Файл: Менеджмент в его особенности в учреждениях здравоохранения.pdf
Добавлен: 13.03.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты менеджмента в сфере здравоохранения
1.1. Особенности менеджмента в сфере здравоохранения
1.2. Современные тенденции развития менеджмента в организациях здравоохранения
Глава 2. Анализ деятельности Санаторно-профилактического комплекса «Жемчужина»
2.1. Общая характеристика санаторно-профилактического комплекса «Жемчужина»
2.2. Оценка эффективности деятельности санатория «Жемчужина»
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию менеджмента в санатории-профилактории «Жемчужина»
2.1. Общая характеристика санаторно-профилактического комплекса «Жемчужина»
История санатория «Жемчужина» началась в 1981 г., когда руководство предприятия «КамГЭСэнергострой» решило построить свой профилакторий.
В 1985 г. санаторий «Жемчужина» принял первых отдыхающих. Через год было организовано лечение детей и принята на вооружение оздоровительная программа «Мать и дитя».
В 1993 г. санаторий «Жемчужина» вошел в объединение «Татарстанкурорт». С 1998 г. в санатории действует круглогодичный детский оздоровительный лагерь на 150 мест, предоставляющий школьникам возможность лечиться и учиться одновременно: дети укрепляют свое здоровье, не прерывая учебного процесса.
Основные направления лечения: терапия, неврология, кардиология, гинекология, эндокринология, травматология, педиатрия.
Организационная структура санатория представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Организационная структура управления санатория-профилактория «Жемчужина»
Краткая характеристика персонала по различным категориям представлена в таблицах 1-3.
Таблица 1
Численный состав и структура персонала санатория «Жемчужина» по категориям
Категории персонала |
2017 |
2018 |
2019 |
Руководители высшего звена |
3 |
3 |
3 |
Руководители среднего звена |
11 |
12 |
13 |
Врачи |
4 |
4 |
4 |
Медсестры |
20 |
25 |
30 |
Санитарки |
10 |
10 |
10 |
Обслуживающий персонал |
20 |
22 |
23 |
Технический персонал |
7 |
7 |
9 |
Всего: |
75 |
83 |
92 |
По сравнению с предыдущими периодами, численность персонала в 2019 г. увеличилась.
Таблица 2
Численный состав и структура персонала санатория «Жемчужина» по образованию
Образование |
2017 |
2018 |
2019 |
Высшее |
50 |
54 |
63 |
Среднее |
25 |
29 |
29 |
Всего: |
75 |
83 |
92 |
Более половины работников имеют высшее образование. Причем, уровень образования с каждым годом повышается.
Таблица 3
Возрастная структура персонала санатория «Жемчужина»
Возраст |
2017 |
2018 |
2019 |
От 45 лет до пенсионного возраста |
3 |
3 |
3 |
От 35 до 45 лет |
41 |
51 |
47 |
От 25 до 35 лет |
5 |
18 |
28 |
До 25 лет |
26 |
11 |
14 |
Всего: |
75 |
83 |
92 |
Коллектив санатория «Жемчужина» достаточно молодой, при этом в последнее время появилась тенденции набирать молодых специалистов на конкурсной основе.
Экономические показатели предприятия за последние несколько лет приведены в таблице 4.
Таблица 4
Экономические показатели санатория «Жемчужина»
Наименование |
ед. изм |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Объем предоставленных услуг |
тыс. руб. |
146650 |
149250 |
153500 |
158534 |
169058 |
Себестоимость предоставленных услуг |
тыс. руб. |
132695 |
133694 |
135847 |
138976 |
136394 |
Как видно из таблицы 4, санаторий «Жемчужина» наращивает объем предоставляемых услуг.
Посещают санаторий, в основном, люди среднего и пожилого возраста, количество посещений санатория может варьироваться от 20 до 50 человек в среднем, а заполняемость составляет от 50 до 90%. Таким образом, количество ежедневно прибывающих либо проживающих в санатории «Жемчужина» в среднем, 110 человек.
2.2. Оценка эффективности деятельности санатория «Жемчужина»
Можно охарактеризовать внешнюю и внутреннюю среду медицинской организации, выделив по внешней среде факторы прямого воздействия и косвенного воздействия. Для того чтобы медицинская организация выделялась на фоне высоко конкурентной среды, необходимо учесть все побуждающие факторы целевой аудитории.
Влияние факторов внешней и внутренней среды на развитие клиники играют важную роль. Более детальную характеристику мы можем получить благодаря SWOT-анализу (Таблица 6).
Таблица 5
STEP анализ санатория-профилактория «Жемчужина»
Социальные |
Технологические |
рост численности населения Татарстана; прирост населения за счет процессов трудовой миграции; низкая доступность санаторно0курортных услуг |
дефицит изделий медицинской промышленности местного производства обусловливает зависимость от импорта, стоимости национальной валюты, политической ситуации; развитие телемедицины (удаленное консультирование специалистов через сети интернет); внедрение единой электронной медицинской информационной системы. |
Политические |
Экономические |
разработка и внедрение единых порядков и стандартов оказания медицинской помощи по клинико-статистическим группам заболеваний; политическая турбулентность и введение санкций ограничили импорт медицинского оборудования; рост рынка частной медицинской помощи открывает возможности для государственно-частного партнерства; реформа здравоохранения - переход на солидарную ответственность за здоровье населения. |
рост среднемесячной заработной платы населения по Татарстану; финансирование в область здравоохранения возрастает; опережающий рост темпов инфляции национальной валюты приводит к значительному удорожанию стоимости импорта лекарственных препаратов, медицинского оборудования; налоговые вычеты для населения на лечение. |
Таблица 6
SWOT–анализ
S-достоинства |
W-недостатки |
команда высококвалифицированных специалистов; использование современного медицинского оборудования; применение современных подходов, методик и технологии оказания услуг; регулярное повышение квалификации действующих специалистов; |
износ здания и оборудования; низкий уровень компьютеризации оказания услуг; не проводится анализ удовлетворенности пациентов медицинскими услугами |
O-возможности |
T-угрозы |
демографическая структура населения; нестабильный уровень заболеваемости; спрос со стороны населения; рост финансирования здравоохранения; развитие НТП; ухудшение экологического состояния; стабильная политическая обстановка в стране внедрение новых современных платных медицинских услуг. |
увеличение конкуренции на рынке медицинских услуг; снижение уровня реальных доходов населения; ужесточение государственного регулирования в области здравоохранения |
Выводы
Проведенный анализ показал, что санаторий-профилакторий «Жемчужина» успешно развивается.
Однако, в работе санатория есть ряд проблем, требующих решения:
- проблемы с внедрением платных услуг в систему оказания медицинской помощи. Часто их конечная стоимость оказывается ниже себестоимости их оказания;
- недостаток квалифицированных кадров, что делает отрасль малоэффективной, снижает доступность и качество медицинской помощи населению.
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию менеджмента в санатории-профилактории «Жемчужина»
Практическая реализация бюджетирования, ориентированного на результат в деятельности медицинских организаций, предполагает формирование системы ключевых показателей для оценки ее эффективности и результативности. В различных источниках, в том числе нормативных документах, можно встретить подходы к классификации показателей эффективности и результативности деятельности институциональных единиц сферы здравоохранения. Их использование может служить основой для оценки достижения целевых значений результативных показателей (критериев) с целью определения эффективности выполнения государственного (муниципального) задания.
Однозначно определить эффективность и результативность деятельности субъектов системы здравоохранения не представляется возможным. При выборе ключевых показателей эффективности и результативности деятельности санатория-профилактория «Жемчужина» необходимо использовать следующие основные критерии:
- достоверная оценка достижения целевых значений медицинским учреждением;
- взаимосвязь показателей, используемых для оценки ключевых аспектов деятельности медицинских организаций, и согласование с другими перечнями применяемых показателей в соответствии со стандартами раскрытия информации, регламентами отраслевого управления, требованиями контролирующих органов и нормативно-правовых актов для обеспечения сопоставимости и экономичности;
- максимальная ориентация на отраслевые и региональные медико-экономические стандарты (МЭС), а также образцы лучших практик;
- достоверность источников информации, количественная измеримость, простота расчета показателей и их экономическая обоснованность.
Сегодня в научно-теоретических исследованиях и лучших практиках менеджмента широко представлены различные подходы к систематизации и группировке ключевых показателей. Как правило, большей частью речь идет о финансовых показателях.
Однако система ключевых показателей, ориентированная исключительно на данные финансовой отчетности, не может в полной мере служить основой для принятия эффективных управленческих решений, тем более, когда речь идет о показателях деятельности медицинской организации.
В связи с этим особую актуальность приобретает разработка комплексной системы ключевых показателей, которые наряду с финансовыми включали бы в себя и нефинансовые составляющие. Нетрадиционное для менеджмента сочетание финансовых и нефинансовых показателей представляет собой баланс между интересами внутренних и внешних групп стейкхолдеров медицинской организации.
Кроме того, подобный подход позволяет определить, как объективные, поддающиеся количественному измерению результаты, так и субъективные, произвольные параметры для определения результативности деятельности.
Предлагаемая система ключевых показателей должна быть гибкой, отвечать тактическим и стратегическим целям и задачам управления результатами, повышать объективность, точность и верифицируемость оценки деятельности медицинской организации.
Предлагаемая система ключевых показателей, состав, количество и структура показателей которой является инвариантной для различного вида институциональных единиц сферы здравоохранения, позволяет комплексно оценить эффективность и результативность деятельности медицинской организации.