Файл: Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Исследование мотивации в отечественной и зарубежной психологии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, изученные научные воззрения по проблеме самооценки в отечественной и зарубежной психологии позволяют рассмотреть ключевые тенденции в понимании самооценки. Исследование самооценки допустимо в структуре личности, в структуре самосознания и в структуре деятельности. Учебная мотивация выступает в качестве личностно-образующей системы и связана с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений.

Необходимость в некотором статусе в окружении сверстников становится главенствующим мотивом в действиях и учебном процессе, который оказывает влияние на эффективность и результативность процесса обучения. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование учебной мотивации школьников без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случаеиграет решающую роль в определении мер педагогического воздействия.

На учебную мотивацию младших школьников влияет множество психологических и социальных факторов, в числе которых самооценка подрастающего поколения.

Многие исследователи считают, что самооценка представляетсобой достаточно позднее образование, и относят его формирование к 10-11 годам. Если ориентироваться на результаты, полученные Е.И. Савонько (1970), начало действия механизма самооценки следует датировать примерно 10-11 годами, т.е. школьным возрастом, поскольку именно тогда происходит выраженный переход в поведении ребенка с внешней оценки на самооценку.

Именно поэтому нами было проведено исследование учебной мотивации у школьников в возрасте 10-11 лет с разным уровнем самооценки.

Средний и высокий уровень самооценки в совокупности с высоким и очень высоким уровнем притязаний является наиболее распространенным вариантом в выборке из 30 человек. Такой результат является наиболее благоприятным с позиции концепции личностного роста. Количество испытуемых со средним уровнем самооценки выше количества испытуемых с высоким уровнем самооценки и очень высоким уровнем притязании на 40%. Низкий уровень самооценки и притязаний встречается в единичных случаях выборки.


Нами было выявлено, что высокий уровень внутренней учебной мотивации встречается чаще на 28%, чем низкий. Данный уровень предполагает наличие познавательного мотива, стремления более успешно выполнять поставленные задачи.

Низкий уровень развития внутренней мотивации к учебной деятельности наблюдается лишь в 2-х случаях из 30. Такие школьники неохотно посещают школу, возможны пропуски занятий. На уроках могут заниматься делами, не относящимися к учебному процессу. Также возможны затруднения в адаптации к образовательной среде при переходе в пятый класс.

У мальчиков обнаружилась отрицательная взаимосвязь самооценки с эмоциональной и внешней мотивацией, а у девочек − отрицательная взаимосвязь самооценки с познавательной, эмоциональной и внешней мотивацией.

Таким образом, изученные научные воззрения по проблеме самооценки в отечественной и зарубежной психологии позволяют рассмотреть ключевые тенденции в понимании самооценки. Исследование самооценки допустимо в структуре личности, в структуре самосознания и в структуре деятельности. Учебная мотивация выступает в качестве личностно-образующей системы и связана с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений.

Необходимость в некотором статусе в окружении сверстников становится главенствующим мотивом в действиях и учебном процессе, который оказывает влияние на эффективность и результативность процесса обучения. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. – М: Просвещение, 2016. – 151 с.
  2. Божович Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и школьников / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. – М: Педагогика, 1972. – С. 7–44.
  3. Бурменская Г. В., Карабанова O. A., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемыпсихическогоразвитиядетей. – М.:Изд-во МГУ, 2017. – 136 с.
  4. Воронцов А. Б. Организация учебного процесса в начальной школе. Формирование универсальных учебных действий: Методические рекомендации // Серия «Новые образовательные стандарты». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. – № 2. – С. 54–59.
  5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2012. – 512 с.
  6. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
  7. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
  8. Матяш Н. В., Павлова Т. А. Возрастная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Педагогическое общество России, 2017. – 256 с.
  9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е. С. Савинов. – 4 е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с.
  10. Программа «Гармония» / Под ред. Н. Б. Истоминой, М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко, О. В. Кубасовой. – URL: http://umk-garmoniya.ru/ (дата обращения: 10.12.2018)
  11. Программа «Школа 2100» / Под ред. А. А. Леонтьева, Д. И. Фельдштейна, С. К. Бондырева, Ш. А. Амонашвили. – URL: http:// school2100.com/ (дата обращения: 10.12.2018)
  12. Программа «Школа России» / Под ред. А. А. Плешакова. – URL: http://school-russia.prosv.ru/ (дата обращения: 10.12.2018)
  13. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях внедрения ФГОС. «Наша новая школа» / Под ред. В. В. Рубцова. – М.: Просвещение, 2016. – С. 5–27.
  14. Синягина Н. Ю. Основы познавательного и личностного развития учащихся в авторской школе. – Ульяновск, 1996. – 135 с.
  15. Славина Л. С. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотив деятельности школьника // Изучение мотивации поведения детей и школьников. – М., 1972. – С. 52–61.
  16. Современная психология мотивации / Под ред. Д. А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2018. – 343 с.
  17. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М.: Просвещение, 1983. – 118 с.
  18. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Мотивация учения // Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991. – С. 192–194.