Файл: Обеспечение мотивации обучения в начальных классах (Исследование мотивации в отечественной и зарубежной психологии).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В последнее время проблема мотивации и движущей силы поведения становится все более важной и значимой, во всех сферах деятельности. Все науки, связанные с человеком, от биологии до психологии и педагогики обращаются к этой теме.
Без преувеличения задачу по формированию мотивации к обучению в младшем школьном возрасте можно назвать актуальной проблемой современной школы, что на сегодня является ее делом общественной важности. Важность этой темы обусловлена тем, что обновляетсясодержание обучения, требуется поставить задачи по формированию у младших школьников приёмов к самостоятельному приобретению знаний и познавательных интересов, сформировать у них активную жизненную позицию.
Сегодня социальный заказ общества образовательным учреждениям состоит в повышении качества обучения и воспитания.Одна из задач, которая должна решаться в школе, заключается в том, чтобы создать условия для формирования положительной учебной мотивации, а также ее дальнейшее развитие у школьников.
Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности выпускников всех школ, то важность названного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл, формируемый в разных образовательных системах по-своему. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении мер педагогического воздействия.
Психология и педагогическая наука создали фундаментальную базу для того, чтобы решить проблемы формирования мотивации деятельности школьников.
Имеются работы, посвященные общим вопросам мотивации, разработке понятийно-терминологического аппарата проблемы «мотива и мотивации» как психологического образования, определению структурных компонентов (А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Т.А. Матис, C.JI. Рубинштейн, Н.В. Матяш); изучению психологических механизмов мотивации (В.К. Вилю-нас, А.Н. Леонтьев, А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская), мотивации поведения и формирования личности (В.Г. Асеев, И.А. Володарская, Л.И.Божович, П.М. Якобсон), формированию мотивации учения (B.C. Ильин, А.К. Маркова, Т.А. Матис, Л.М. Фридман, Г.И. Щукина и др.). Западная научная школа представлена в этом отношении работами К. Халла, Э. Деци, К. Левина, А. Маслоу, К. Роджерса, К.Г. Юнга и др.
При написании курсовой работы, автор опирался на большую часть трудов перечисленных выше авторов.
Изучая отношение школьников к учению, Л.И. Божович установила, что одним из важных аспектов раскрывающих суть этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников.
А.К. Маркова в своей работе «Формирование мотивации учения в школьном возрасте» под мотивами учения понимает направленность ученика на разные стороны учебной деятельности. Соответственно мотивы могут быть познавательными, если они связаны с содержанием учения, и социальными, если связаны с общением учеников друг с другом и учителями.
Наиболее полным является понимание мотивации в так называемой деятельностнойтеории учения (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина). В этой теории привлекает ее простота и строгость: мотив может быть либо внешним, либо внутренним в зависимости от отношения человека к процессу получения знаний.
Цель исследования –анализ учебной мотивации младших школьников и выявление взаимосвязи самооценки учеников с типами учебной мотивации в классах с разным статусом.
Для достижения поставленной цели, требуется решить следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты мотивации в отечественной и зарубежной психологии;
- изучить феномен самооценки как объекта психологических исследований, влияющего на желание ребенка получать знания;
- выявитьпсихологические особенности младших школьников;
- представить процедуру и методику анализаучебной мотивации у младших школьников;
- интерпретировать результаты исследования учебной мотивации у младших школьников с разным уровнем самооценки, как важного фактора, влияющего на желание школьника обучаться.
База исследования – исследование учебной мотивации младших школьников проводилось в 2018 году в МБОУ СОШ № 5 г. Южно-Сахалинска.
Гипотеза исследованиязаключается в том, чтобы определить существует взаимосвязь между учебной мотивацией и самооценкой школьника, а именно: высокий и средний уровни учебной мотивации, характеризующиеся преобладанием учебных, социальных и позиционных мотивов, формируют адекватное оцениваниесвоих возможностей и достижений.
Структура курсовой работы обоснована целью и задачами исследования, состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Исследование мотивации в отечественной и зарубежной психологии
Рано или поздно перед человеком актуализируется задача интегрировать имеющиеся представления о себе в единое целое, осознать и принять результат этого процесса, что и позволяет обрести чувство идентичности, или психосоциального благополучия. При неблагоприятном исходе возникает «спутанная идентичность», которая характеризуется, с одной стороны, сомнениями, внутренними противоречиями, неустойчивостью «Я», неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование, с другой стороны, высоким потенциалом для роста [1].
Учебная мотивация была предметом внимания в психологии, как раньше, так и будет ещё долгое время. Её необходимо изучать, излагать в различных источниках, чтобы определить источники неуспеваемости учащихся, организовать психологическое сопровождение обучающихся в процессе обучения[18]. Отсюда следует, изучаемая проблема остаётся современной и актуальной. В психолого-педагогической литературе можно встретить множество определений понятию самооценки и учебной мотивации.
Учебная мотивация – частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность (И.А. Зимняя, Е.П. Ильин, А.К. Маркова, В.Э. Мильман, Л.А. Регуш, В.И. Долгова и др.). Выявлены две тенденции, характеризующие мотивацию учения в средних классах.
С одной стороны, пученики мечтают о том, чтобы пропустить школу, хотят «гулять», играть, заявляют, что школа им надоела, что учение для них – тяжелая и неприятная обязанность, от которой они не прочь освободиться[16, c. 39].
С другой стороны, те же ученики, будучи поставленными в ходе экспериментальной беседы перед возможностью не ходить в школу и не учиться, сопротивляются такой перспективе, отказываются от нее [4, 5]. В процессе обучения и учебной деятельности происходит развитие и преобразование структуры мотивации субъекта деятельности. Этот процесс идет в двух направлениях: во-первых, общие личностные мотивы, переходят в учебные; во-вторых, изменение уровня развития учебных умений и навыков влечет изменения и в системе учебных мотивов.
Особенность учебной мотивации учащихся младших классов −присутствие у них «установок» (система ценностей, идеалов, оценок, которые зачастую отличаются от взрослых, которыев большей степени «генетически» устойчивы, переходящих от старших школьников к младшим и почти не поддаются педагогической коррекции).
К таким установкам можно отнести порицание учеников, которые не позволяют списывать или тех, кто жульничает и пользуется шпаргалками [6, с. 99]. Характерная чертамладшего школьного возраста −поэтапный переход от подражания оценке самооценки взрослых, к большей опоре на внутренние структуры.
С помощью специальной деятельности (самопознания) у младшего школьника и формируются критерии самооценки. Главный факторсамопознания младшего школьника−сопоставления себя с другими людьми, будь то ровесники или старшеклассники. На мотивацию к учебной деятельности школьников оказывают влияние психологические и социальные факторы, в том числе самооценка младшего школьника.
Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы. Обычно изучают следующие факторы мотивации учения [6, с. 62]:
- ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету;
- без личных интересов и выгод;
- для социальной идентификации;
- ради успеха или из-за боязни неудач;
- по принуждению или под давлением;
- обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах;
- для достижения цели в обыденной жизни;
- обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях.
Можно с уверенностью сказать, что в отечественной литературе накоплен большой теоретический и эмпирический материал, рассматривающий особенности становления и функционирования учебной мотивации школьников [17, с. 101]. Она определяет психологическое содержание таких понятий, как«учебная мотивация» и «учебный мотив», предлагает несколько различных классификаций учебных мотивов, в литературе также разработан ряд методов диагностики структуры учебной мотивации[7, с. 19]. Российские ученые сформулировали положения относительно условий и путей не только формирования, но и коррекции учебной мотивации.
1.2 Феномен самооценки как объект психологических исследований
В отечественной и зарубежной психологии накоплено большое количество эмпирических данных о связи уровня самооценки с другими свойствами личности и типами поведения [18]. Большой научный вклад в разработку данной проблематики внесли Р. Бернс, С.А. Матошук, Хекхаузен, Л.В. Бороздина, Ю.А. Борисов, В.В. Столин, С.Р. Пантелеев, И.А. Галкина, Л.Н. Корнеева, И.А. Кудрявцев, И.И. Чеснокова и др.
Самооценка как результат интеграции процессов самопознания и самоотношения играет важную роль в психической жизни личности, выступает внутренним фактором регуляции поведения и деятельности[18].
Согласно трактовке Большого психологического словаря «самооценка - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения». Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру, в значительной степени определяя социальную адаптацию и являясь своеобразным механизмом регуляции поведения и деятельности.
В зарубежной психологии, благодаря работам Бернса, самооценка связана с понятием «Я-концепция». Под «Я-концепцией» понимают динамическую систему представлений индивида о себе. В «Я-концепции» выделяют три структурных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный компонент − «Образ Я» − система знаний субъекта о себе. Эмоционально-ценностный - переживание отношения к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности и деятельности (самоотношение)[8, с. 43]. Потенциальная поведенческая реакция − внешние проявления когнитивного и эмоционального компонентов. Самооценка в этой схеме отождествляется с эмоционально - ценностным отношением к себе.
Психологи, при изучении феномена самооценки, сталкиваются с определённой сложностью. Эта сложность обусловлена тем, что самооценка включает в себя два взаимосвязанных аспекта: процессуальный и структурно-итоговый, то есть её рассматривают и как процесс, и как результат - личностное образование[5, с. 19]. Двуединая природа самооценки нашла отражение и в определениях, которые ей даются в психологической литературе. Наиболее распространённым является следующее определение. Самооценка − оценка человеком собственных возможностей, качеств, достоинств и недостатков, места среди других людей.
В отечественной психологии самооценку принято рассматривать как компонент самосознания. При исследовании проблемы самосознания самооценке отводится ведущая роль: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель уровня его развития, интегрирующее начало и его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания [4].