Файл: Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Исследование мотивации в отечественной и зарубежной психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Характерная чертамладшего школьного возраста– поэтапный переход от подражания оценке самооценки взрослых, к большей опоре на внутренние структуры. С помощью специальной деятельности (самопознания) у младшего школьника и формируются критерии самооценки. Главным фактором самопознания младшего школьника является сопоставления себя с другими людьми – старшими, ровесниками. На мотивацию к учебной деятельности школьников оказывают влияние такие факторы, как психологические и социальные, в том числе самооценка школьника, поэтому мы проследим в рамках исследования взаимосвязь мотивации к обучению и самооценку учеников.

Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы. Обычно изучают следующие факторы мотивации учения [6]:

  • ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету;
  • без личных интересов и выгод;
  • для социальной идентификации;
  • ради успеха или из-за боязни неудач;
  • по принуждению или под давлением;
  • обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на обще­принятых нормах;
  • для достижения цели в обыденной жизни;
  • обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях.

Мотивация – источник активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. Внешние мотивы, которые лежат вне учебной деятельности, могут быть положительными и отрицательными. Первые обусловлены чувством долга перед своими близкими, представлениями об обучении как о дороге к тому, чтобы освоить большие ценности культуры, получить образование. Отрицательные мотивы вызывают угроза, наказание, выговор, порицание, плохая оценка. Питает и поддерживает мотивацию реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности и развитии личности в целом (Долгова В.И., Долгов П.Т., Латюшин Я.В., [6]).

Основой познавательной мотивации является жажда познавать, неудержимое стремление к познанию все нового и нового. При такой мотивации учащийся легчепреодолевает трудности. Школьный возраст охватывает период от 11-12 до 14-15 лет. Младший школьный возраст – 10-13 лет, в этот период школьник проходит великий путь в своем развитии: через внутренний конфликт с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Переход в пятый класс −важный период в жизни ребенка. На этом этапе меняются учителя, добавляются новые предметы, школьная программа становится сложнее, требуется освоить кабинетную систему.


Школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того дети стоят на пороге школьного возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период повышается тревожность, снижается уверенность в себе[7]. Происходят и множественные преобразования в характере мотивации младших школьников. Мотивы, которые преобладали на прежнем этапе жизни, вытесняют другие, не занимавшие значимого места ранее (А. А. Реан, Ж.К. Дандарова, И.С. Кон, С.Н. Костромина и др. [8]). В этот период возрастает роль ближайшего окружения (семьи, воспитательная среда, значимые взрослые) [9, 10].

Методы и методики нашего исследования:

  • теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, обобщение);
  • эмпирические: тестирование, анкетирование психодиагностические: модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой, методика «направленность на отметку» и методика «направленность на приобретение знаний» предложенные Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюковой;
  • методы математической обработки: первичная математическая обработка эмпирических данных.

Исследование проводилось в 2018 году в МБОУ СОШ № 5 г. Южно-Сахалинска. В экспериментальном исследовании участвовал 4а класс, численностью 30 человек. Возраст испытуемых 10-11 лет. Из них 13 мальчиков и 17 девочек.

Исследование проводилось в первой половине дня, во время урока литературы.

2.2 Результаты исследования учебной мотивации у младших школьников

 Рассмотрим результаты исследования уровней школьной мотивации с помощью методики Н.Г. Лускановой. Они представлены на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 – Распределение учебной мотивации младших школьников

Таким образом, можно сделать вывод, что 39% (10 человек) учеников класса имеют положительное отношение к школе. Они достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их привлекает в меньшей степени.

Ученики, имеющие низкую школьную мотивацию, составляют 26% (8 учеников), посещают школу с явной неохотой, предпочитая пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности, пребывают в состоянии неустойчивой адаптации к школе.


В исследуемом классе есть ученики с хорошей школьной мотивацией, 9% (3 ученика).которые успешно справляются с учебной деятельностью. Они проявляют меньшую зависимость от внешних факторов. Подобный уровень мотивации находится на уровне средней нормы. Высокий уровень школьной мотивациибыл выявлен у 4% (2 ученика). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, их отличают добросовестность и ответственность, что порой приводит к сильным переживаниям на фоне неудовлетворительных оценок или замечаний педагогов.

Изложенные выводы также подтверждают результаты исследования по методикам «направленность на приобретение знаний» и «направленность на отметку» предложенные Е. П. Ильиным и Н. А. Курдюковой (рисунок 2.2).


Рисунок 2 - Сопоставление баллов по методикам «направленность на приобретение знаний» и «направленность на отметку»

Мы видим, что для 74% (17 человек) учеников важную мотивационную роль играют получаемые отметки. При этом познавательный интерес у учеников 5б класса называется очень редко 26% (6 человек). Такая ситуация не очень благоприятна для процесса обучения, так как ответственность и трудолюбие школьников слабо связаны с мотивом отметки по сравнению с познавательным интересом.

Таким образом, хочется отметить, младшие подростки неоднородны в мотивации к учебной деятельности на уроках. Они имеют достаточно высокие показатели внешней мотивации и среднего уровня внутренней мотивации. Также мотивация младших подростков учащихся в 5б класса в большей степени направлена на отметку чем на получение новых знаний. Мы считаем, что это связано, прежде всего, с особенностями мотивационной сферы подростков.

Проанализируем результаты, полученные с помощью методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейна, которые представлены на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 – Результаты исследования по методике Дембо-Рубинштейна

Как видно из рисунка 2.3, средний и высокий уровень самооценки в совокупности с высоким и очень высоким уровнем притязаний является наиболее распространенным вариантом в выборке.

Такой результат является наиболее благоприятным с позиции концепции личностного роста. Количество испытуемых со средним уровнем самооценки выше количества испытуемых с высоким уровнем самооценки и очень высоким уровнем притязании на 40%. Низкий уровень самооценки и притязаний встречается в единичных случаях выборки.


Исходя из данных, представленных на рисунке 2.4, продуктивным является также такой вариант, при котором расхождение между уровнем самооценки и уровнем притязаний в умеренной степени.

Рисунок 2.4 – Результаты исследования по методике Дембо-Рубинштейна

Такая позиция школьника характеризуется высокой степенью целеполагания. Они определяют для себя достаточно трудные цели, базирующиеся на воззрениях о своих неограниченных возможностях и способностях, а также прилагают намеренные действия для достижения этих целей.

Также можно сделать вывод, что для личностного развития и для обучения негативными является низкая самооценка, в сочетании со средним уровнем притязаний и характеризующийся незначительным расхождением между уровнем притязаний и самооценки. Очень высокий уровень самооценки, с предельно высоким уровнем притязаний, со слабым расхождением между уровнем притязаний и самооценки говорит о том, что школьник по разным основаниям «закрыт» для внешнего опыта, не чувствителен ни к своим ошибкам.

Данный результат является непродуктивным, создает преграды для обучения и плодотворному развитию личности. Проанализируем результаты, полученные с помощью методики изучения общей самооценки Казанцевой Г.Н. (рисунок 2.5).

Рисунок 2.5 – Результаты исследования по методике Г.Н. Казанцевой

Из рисунка 2.5 видно, что высокий уровень самооценки является преобладающим в выборке. Данный уровень может означать как неадекватное завышение в оценивании себя субъектом, так и неадекватное недооценивание себя субъектом. Может действовать как положительно, так и отрицательно. Такой человек уверен в себе, часто высказывает свои интересы и пожелания напрямую, его сразу понимают, утвердительно расценивает собственные возможности и силы. Но он может быть эгоистичным, не учитывает мнения других, переоценивает свои силы.

Средний уровень самооценки наблюдается на 4% меньше, чем высокий, что свидетельствует о реалистичной оценке человеком самого себя, своих способностей, качеств и поступков. Такой уровень самооценки позволяет человеку отнестись к себе критически, адекватно сопоставить свои возможности с намеченными задачами, а также с требованиями социума.

Низкий уровень самооценки отмечается лишь в 4 случаях из 30, который означает, что такие школьники чрезмерно застенчивы и уязвимы. Также это может стать причиной различных психосоматических расстройств. У таких школьников развивается одиночество, зачастую повышен уровень тревожности, поэтому они стремятся избегать любого контакта с окружением, что препятствует полноценному становлению личности (Долгова В. И., Долгов П. Т., Латюшин Я. В. [6, 7]).


Проанализируем результаты исследования по методике диагностики направленности учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой, которые представлены на рисунке 2.6.

Рисунок 2.6 – Результаты исследования по методике Т.Д. Дубовицкой

Нами было выявлено, что высокий уровень внутренней мотивации встречается чаще на 28%, чем низкий. Данный уровень предполагает наличие познавательного мотива, стремления более успешно выполнять поставленные задачи. Такой результат наиболее благоприятен, т.к. его можно рассматривать наравне с когнитивными способностями учащегося.

Средний уровень является преобладающим. Такие ученики благоприятно преодолевают трудности в учебном процессе, но школа может привлекать их внеучебной деятельностью. Дети со средним уровнем благоприятно чувствуют себя в образовательной среде, но может происходить диффузия с внешней мотивацией, т.е. их привлекает статус ученика и т.п.

Низкий уровень развития внутренней мотивации к учебной деятельности наблюдается лишь в 2-х случаях из 30. Такие школьники неохотно посещают школу, возможны пропуски занятий. На уроках могут заниматься делами, не относящимися к учебному процессу. Также возможны затруднения в адаптации к образовательной среде при переходе в пятый класс.

В исключительных случаях возможны основательные трудности в обучении, во взаимоотношениях с учителями и сверстниками. Возможны нервно-психические нарушения. Так же был посчитан коэффициент ранговой корреляции Спирмена:

1) Присвоен ранг значениям А и В.

2) Совершено вычисление разности между рангами А и В.

3) Каждая разность возведена в квадрат d.

4) Осуществлен подсчет суммы квадратов.

5) Осуществлен расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле.

6) По таблице критических значений установлены критические значения.

N

p

0,05

0,01

30

0,39

0,51

Гипотезы: Н0: корреляционный анализ между самооценкой и уровнем мотивации отличается от нуля. Н1: корреляционный анализ между самооценкой и уровнем мотивации не отличается от нуля. Результат: rs = 0.24.

Ответ: Н0 принимается. Корреляция между А и В не достигает уровня статистической значимости. Тем самым гипотеза о том, что самооценка влияет на уровень учебной мотивации у младших школьников, не подтвердилась.