Файл: Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Исследование мотивации в отечественной и зарубежной психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самооценка рассматривается как компонент самосознания, функционирующий на определенном ее уровне. Она определяется как продукт самосознания, отражающий субъективные ощущения индивида (его представления о себе, образе Я, об окружающих, его отношение к данным аспектам), а также является инструментом изучения уровня развития самосознания личности.

Классик отечественной психологии С.Л. Рубинштейн связывал развитие личности со становлением самосознания человека, которое представляет собой специфическую форму сознания личности и проявляется в осознании человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающему, к другим людям и к самому себе [2].

Проблеме самосознания посвящено много работ.  Исследовательские интересы психологов направлены на понимание сути феномена, сопоставление его с понятиями «Я - концепция», «образ Я» и т.д., создание многоуровневой модели самосознания и описание его элементов.

Так, В.В. Столин рассматривает проблему выделения уровней самосознания, соотнося их с различными уровнями активности человека как организма, индивида, личности[1, с. 86]. Таким образом, им выделяется три уровня, на первом из которых находятся функции, играющие важную роль «обратной связи» в формах активности организма. В данном случае речь идет о процессах «самовыделения и принятия себя в расчет» в перцептивных и двигательных актах.

Следующий уровень представляет собой совокупность процессов; связанных с принятием точки зрения другого на себя, идентификацией с родителями, усвоением стандартов выполнения действий и формированием самооценки, формированием самоидентичности в рамках семейных отношений и отношений со сверстниками, формированием половой и профессиональной идентичности, становлением самоконтроля. Данный уровень именуется «самосознанием индивида»[3, с. 60]. Наконец, высшим уровнем развития самосознания автор называет выявление социальной ценности и смысла бытия, формирование и изменение представлений о будущем, прошлом и настоящем. Именно на этом уровне может идти речь о самосознании личности.

В качестве важнейших компонентов самосознания, обеспечивающих его динамику, принято выделять процессы идентификации, самопознания или рефлексии. Процесс идентификации играет ключевую роль в становлении самосознания личности и связан с формированием личности в контексте социального взаимодействия.

Рассматривая процесс идентификации как основу становления самосознания, В.В. Столин описывает выбор субъектом определенной «модели», в качестве которой изначально чаще всего выступают родители[2]. Начальным этапом данного процесса становится усмотрение ребенком своего сходства с данной «моделью», затем к действию подключается- механизм переживания субъектом «викарных аффективных реакций», соответствующих событиям, в которых оказывается «модель».


Субъект также стремится обладать теми чертами избранного образца, которые кажутся ему желательными, стремится к сходным целям, усваивает его установки и особенности поведения[17, с. 81].

Таким образом, идентификация представляет собой процесс формирования идентичности, а, следовательно, самосознания зрелой личности. Идентификация обеспечивает наличие у индивида объективной и дифференцированной самооценки, подчёркивал А.Б. Орлов.

1.3 Психологические особенности младших школьников

Эмоциональная жизнь младшего школьника связана с ростом его самосознания и вместе с тем с неустойчивостью его самооценки[18].

Старший школьныйвозраст характеризуется следующими объективными изменениями в жизни школьника[4]:

  • близость факта завершения среднего образования и необходимость выбора профессии;
  • объективные свидетельства взросления;
  • позиция самих учеников в школе как старших; знакомство с новыми формами обучения и усложнение в связи с этим учебной деятельности;
  • развертывание зрелой деятельности по самообразованию.

Развитию мотивации учения в этом возрасте содействует ряд особенностей ученика[6, с. 79-82]:

  • потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущее;
  • осмысление с этих позиций настоящего;
  • наличие социальных мотивов долга, ответственности перед обществом;
  • тенденция к осознанию школьником своего мировоззрения как сплава социальных и познавательных мотивов, ценностных ориентаций;
  • осознание себя как целостной личности, своих возможностей в выборе профессии, своей жизненной позиции;
  • сформированность целеполагания − переход от предполагаемых перспективных целей к реальным, готовность к принятию решений, касающихся не только себя, но и других;
  • повышенный интерес ко всем формам самообразования;
  • устойчивость интересов, относительная независимость от мнения окружающих [14].

Исследователи отмечают значительную избирательность познавательных мотивов в этом возрасте, причем эту избирательность диктует не только бескорыстный интерес к учебному предмету, как у школьника, но и выбор профессии. Избирательные познавательные интересы − это основа дальнейшего развития всех специальных способностей. Интерес к знаниям становится более глубоким, затрагивая не только закономерности учебного предмета, но и научные основы. Интерес к способам добывания знания совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления.


Ученики с удовольствием принимают участие в школьных научных обществах, в исследовательской работе на уроке. Вместе с тем их привлекают и пути повышения продуктивности (результативности) познавательной деятельности, о чем свидетельствует их интерес к пособиям по культуре и рациональной организации умственного труда[16, с. 103]. Вероятно, в этом возрасте можно говорить о проявлении единства процессуальной и результативной сторон учения. Интенсивно развиваются мотивы и способы самообразовательной деятельности.

В процессе целеполагания у учеников доминируют далекие цели, которые связаны с жизненными перспективами, выбором профессии и самовоспитанием. Эти мотивы и цели приводят к тому, что развиваются принципиально новые способы самообразовательной деятельности. Появляется стремление анализировать индивиду­альный стиль своей учебной деятельности, определять сильные и слабые стороны своей учебной работы, желание понять и выразить свою индивидуальность в в процессе обучения[2].

Примечательно, что в младшем школьном возрасте все виды познавательных мотивов смыслообразуюшие, приобретение знаний становится делом жизненной важности для учеников, поэтому они проявляют значительный интерес к тому, чтобы уяснить смысл приобретаемых знаний и к способам их добывания, с целью реализовать своижизненные планы.

Социальные мотивы в младшем школьном возрасте также развиваются в нескольких направлениях. Возрастает роль широких социальных мотивов долга, ответственности перед обществом[18].

Социальные мотивы осознаются и оцениваются школьниками не так высоко, как познавательные, что говорит о недостаточной их развитости даже у выпускников школы. Это объясняется тем, что умственное и физическое развитие современного школьника опережает его нравственную зрелость. Некоторое отставание в социально-нравственном развитии, в том числе и неразвитость социальных мотивов, требует пристального вни­мания педагога и воспитателя к этому аспекту [1, с. 67].

Недостаточно осознаютшкольники убеждения и идеалы, которые лежащие в основе положительного отношения к обучению, так как они не всегда видят связь между ними и мотивацией. Основные причины отрицательного отношения к обучению у учеников:

  • отсутствие интереса к обучению и непонимание его смысла;
  • обстоятельства, усиливающие это отношение (лень, собственное безволие школьников и отрицательные черты личности учителя).

Причины положительного отношения к обучению школьниками, осознаются лучше, чем причины отрицательного отношения [11, с. 93].


К окончанию младшего школьного возраста происходит обогащение личностным смыслом как социальных, так и познавательных мотивов, то есть они превращаются в смыслообразующие. В этой связи возрастают действенность, осознанность, самостоятельность проявления всех мотивов, их реализация в поведении.

Образуются новые моти­вы, уже профессиональные− за счет того, что проявляется у школьника фактор личной значимости отдельных, ранее выполнявшихся ими действий (мотив сдвигается на цель). Появление профессиональных мотивов означает принципиальное преобразование мотивационной сферы обучения. Профессиональные мотивы начинают преобладать в структуре мотивации учеников.

Причины снижения учебной мотивации в этом возрасте, как и в других возрастных периодах[6, с. 22]:

  • неучтенные педагогом возрастные особенности;
  • неспособность педагога применить современные методические приемы;
  • ограниченность педагогических возможностей учителей, особенности их личности.

Процессы целеполагания же у выпускников школы определяют последовательность достижения целей в зависимости от уровня их объективной и субъективной («для себя») значимости[1, с. 54]. Старшеклассник, в отличие от младшего школьника, овладевает рядом новых способов целеполагания:

  • предвидение последствий достижения тех или иных целей, последствий своих поступков;
  • определение ресурсов (время и силы) для того, чтобы реализовать цели;
  • принятие решения (постановка целей и определение пути их достижения), касающегося не только его, но и других людей: сверстник, ученик младших классов и т.д.

Слабость процессов целеобразования, которые характерны для младшего школьного возраста, может выражаться в том, что при выборе целей ученик обнаруживает, что неумеет сочетать главные и второстепенные цели, а потому он не может распределить свое внимание между несколькими целями[17, с. 99]. Многие ученики не всегда готовы поставить для себя перспективные цели, соответствующие требованиям общества и собственным возможностям, отсюда нередки ошибки в выборе профессии.

Расширяется спектр положительных и отрицательных эмоций, связанных с целостным представлением о собственном месте в учебной деятельности, с дифференцированной самооценкой[2]. Чаше всего ученики демонстрируют обоснованную уверенность в себе, в своих силах, а также способность к рефлексии и здоровой иронии, что является источником активности личности [18]. Однако в ряде случаев процесс развития самосознания сопровождается и отрицательными эмоциями: юношеской неуверенностью, колебаниями, сомнениями, ложным самолюбием и др. Конфликтные эмоции возникают у школьника при осознании несоответствия своих возможностей тем требованиям, которые предъявляются к той или иной профессии[2, с. 51].


Таким образом, мотив учебной деятельности −все факторы, которыми обусловлено проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы.

Главное содержание мотивации в младшем школьном возрасте−овладение на высоком уровне приемами учения и самообразования, формами взаимодействия с другими людьми в целях подготовки к выбору профессии.

На мотивацию к учебной деятельности школьников влияют психологические и социальные факторы, в том числе самооценка ученика.

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Организация и методы исследования

Учебная мотивация – частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность (И.А. Зимняя, Е.П. Ильин, А.К. Маркова, В.Э. Мильман, Л.А. Регуш, В.И. Долгова и др.

Выявлены две тенденции, характеризующие мотивацию учения в младших классах. С одной стороны, школьники мечтают о том, чтобы пропустить школу, хотят «гулять», играть, заявляют, что школа им надоела, что учение для них – тяжелая и неприятная обязанность, от которой они не прочь освободиться. С другой стороны, те же ученики, будучи поставленными в ходе экспериментальной беседы перед возможностью не ходить в школу и не учиться, сопротивляются такой перспективе, отказываются от нее [4, 5].

В процессе обучения и учебной деятельности происходит развитие и преобразование структуры мотивации субъекта деятельности. Этот процесс идет в двух направлениях: во-первых, общие личностные мотивы, переходят в учебные; во-вторых, изменение уровня развития учебных умений и навыков влечет изменения и в системе учебных мотивов.

Особенность учебной мотивации учащихся младших классов заключается в присутствии у них «установок» (системы ценностей, идеалов, оценок, зачастую отличающихся от взрослых и преобладающих большей «генетической» устойчивостью, переходящих от старших школьников к младшим и почти не поддающихся педагогической коррекции). Например, к таким установкам можно отнести порицание учащихся, которые не позволяют списывать или тех, кто жульничает и пользуется шпаргалками [6].