Файл: Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов Предпринимательского Права (Понятие и сущность создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Также выявлено разрозненное и противоречивое содержание эмпирического материала - т.е. небольшое количество судебных решений по делам о правонарушениях в процессе реорганизации субъектов предпринимательского права, по которым крайне трудно выделить четкую позицию судебных органов в отношении спорных вопросов институтов создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права.

Основные положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации субъекта предпринимательского права, такие как юридический статус решения о реорганизации и юридический статус договора о реорганизации, признание (непризнание) решения о реорганизации сделкой, вопрос определения момента, с которого кредиторы и владельцы голосующих акций получают право требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций (с момента опубликования в «Вестнике» сообщения о реорганизации или с момента принятия решения) должны быть закреплены на законодательном уровне, а не подчиняться исключительно разъяснениям судебных органов.

По итогам курсовой работы можно сформулировать следующие предложения и рекомендации, направленные на дальнейшее совершенствование законодательства и его применения.

Сперва надо кодифицировать законодательство о создании, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права. На текущий момент все нормы, содержащие гарантии прав заинтересованных лиц при создании, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права, в том числе и акционерных обществ, распределены среди множества нормативных правовых актов различного уровня, что препятствует реализации заинтересованными лицами своих прав, а также затрудняет безоговорочно законное осуществление этих процедур даже при добросовестности руководства организацией. Также необходимо консолидировать нормы финансового и налогового законодательства, с которыми общества сталкиваются во время процедуры создания, реорганизации и ликвидации субъекта предпринимательского права. Стоит сгруппировать положения, устанавливающие ограничения на проведение реорганизации и ликвидации. Желательно также на законодательном уровне закрепить понятие реорганизации субъекта предпринимательского права и понятия, смежные с реорганизацией.

В отношении взаимодействия с регистрирующими и антимонопольными органами необходимо наделить органы реальными рычагами воздействия на осуществление ликвидации и реорганизации субъекта предпринимательского права в целях недопущения и пресечения незаконной ликвидации и реорганизации, а также восстановления нарушенных прав участников реорганизации субъектов. Считаю необходимым разработать систему проверки документов, поступающих на регистрацию в регистрирующие органы.


Что касается лицензирующих органов, необходимо упростить систему лицензирования и внести в законодательство положения, регулирующие особенности правопреемства при передачи лицензий во время реорганизации, чтобы упростить процедуру реорганизации и чтобы она занимала меньшие сроки по времени для субъектов предпринимательского права.

В отношении общего собрания участников (акционеров) стоит внести положения в ФЗ «Об АО» и в ФЗ «Об ООО», четко определяющие правовую природу общего собрания на законодательном уровне, а также положения, определяющие права и обязанности, возникающие в связи с его принятием и правовые последствия принятого решения.

Необходимо установить на законодательном уровне последствия незаконности реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права и порядка восстановления прав лиц, чьи права были нарушены такими действиями. Также если ликвидация или реорганизация впоследствии будет признана недействительной, необходимо предусмотреть последствия совершения сделок после реорганизации.

В отношении прав акционеров, кредиторов реорганизуемых субъектов предпринимательского права необходимо детально установить «глубину» раскрытия информации, а в отношении работников – установить сроки и порядок раскрытия информации.

Развитие институтов создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права должно осуществляться исходя из баланса приоритетов следующих групп участников: миноритарных и мажоритарных собственников, инвесторов (участников, акционеров) и единоличного исполнительного органа и членов советов директоров (наблюдательных советов), кредиторов и корпоративных собственников субъекта предпринимательского права, заинтересованных субъектов (включая публичную власть), субъектов корпоративных отношений. Все эти усилия необходимы для дальнейшего развития предпринимательского права в целом.

Необходимо обеспечить формирование благоприятной внешней среды предпринимательской деятельности через развитие финансовых рыночных институтов и конкурентного экономического рынка, необходимо формировать морально-нравственные ценности общества, нацеленных на честное предпринимательство, нетерпимость к нарушителям закона, созидательный труд. Только система целенаправленных мер, усилиями бизнес-сообщества, обеспеченная политической инициативой федеральных и местных властей, может серьезно сократить случаи последующего признания реорганизации и ликвидации незаконной и обеспечить функционирование цивилизованного рынка в Российской Федерации, аналогичного тому, который уже десятилетия функционирует за рубежом.


Помимо совершенствования законодательной базы для оптимизации порядка создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права необходимо активно использовать правоприменительные и иные механизмы. Например, необходимо активнее развивать в исполнительных, законодательных органах субъектов Федерации комитеты, рабочие группы, комиссии по противодействию коррупции, которые должны проводить мониторинг осуществляемых реорганизаций и ликвидаций с участием российских субъектов предпринимательского права, вырабатывать механизмы и структуры коллективной защиты субъектов корпоративных отношений, направлять запросы в проверяющие и контролирующие инстанции.

Необходимо помнить, что результаты проделанной работы можно использовать для дальнейших исследований на предмет сравнения опыта западных стран в целях имплементации этого опыта в российскую правоприменительную и законодательную практику. Следует тщательно исследовать опыт европейских государств и опыт США в области института создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательского права. Очевидно, что для любого государства допустить, чтобы иностранная компания свободно действовала на его территории, означает подвергнуть опасности собственный правовой оборот. Эту проблему можно было бы решить через сближение российского предпринимательского права с международным. Однако вмешательство государства в сферу корпоративных отношений должно обеспечить в процессе этой свободной экономической деятельности баланс и соблюдение интересов всех участников отношений и не должно нарушать гарантированных Конституцией РФ правомочий граждан в рамках свободной экономической деятельности субъектов предпринимательского права.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 16.12.2019, с изм. от 12.05.2020) // СЗ РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445;
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 13.11.1994 №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ) (ред. от 16.12.2019, с изм. от 12.05.2020) // СЗ РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301;
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) // СЗ РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824;
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // СЗ РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340;
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // СЗ РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3;
  6. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об акционерных обществах» (принят ГД ФС РФ 24.11.1995) (ред. от 31.07.2020) // СЗ РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 1;
  7. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. с 01.01.2011) «Об обществах с ограниченной ответственностью» (принят ГД ФС РФ 14.01.1998) (в ред. от 04.11.2019, с изм. от 07.04.2020) // СЗ РФ, 16.02.1998, N 7, ст. 785;
  8. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 07.02.2011) «О рынке ценных бумаг» (принят ГД ФС РФ 20.03.1996) (ред. от 31.07.2020) // СЗ РФ, N 17, 22.04.1996, ст. 1918;
  9. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете» (ред. от 26.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // СЗ РФ, 12.12.2011, N 50, ст. 7344;
  10. Федеральный закон от 19.07.1998 г. N 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» (ред. от 02.08.2019) // СЗ РФ, 27.07.1998, N 30, ст. 3611;
  11. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ, 28.10.2002, N 43, ст. 4190;
  12. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 18.02.2020) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.03.2020) // СЗ РФ, 09.05.2011, N 19, ст. 2716;
  13. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 26.11.2019) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) // СЗ РФ, 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3431;
  14. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 27.12.2019) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.06.2020) // СЗ РФ, 05.02.1996, N 6, ст. 492;
  15. Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «Об инвестиционных фондах» (принят ГД ФС РФ 11.10.2001) // СЗ РФ, 03.12.2001, N 49, ст. 4562;
  16. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (принят ГД ФС РФ 27.06.2002) // СЗ РФ, 15.07.2002, N 28, ст. 2790;
  17. Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ, 02.08.2010, N 31, ст. 4193;
  18. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О защите конкуренции» (принят ГД ФС РФ 08.07.2006) // «СЗ РФ», 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434;
  19. Федеральный закон от 08.05.1996 N 41-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О производственных кооперативах» // СЗ РФ, 13.05.1996, N 20, ст. 2321;
  20. Закон Московской области от 11.01.2007 N 4/2007-О (ред. от 26.02.2020) (принят постановлением Мособлдумы от 27.12.2006 N 10/204-П) «О собственности Московской области» // Ежедневные Новости. Подмосковье, N 12, 24.01.2007.

Подзаконные правовые акты

  1. Положение Банка России от 19.12.2019 N 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2020 N 58158) // Вестник Банка России, N 37-38, 26.05.2020;
  2. Инструкция Банка России от 10 марта 2006 года № 128-И (ред. от 19.02.2013) «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» // Вестник Банка России, N 25, 27.04.2006;
  3. Инструкция Банка России от 02.04.2010 № 135-И (ред. от 24.03.2020) «О по­рядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» // Вестник Банка России, N 23, 30.04.2010;
  4. Положение Банка России от 4 июня 2003 года № 230-П «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения» (ред. от 15.07.2019) // Вестник Банка России, N 39, 16.07.2003;
  5. Указ Президента РФ от 16.11.1992 N 1392 (ред. от 26.03.2003, с изм. от 30.06.2012) «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» (вместе с «Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества») // Российская газета, N 251, 20.11.1992;
  6. Приказ Минфина РФ от 20.05.2003 N 44н (ред. от 25.10.2010) «Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.06.2003 N 4774) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 40, 06.10.2003;
  7. Приказ ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@ «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2012 N 25183) // Российская газета, N 192, 22.08.2012;
  8. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» // Финансовая газета, N 28, 1995.

Судебная практика

  1. Постановление Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 «О некоторых вопросах применения ФЗ «Об АО» // Вестник ВАС РФ, N 1, 2004;
  2. Определение ВАС РФ от 10 сентября 2009 г. N ВАС-9970/09 «Об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ»;
  3. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 ноября 1997 г. N А56-12585/97;
  4. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 февраля 2003 г. N А52/1813/02/1;
  5. Постановление ФАС Московского округа от 16 апреля 2003 г. N КА-А41/1816-03;
  6. Постановление ФАС Центрального округа от 17 апреля 2003 г. N А09-7448/02-13;
  7. Постановление ФАС Поволжского округа от 05.02.2007 по делу N А72-144/01-Х11;
  8. Постановление ФАС Московского округа от 01.09.2008 N КГ-А40/7914-08 по делу N А40-30870/07-146-162;
  9. Постановление ФАС Московского округа от 15.12.2008 N КГ-А40/10658-08-П по делу N А40-28173/07-12-155;
  10. Постановление ФАС Поволжского округа от 10.02.2009 по делу N А06-2628/2008;
  11. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.03.2009 по делу N А56-3872/2008;
  12. Определение ФАС Поволжского округа от 13.08.2009 по делу N А65-11140/2007;
  13. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.08.2009 по делу N А74-499/08;
  14. Постановление ФАС Уральского округа от 23.12.2009 N Ф09-10265/09-С4 по делу N А60-18029/2009-С5;
  15. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.08.2010 N Ф03-5789/2010 по делу N А37-1624/2009;
  16. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2010 по делу N А41-16725/09.

Материалы из сети интернет

  1. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы России: http://www.fas.gov.ru;
  2. Официальный сайт Федеральной службы по финансовым рынкам России: http://www.fcsm.ru;
  3. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации http://www.minfin.ru;
  4. Официальный сайт правовой системы «Консультант Плюс»: http://www.consultant.ru;
  5. Официальный сайт правовой системы «Гарант»: http://www.garant.ru;
  6. Третья директива ЕС: Third Council Directive of 9 October 1978 based on Article 54 (3) (g) of the Treaty concerning mergers of public limited liability companies // http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri= CONSLEG: 978L0855: 20091022: EN: PDF.

Учебная и монографическая литература

  1. Абова Т.Е. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 3 т. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный, том 1) / под ред. Абовой Т.Е., Кабалкина А.Ю. (3-е изд.). Юрайт-Издат, 2007. СПС «Консультант Плюс»;
  2. Брагинский М.И. Договорное право. Договоры о передаче имущества (книга 2). (4-е изд., стереотипное) / под ред. Брагинского М.И., Витрянского В.В.. - Статут, 2002. СПС «Консультант Плюс»;
  3. Варламова А.Н. Правовое обеспечение развития конкуренции: Учебное пособие // Статут, 2010. СПС «Консультант Плюс»;
  4. Гомцян С.В. Правила поглощения акционерных обществ: сравнительно-правовой анализ: Монография / Волтерс Клувер, - 2010. СПС «Консультант Плюс»;
  5. Ершова И.В. Предпринимательское право: учебник / Юриспру­денция, - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М., 2006. - 560 с.;
  6. Учебник: Российское предпринимательское право / отв. ред. Ершова И.В., Отнюкова Г.Д. Проспект. – М., 2010. – 1064 с.;
  7. Мозолин В.П., Малеина М.Н. Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / отв. ред. Мозолин В.П., Малеина М.Н.. НОРМА, 2004. СПС «Консультант Плюс»;
  8. Проект изменений в раздел I Гражданского кодекса Российской Федерации // СПС «Консультант Плюс»;
  9. Садиков О.Н. Комментарий к ГК РФ, части 1 (постатейный). (3-е изд.) / КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2005. СПС «Консультант Плюс»;
  10. Семенихин В.В. Акционерные общества: Практический справочник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2020. 438 с.;
  11. Смагин И.А. Предпринимательское право: Учебное пособие (3-е издание, исправленное и дополненное) / – М.: Омега-Л, 2009. СПС «Консультант Плюс»;
  12. Сутягин А.В. Как быстро и без проблем ликвидировать или реорганизовать компанию / Сутягин А.В. ГроссМедиа, РОСБУХ. – 2008. СПС «Консультант Плюс»;
  13. Суханов Е.А. Гражданское право: учебник в 4 т. Общая часть (том 1). (3-е изд., переработанное и дополненное) / Волтерс Клувер, 2008. СПС «Консультант Плюс»;
  14. Тимошенко В.А. Единый государственный реестр юридических лиц / Тимошенко В.А., Денисова Е.В., Симдянова Н.И.. Материал подготовлен для системы «КонсультантПлюс» с использованием правовых актов по состоянию на 1 марта 2010 года;
  15. Федоров А.Ю. Рейдерство и корпоративный шантаж (организационно-правовые меры противодействия): Монография / Волтерс Клувер, - 2010. СПС «Консультант Плюс»;
  16. Шапкина Г.С. «Новое в российском акционерном законодательстве (изменения и дополнения ФЗ «Об АО»: Монография / Экономика и жизнь, - 2002. СПС «Консультант Плюс»;
  17. Шиткина И.С. Корпоративное право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Юриспруденция» / – М.: Волтерс Клувер, 2007. СПС «Консультант Плюс».