations), Законопроект комитета Грина (1926 г.), работа парламентского Комитета Дженкинса (Jenkins Committee). Кодекс Сити (The City Code on Takeovers), принятый в 1968 г. по инициативе Банка Англии[27], изначально имел рекомендательный характер, однако его игнорирование могло привести к применению санкций как со стороны государства, так и со стороны саморегулируемых организаций, например, служба по финансовым рынкам Великобритании (Financial Services Authority, FSA)[28]. После имплементации в Великобритании Директивы ЕС о поглощениях Кодекс получил статус нормативно-правового акта.


Самое разработанное в сфере реорганизаций - законодательство США, начавшее свой путь в конце 1960-х годов и которое делится на три группы: законы о ценных бумагах, антимонопольные законы и законы штатов о корпорациях[29]. Его принцип – раскрытие информации и невмешательство государства. Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission) была создана в 1934 г. Основные законодательные акты США следующие: Закон о Федеральной торговой комиссии 1914 года (запрещающий минимизировать конкуренцию посредством слияний и поглощений), Закон о ценных бумагах 1933 г., Антитрестовский закон Шермана, Закон о торговле ценными бумагами 1934 г. (Закон Гласа – Сигала), Закон Клейтона, Закон о биржах 1934 г., Закон Уильямса (устанавливает требования к раскрытию информации), Закон Уильямсона 1968 г. (о перераспределении корпоративного контроля), Закон о наказании за инсайдерскую торговлю и мошенничество в области ценных бумаг 1988 г., Закон Сарбэйнса - Оксли 2002 г. (US Sarbanes - Oxley Act, о финансовой отчетности и усилении требований к аудиту публичных компаний), Кодекс корпоративного поведения (принципы честного бизнеса и порядок противодействия злоупотреблениям)[30].

В США есть акты принятые отдельными штатами, а есть акты федерального значения. В каждом штате свои законы и судебные прецеденты, например, противозахватный закон в штате Пенсильвания и в штате Делавэр. Самой упорядоченной и детальной судебной системой считается судебная практика в Делавэре, потому что там зарегистрировано более половины компаний, котирующихся на Нью-Йоркской фондовой бирже, а также огромное количество корпораций – например, "Mobil" и "General motors"[31].

Английскую технику в начале 2000-х годов переняли многие европейские государства с континентальной системой права, она вошла в акты Европейского союза, которые не относятся к нормативным актам прямого действия, в связи с чем каждое из государств-членов ЕС имплементирует их положения в свое право[32] - каждое государство устанавливает свои процедуры слияния и поглощения компаний и ответственность за нарушения[33]. Основой правового регулирования реорганизации компаний на уровне ЕС является Римский договор о создании Европейского экономического сообщества от 27.03.1957[34]. В 2004 г. была принята Директива о поглощениях 2004/25/EC Европейского Парламента и Совета от 21.04.2004, регулирующая порядок слияний и поглощений, механизмы контроля в ЕС с учетом особенностей национального права. Государства – члены ЕС вправе ужесточать положения директивы. В России положения директивы были имплементированы в ФЗ от 05.01.2006 №7-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об АО».


Все национальные модели реорганизации имеют общие черты, однако судебная практика серьезно отличается. Например, страны континентальной системы предпочитают установление жестких правил порядка реорганизации, английская и американская предпочитает саморегулирование.

В нашей стране до принятия ГК РФ 1994 г. законодательное регулирование процесса реорганизации почти отсутствовало, регулировалось только создание и ликвидация организаций[35].

В дореволюционном законодательстве нашей страны Г.Ф. Шершеневич выделял 2 формы слияния: слияние 2 компаний с их прекращением и образованием третьей компании (fusion), и поглощение одной компании другой (annexion)[36].

В 1927 г. уже встречались «разделение» и «соединение»[37], последнее в свою очередь включало «слияние», а также форму современного «присоединения» – «вхождение одной или нескольких организаций в состав существующей организации на основе устава последней и под ее наименованием»[38].

Основные правовые акты того времени только констатировали наличие института реорганизации и ликвидации, но не регулировали процедуру: ГК РСФСР 1964 г. (ст. ст. 37, 38, 39), Закон РСФСР 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.). Ликвидация и реорганизация юридических лиц была способом прекращения субъекта предпринимательского права, правда, с наличием правопреемства в отношении некоторых прав (например, авторских прав)[39]. В ч. 3 ст. 39 ГК РСФСР перечислены 3 формы реорганизации – слияние, разделение и присоединение[40]. Преобразование могло осуществляться в принудительном порядке – когда все виды жилищных кооперативов должны были быть преобразованы в жилищно-строительные кооперативы[41].

Как только началась приватизация – в 1989 г. в России начали осуществляться и первые реорганизации[42]. Законодательно закреплены термины «выделение» и «преобразование» (ст. 37 Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности»). В п. 145 Положения об акционерных обществах упоминалось о слиянии путем объединения контрольных пакетов акций либо путем изъятия акций одного общества с заменой акциями другого общества[43]. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик были приняты 31 мая 1991 г.: в ст. 16 они предусматривали 5 форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование[44]. В 2004-2006 гг. произошел резкий всплеск сделок по реорганизации[45].


В настоящее время правовое регулирование создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права в РФ осуществляется ГК РФ, устанавливающим общие правила проведения этих процедур, а также специальными законами: ФЗ «Об акционерных обществах»[46] (далее – ФЗ «Об АО»), ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»[47] (далее – ФЗ «Об ООО»), ФЗ «О защите конкуренции»[48], ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» (далее – ФЗ «О народных предприятиях»)[49], и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[50].

ГК РФ устанавливает формы создания субъектов предпринимательского права, формы реорганизации и круг лиц, имеющих право принимать решение о создании субъекта, проведении реорганизации и ликвидации, определяет момент завершения реорганизации и ликвидации, порядок оформления правопреемства и гарантии прав кредиторов, порядок ликвидации.

В связи с возросшим количеством недружественных поглощений и наносимыми ими вредом экономике, на региональном и муниципальном уровнях разрабатываются НПА и трехсторонние (региональные) соглашения с профсоюзными органами; создаются рабочие группы в отдельных муниципальных образованиях Московской области и специальные комиссии в некоторых регионах. Наличие подзаконных НПА свидетельствует о разных проблемах: недостаточность законодательного регулирования института создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права, стремление государства обезопасить себя от рисков потери контроля над субъектами, в которых оно имеет «золотую акцию»[51]; желание препятствовать реорганизациям и ликвидациям успешных субъектов, приносящих хорошие налоги в бюджет; необходимость защиты интересов работников[52]. Все эти акты в основном предлагают «точечные меры», нацеленные на регулирование отдельных вопросов, не влияя на общую ситуацию.

На общества с дополнительной ответственностью распространяются нормы ст. 95 ГК РФ об ООО, в том числе нормы ФЗ «Об ООО».

На субъекты предпринимательского права в банковской, страховой, инвестиционной сферах, ипотечных агентов, специализированных обществ и в области производства сельскохозяйственного производства распространяется специальное законодательство с более широким списком ограничений и требований, обеспечивающих их стабильность и гарантии безопасности лицам, доверяющим им свои средства и пользующимся услугами. Специальное законодательство содержит особенности их создания, реорганизации, ликвидации и правового положения, например, в п. 2 ст. 1 ФЗ «Об ООО».


Реорганизация кредитных организаций в форме АО регулируются нормами различных отраслей права: гражданского, налогового, антимонопольного, бан­ковского, трудового. Основные законодательные акты для них следующие: ГК РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, ФЗ «Об АО», ФЗ «Об ООО», Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности»[53], ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[54], ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[55], ФЗ «О защите конкуренции»[56].

Положения гражданского законодательст­ва о создании, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права и нормы банковского законодательства о ре­организации кредитных организаций соотносятся как общие и специальные, в случае противоречий применению подлежат нормы банковского законодатель­ства (п. 6 ст. 60 ГК РФ, п. 3 ст. 1 ФЗ «Об АО» и ч. 1 ст. 23 Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности»). Если в общем законе исчерпывающий перечень вопросов, по которым допускается специальное регулирование, необходимо ограничиваются этим перечнем[57].

Из нормативных актов Банка России наибольшее значение имеют Инструкция «О по­рядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»[58], Положение «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения»[59].

Положения о создании, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права должны детально регулировать эти процедуры и обеспечивать защиту прав участников корпоративных отношений. В России нет единого НПА, регулирующего проведение этих процедур с начала до конца, в отличие от других стран, где их правовое регулирование обычно является предметом отдельного НПА.

Формы и виды создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права

Создание субъекта предпринимательского права предполагает совершение юридически значимых действий участниками гражданского оборота, инициирующих образование этого субъекта, а также уполномоченных государственных органов, которые придают этой инициативе юридическую силу.

В зависимости от степени участия субъектов предпринимательской деятельности и государственных органов в процессе создания субъекта предпринимательского права  можно выделить несколько способов образования субъектов: явочный, распорядительный и явочно-нормативный порядок.