Файл: Особенности семейного воспитания (Нормативно – правовое понятие семьи).pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния семейного воспитания на эмоциональное состояние детей
1.1 Нормативно - правовое понятие семьи
1.2 Влияние особенностей семейного воспитания на психоэмоциональное состояние детей
1.3 Анализ детско-родительских отношений в семьях
Глава 2. Проблемы и направления в сфере детско-родительских отношений
2.1 Проблемы в сфере детско-родительских отношений
2.2 Основные направления диагностики взаимодействия в системе родитель ребенок
II. Диагностика взаимодействия по представлению детей. Хорошее представление об отношениях и взаимодействии в семье «глазами детей» дают рисунки детей на тему «Моя семья». К этой же группе могут быть отнесены проективные методики типа ТАТ, КАТ, неоконченные предложения, семантический дифференциал, «лесенка», а также опросниковые методики: вариант для детей опросника ВРР, ADOR [27., с.160].
3. Изучение отношений участников взаимодействия.
Это изучение отношений участников взаимодействия, проявляющихся симпатий и антипатий друг к другу, определенной степени близости и дистанцированности, зависимости и независимости и т.д. Исследование отношений участников процесса взаимодействия дает косвенное представление о самом процессе взаимодействия, тем не менее, оно является очень важным для понимания сути и содержания взаимодействия. Одни методические процедуры, такие как, цветовой тест отношений, методика «включенного конфликта» Ю.В. Баскиной, могут быть использованы для исследования и детей и родителей[27., с.160].
Другие предполагаются только для детей (методики «Два дома», «СТО», методика Р. Жиля, рисуночные методы) или только для родителей (семантический дифференциал, сочинение «Мой ребенок»).
Анализ прикладных исследований взаимодействия и отношений родителей с детьми позволяет нам выделить следующие три направления:
1. Изучение отдельных параметров и характеристик взаимодействия. Наиболее часто в сферу внимания исследователей попадают формы родительского контроля и техники поддержания дисциплины, эмоциональные контакты (любовь и принятие), последовательность, авторитетность родителя.
2. Изучение типов, стилей, моделей взаимодействия, среди которых называются сотрудничество, псевдосотрудничество, соперничество, модель «невмешательства» в жизнь ребенка, учебно-дисциплинарная модель, личностно-ориентированная модель.
3. Изучение неблагоприятных систем семейного воспитания. Это направление является одним из наиболее проработанных в возрастной и медицинской психологии. Среди наиболее часто называемых – отвергающий, гиперсоциализирующий, эгоцентрический типы воспитания.
Заключение
Изучение семьи имеет не только научное, но и практическое значение вследствие ее влияния на формирование личности. Известно, что семья имеет двойственную природу. С одной стороны, дети и родители, представляют собой общность, где человек реализует базовые потребности в безопасности, любви, признании и т.д.; эта функция детско-родительских отношений стабильна. С другой стороны - содержание семейных отношений зависит от культуры, традиций, этноса в которых она функционирует.
Анализ исследований и наши наблюдения позволяют выделить две тенденции в детско-родительских отношениях: с одной стороны, наблюдается утрата национальных традиций и обычаев, рост малочисленных семей, ослабление влияния со стороны старшего поколения на воспитание ребенка, с другой стороны, рост этнического самосознания, активизация интереса к истории, культуре своего народа, попытка возрождения традиционных, исторически сложившихся детско-родительских отношений.
В современной России миграции приобретают массовый характер, поэтому процессы, происходящие в семье, и, в том числе, в детско-родительских отношениях имеют особую значимость.
Анализ результатов в целом показал, что большинство родителей в неполных семьях негативно влияют на самооценку детей, в результате чего у детей возникает чувство тревоги, чувство неполноценности, а также преобладает чрезмерная опека над детьми со стороны родителей, особенно в неполных семьях. Эта зависимость от родителей не способствует формированию интересов и самооценки у ребенка, а также не развивает у ребенка умение самостоятельно принимать решение и нести свой груз ответственности за них.
В связи с этим нами были разработаны рекомендации, которые будут представлены в третьей части курсовой работы по воспитанию детей в неполной семье, а это значит, что существует взаимосвязь между стилем воспитания в полных и неполных семьях и уровнем самооценки у ребенка, это подтверждает нашу гипотезу. Анализ прикладных исследований взаимодействия и отношений родителей с детьми позволяет нам выделить следующие три направления:
Изучение отдельных параметров и характеристик взаимодействия. Наиболее часто в сферу внимания исследователей попадают формы родительского контроля и техники поддержания дисциплины, эмоциональные контакты (любовь и принятие), последовательность, авторитетность родителя.
Изучение неблагоприятных систем семейного воспитания. Это направление является одним из наиболее проработанных в возрастной и медицинской психологии. Среди наиболее часто называемых - отвергающий, гиперсоциализирующий, эгоцентрический типы воспитания.
Список использованной литературы
Нормативно – правовые акты
1. Конвенция «Об охране материнства» (Конвенция МОТ № 103): Принята и провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 28.06.1952 г. // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов.-М.:
Юридическая литература, 1990. - С. 355-361.
2. Декларация прав ребенка: Принята и провозглашена Генеральной
ассамблеей ООН 20.11.1959 г. // Народное образование. - 1993.- № 5 г.
3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.(с изм. от 25.03.2004) // Российская газета - 25.12.1993 - № 237.
4. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 № 223-ФЗ (с послед. изм. и доп.) Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Российская газета «от 27 января 1996 г. № 17, «Собрание законодательства РФ« от 1 января 1996 г. № 1 ст. 16.
5. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
6. Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»
7. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Специальная литература
8. Азарова Е.Г. Правовое регулирование социального обеспечения женщин и детей (демографический аспект) // Журнал российского права. - 2015. - № 10. - С.57-73.
9. Азарова Е.Г. Социальное обеспечение и правовая защита детей // Журн. рос. права. - 2017. - № 3. - С.21 - 32.
10. Актуальные проблемы семей в России / под ред. Т.А. Гурко. - М.:Ин-т социологии РАН, 2016. - 224 с.
11. Антонов, А.И. Микросоциология семьи: учебник для вузов [Текст] /А.И. Антонов. - М: ИНФРА-М, 2015. -364 с.
12. Антонов, А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. -М.: ИНФРА-М, 2015. - 636 с.
13. Антонов, А. И. Феминизм и семья: историко-социологический анализ [Текст] / А.И. Антонов, Ч.Томас Филипс. - М.: Грааль, 2016. - 175 с.
14. Бачмага О.П. Особенности социального обеспечения личности на современном этапе // «Черные дыры» в российской законодательстве. – 2015. - № 5. - С.23-25.
15. Вдовина, М.В. Межпоколенные конфликты в современной семье: монография / М.В. Вдовина. - М., 2015. - 279 с.
16. Гусева Т.С. Пособие по беременности и родам: российский и зарубежный опыт правового регулирования // Российская юстиция. - 2015. - № 10. - С.25-27.
17. Гусева Т.С. Российское законодательство о социальном обеспечении семьи, материнства, отцовства и детства: проблемы и перспективы развития // Рос. юстиция. - 2015. - № 4. - С.60-63.
18. Николаев, М.Н. Вечная ценность семьи / М.Е. Николаев. – М.:Антиква, 2014. - 183 с.
19. Савинов А.Н. Организация работы органов социальной защиты: Учеб. пособ. для студ. учреждений сред. проф. образования / А.Н. Савинов, Т.Ф. Зарембо. - М.: Издательский центр «Академия». - 2015. – 192 с.
20. Солодников, В.В. Семья: социологическая и социально-психологическая парадигмы / В.В. Солодников // Социс. - 2017. - № 6. - С.130-138.
21. Сорокин, П.А. Кризис современной семьи / П.А.Сорокин //Вестник Моск. ун-та. Сер.18 Социология и политология. - 2017. - №3 - С.65-79.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Социальная характеристика семьи
Наименование групп семей |
Факторы, характеризующие данную группу |
1-я группа (оптимальная), |
Высшее образование родителей. Высокий культурный уровень семьи. Высокая материальная обеспеченность. Хорошие жилищные условия. Здоровая в психологическом отношении атмосфера. Отсутствие вредных привычек. По состоянию здоровья - оптимальная. |
2-я группа (хорошая) |
Высшее и среднее образование родителей. Высокий и удовлетворительный культурный уровень. Хорошие материально-бытовые условия. Благоприятные отношения в семье. Вредные привычки, кроме злоупотребления алкоголем. По состоянию здоровья - оптимальная. |
3-я группа (удовлетворительная) |
Один из показателей является неудовлетворительным (культурный уровень, жилищные условия, взаимоотношения в семье). По состоянию здоровья - удовлетворительная. |
4-я группа (неудовлетворительная) |
Наличие в семье двух и более неудовлетворительных из перечисленных показателей. Низкий уровень культуры. Неблагоприятный психологический климат в семье. Вредные привычки - злоупотребление алкоголем. По состоянию здоровья - неудовлетворительная. |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Достижения россиян в создании семьи, 2003 – 2015 гг., %
Успехи в создании счастливой семьи |
2003 |
2008 |
2010 |
2012 |
2015 |
Уже добились, чего хотели |
52 |
52 |
52 |
50 |
61 |
Ещё не добились, но считают, что смогут добиться |
32 |
32 |
36 |
40 |
28 |
Хотелось бы, но вряд ли смогут добиться |
14 |
13 |
11 |
9 |
9 |
В планах этого не было |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
Успехи в воспитании хороших детей |
|||||
Уже добились, чего хотели |
34 |
37 |
38 |
36 |
50 |
Ещё не добились, но считают, что смогут добиться |
57 |
53 |
52 |
56 |
42 |
Хотелось бы, но вряд ли смогут добиться |
7 |
7 |
7 |
6 |
6 |
В планах этого не было |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Отношение родителей к детям детей с полных и неполных семей (баллы)
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Степень проявления заботы родителей по отношению к собственному ребенку (баллы)
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Уровень самооценки ребенка в полных и неполных семьях (баллы)