Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Проблемы налоговой системы Российской Федерации и направления их решения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для достижения этой цели необходимо законодательно и практически решить следующие проблемы:

  • законодательно и организационно должна быть обеспечена полнота и эффективность сбора платежей со всех категорий субъектов налога;
  • законодательно должны быть ликвидировано множество налоговых льгот как по отдельным видам налогов и сборов, так и по категориям налогоплательщиков;
  • должны быть ликвидированы все условия, которые способствуют законно избежать снижения сумм, уплачиваемых налогов и сборов;
  • законодательно и организационно должна быть упрощена налоговую систему путем уменьшения числа налогов и сборов,
  • должны быть сокращены или ликвидированы всевозможные внебюджетные и бюджетные фонды, сокращены органы, ответственные за собираемость налоговых платежей.

В ходе реализации программы реформирования налоговой системы в первую очередь должна быть решена проблема выбора видов налогов: какие из существующих могут быть оставлены, какие следует исключить, какие ввести в новое законодательство. С этой целью следует законодательством четко и жестко предписать, что налоговые ставки и налоговая база не должны быть изменены в течение хотя бы одного срока работы Федерального Собрания РФ, не должно быть ухудшено положение субъектов налога, за исключением таможенных пошлин и коммунальных платежей, которые могут пересматриваться не чаще, чем один раз в год [20].

С решением всех этих проблем:

  • будут выровнены условия налогообложения для всех субъектов налога;
  • налоговая база по взимаемым налогам будет соответствовать экономическому содержанию деятельности субъекта налога;
  • будет повышена собираемость налогов, в частности, из-за включения в налоговое законодательство механизма, повышающего ответственность должностных лиц за налоговый контроль;
  • будет снижено общее налоговое бремя путем более равномерного распределения налоговой нагрузки между категориями налогоплательщиков, с помощью снижения загруженности фонда оплаты труда,
  • снижения налоговых ставок на НДС акцизов и других видов налогов;
  • будет упрощена налоговая система за счет сокращенного общего числа видов налогов, типизация порядка уплаты налоговых платежей, замена ряда видов налогов единым налогом на доход субъекта налога;
  • будет обеспечена стабильная, предсказуемая и простая налоговая система.

Таким образом, из всего вышесказанного следует, что система налогообложения должна быть переориентирована на приоритет интересов развития экономики нашей страны, с дополнением мер по организационно-методическому совершенствованию функционирования самих налоговых органов. Это будет способствовать повышению эффективности налогового регулирования, созданию необходимых предпосылок для роста накоплений и притока инвестиций в производственный сектор.


В обществе должна быть создана атмосфера уважения к налогу, которая основана на понимании того, что существование налоговой системы и установленные государством правила взимания конкретных налогов экономическая необходимость. Без всего этого экономический подъем России просто невозможен.

3.2. Мероприятия по увеличению доходной части федерального бюджета в результате совершенствования налоговой системы РФ

Повысить налоговые поступления от федеральных налогов и сборов представляется возможным с использованием таких инструментов, как способы расчета налоговой базы, определение продолжительности налогового периода, налоговая ставка и налоговые льготы.

Действительно, повышение налоговых ставок может кардинально решить проблему. С одной стороны, это хорошо для государства. Поскольку, чем выше ставка, тем больший объем поступает от налога в казну государства. С другой стороны, разумно учитывать интересы налогоплательщика, у которого и без того налоговая нагрузка ощутимая. Поэтому к данному вопросу следует подходить осторожно и рационально.

Между тем налоговые поступления федеральных налогов и сборов можно регулировать с помощью такого инструмента как налоговые льготы. Опять-таки при внедрении в практическую деятельность любой льготы надо учитывать потерю доходов бюджета, и обоснованность получения налогоплательщиком налоговой выгоды.

Стратегия действующей налоговой политики направлена на проведение анализа применения налоговых льгот по всем налогам. Целесообразно эффективно применять налоговые льготы в экономической системе общества с учетом интересов обоих сторон – государства и налогоплательщика. Сегодня нет достоверных данных, которые позволяли бы принимать объективное решение при использовании налоговых льгот.

В этой связи в перспективе предлагаем получать сведения о количестве налоговых льгот, контингенте и категории налогоплательщиков, их применяющих, о выпадающих налоговых доходах бюджета из анализа отчетности Федеральной налоговой службы Российской Федерации, формируемой по налоговым декларациям. Но поскольку на сегодняшний день полная информация по налогу в налоговой декларации не отражается, представляется целесообразным уточнить содержание и структуру налоговых деклараций, чтобы отразить в них все данные налогоплательщика, путем введения новых строк.


Вызывает вопросы, в целом связанные с поиском путей устранения недостатков, присущих отечественной системе имущественных налогов. Для решения указанных проблем, прежде всего, следует изменить порядок формирования и учета недвижимости и практику налогового администрирования. К сожалению, на сегодняшний день четкий и понятный механизм оспаривания результатов кадастровой оценки недвижимости не выработан.

Еще одной проблемой, которая также не может быть решена в самые ближайшие сроки, является отсутствие на сегодняшний день качественного электронного документооборота между всеми участниками процесса налогового администрирования. Качественное администрирование является достаточно дорогим и сложным. Для правильного исчисления налога необходимо собирать, обрабатывать и периодически актуализировать значительный объем информации.

Заключение

Совершенствование налоговой системы на данный момент времени реализовывается в направлении настройки существующей системы налогообложения, через теневую экономику, мобилизацию дополнительных доходов за счет улучшения качества налогового сокращения администрирования, изъятие сверхдоходов от благоприятной внешне - экономической конъюнктуры в бюджет.

В ближайшие три года в налоговой системе планируются к реализации, следующие основные изменения:

  • стимулирование развития малого предпринимательства (в данном случае речь идет о «налоговых каникулах» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность в социальной, производственной и научной сферах и перешли на упрощённую систему налогообложения);
  • создание особых условий ведения предпринимательской деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, с расширением этого региона на Республику Хакасия и Красноярский край;
  • деофшоризацию экономики России, путем раскрытия информации о бенефициарных владельцах, а также через совершенствование информационного взаимодействия на международном уровне, введение института контролируемых иностранных компаний и понятия «налогового резидентства» для юридических лиц.

Кроме того, с целью повышения эффективности системы налогообложения планируется также:

  • отказ от множества федеральных налоговых льгот по местным и региональным налогам, и введение нового принципа установления льгот посредством оценки их эффективности и определения срока действия;
  • введение новых принципов налогообложения недвижимого имущества физических лиц, а также доходов от его продажи (переход на исчисление налога с кадастровой стоимости объектов налогообложения, освобождение от налога на доходы физических лиц, продажи отдельных категорий недвижимости вне зависимости от срока владения и др.);
  • осуществление индексации акцизов, учитывая складывающуюся экономическую ситуацию (в том числе будет продолжена работа по достижению соглашения в области гармонизации ставок акцизов на табачную продукцию в государствах–членах таможенного союза);
  • рассмотрение вопроса о возможности установления налоговых льгот для приоритетных проектов, участниками которых выступают зарубежные инвесторы в области транспортировки газа и газодобычи;
  • предоставление налоговых преференций для развития туристической отрасли, виноградарства и виноделия.

Таким образом, при помощи реализации вышеперечисленных направлений в сфере налогообложения органы государственной власти планируют повысить эффективность налоговой системы.

Список использованных источников

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая: по состоянию на 1 февраля 2016 г. – М.: Кнорус, 2016. – 1024 с.
  2. Федеральный Закон «Об исполнении федерального бюджета за 2014 год» от 05.10.2015 г. № 276 - ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа : https: // www.consultant.ru / document / cons _ doc _ LAW _ 186926 /
  3. Федеральный Закон «Об исполнении федерального бюджета за 2013 год» от 04.10.2014 г. № 280 - ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа : https: // www.consultant.ru / document / cons _ doc _ LAW _ 169502 /
  4. Кондраков Н.П. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для студ. вузов / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. – М.: Проспект, 2016. – 217 с.
  5. Косарева Т.Е. Налогообложение организаций и физических лиц: учеб. пособие для студ. вузов / Т.Е. Косарева. – М.: Инфра-М, 2015 – 239 с.
  6. Налоги и налогообложение: учебник (Электронный ресурс) / Аксенов С., Битюкова Л., Крылов А., Ласкина И.; Региональный финансово-экономический инс-т. – Курск, 2014. с. 101.
  7. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавров: углубленный курс – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. с. 24.
  8. Попова Л.В. Налоговый учет: учеб. пособие для студ. вузов / Л.В. По-пова, И.А. Маслова, Е.Л. Малкина. – М.: Дело и Сервис, 2014. – 351 с.
  9. Свиридов О.Ю. Финансы, денежное обращение, кредит: учеб. пособие для студ. вузов / О.Ю. Свиридов, А.А. Лысоченко. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 301 с.
  10. Арнаут М.Н., Пестерева Ю.В. Особенности налогообложения прибыли по лизинговым операциям // Сборник международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании / 2014». – 2014. – с.23 – 26.
  11. Богатырев М.А. Совершенствование налогообложения в России / М. А Богатырев // Управленческий учет. 2015. – № 5. – С.69-74.
  12. Богославец Т.Н. Особенности налоговой системы Германии / Т.Н. Богославец // Вестник Омского университета. Серия: Экономика, 2016. – № 4. – С.177-181.
  13. Ермасова Н. Б Динамика налоговой системы США / Н.Б. Ермасова // Финансы и кредит. 2015. – № 41. – С.5-10.
  14. Кузнецов А.С. Система налогообложения предприятий в США / А.С. Кузнецов // Экономика сельского хозяйства. Реферативный журнал, 2015. – № 3. – С.61-63.
  15. Мишустин М.В. Совершенствование инструментов налогового администрирования по обеспечению стабильных доходов государственного бюджета // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 4. С. 8.
  16. Мкртчян А.С. Межстрановой сравнительный анализ систем налогообложения как фактор экономического роста / А.С. Мкртчян, И.М. Темкина // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки, 2016. – Т.77. – № 2. – С.89-99.
  17. Петрова Е.В. О проблемах подоходного налога. Анализ зарубежного опыта / Е.В. Петрова // Успехи современного естествознания. 2015. – № 9. – С.101-103.
  18. Сраилова Г.Н. Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта формирования налоговой системы / Г.Н. Сраилова // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. 2014. – Т.12. – № 3. – С.14-16.
  19. Мандрощенко О.В. Налоговые аспекты инвестиционной деятельности организации / О.В. Мандрощенко / Доклады и выступления участников 13-го семинара Управление эффективностью и результативностью (июль 2013г.) // Эффективное антикризисное управлений. – 2013. – № 3 (78). – С. 66 http://www.e-c-m.ru/index.php /jour/issue/view/4/showToc
  20. Романчук И.С., Руденко С.А. Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Налоги и налогообложение» / Тюменский государственный университет, 2015 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.distance.ru/files/gosatt/programms/gos_nin.pdf.
  21. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под. Ред. В.К. Сенчагова. 2 - е изд. – М.: Дело, 2015. – 896с.
  22. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2014 год, утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации протокол от 27 августа 2015 г. № 37К (1048) [Электронный ресурс] – Режим доступа : http: // audit.gov.ru / upload / iblock / 310 / 310102e46eed959280e9cc8a16620c51.pdf
  23. Информационно - аналитический отдел Минфина РФ // Министерство финансов Российской Федерации [сайт]. [Электронный ресурс] – Режим доступа : http: // info.minfin.ru / fbrash.php.
  24. Википедия [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.rg/wiki/Haлoгoвaя_cиcтeмa.

Приложение 1

Таблица 1 - Сводные данные об исполнении консолидированного бюджета РФ и государственных внебюджетных фондов, млрд. руб.

Наименование показателей

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

РАЗДЕЛ I

ДОХОДЫ, ВСЕГО

10625,8

13368,3

16 169,1

13 599,7

16 031,9

20 855,4

23 435,1

24 442,7

26 766,1

26 494,1

Нефтегазовые доходы

2943,5

2897,4

4 389,4

2 984,0

3 830,7

5 641,8

6 453,2

6 534,0

7 433,8

5 862,7

Ненефтегазо вые доходы

7682,3

10470,9

11 779,7

10 615,8

12 201,3

15 213,6

16 981,9

17 908,6

19 332,3

20 631,4

НДС

1510,9

2261,5

2 132,2

2 050,0

2 498,3

3 250,4

3 545,8

3 539,0

3 931,7

4 234,0

Акцизы

270, 6

314, 4

349,9

347,2

471,4

650,5

837,0

1 015,8

1 072,2

1 068,4

Налог на прибыль

1670,6

2172,0

2 513,2

1 264,6

1 774,6

2 270,5

2 355,7

2 071,9

2 375,3

2 599,0

Налог на доходы физических лиц

930, 4

1266,6

1 666,3

1 665,8

1 790,5

1 995,8

2 261,5

2 499,1

2 702,6

2 807,8

Ввозные пошлины

341, 6

488, 0

625,6

467,2

587,5

692,9

732,8

683,8

652,5

565,2

Страховые взносы на обязательное социальное страхование

1441,3

1980,8

2 279,0

2 300,5

2 477,1

3 528,3

4 103,7

4 694,2

5 035,7

5 347,3

Прочие

1517,0

1987,6

2 213,4

2 520,3

2 601,9

2 825,1

3 145,4

3 404,9

3 562,2

4 009,9

РАЗДЕЛ II

РАСХОДЫ,ВСЕГО

8375, 2

11378,6

14157,0

16048,3

17616,7

19994,6

23174,7

25290,9

27611,7

29307,8

Общегосударственные вопросы

827, 4

1171,3

1 291,0

1 313,8

1 440,6

1 357,0

1 437,9

1 525,9

1 640,4

1 838,8

в т.ч.

обслуживание государствен-ного и муни- ципального долга*

202, 6

175, 1

188,2

236,3

260,7

Националь- на я оборона

683, 4

834, 0

1 043,6

1 191,2

1 279,7

1 517,2

1 814,1

2 105,5

2 480,7

3 182,7

Национальная безопасность и правоохр. деятельность

714, 1

864, 3

1 092,1

1 245,9

1 339,4

1 518,6

1 929,2

2 159,3

2 192,9

2 072,2

Националь- на я эконо- мика

948, 9

1558,0

2 258,6

2 782,1

2 323,3

2 793,4

3 273,6

3 281,7

4 543,1

3 774,4

Жилищно - коммунально е хозяйство

631, 7

1102,3

1 153,2

1 006,1

1 071,4

1 195,0

1 075,0

1 052,7

1 004,7

979,9

Охрана окру- жающей среды

23,3

26,5

31,2

29,6

28,3

38,6

43,2

47,0

70,2

71,7

Образование

1036,4

1343,0

1 664,2

1 783,5

1 893,9

2 231,8

2 558,4

2 888,8

3 037,3

3 034,6

Культура, кинематогра-фия и СМИ*

188, 6

246, 2

310,6

324,4

353,4

Культура, кинематогра-фия

310,6

340,2

377,0

410,0

395,6

Здравоохра- нение и спорт*

962, 2

1381,5

1 546,3

1 653,0

1 708,8

Здравоохране ние

1 933,1

2 283,3

2 318,0

2 532,7

2 861,0

Социальная политика

2359, 1

2851, 6

3766,3

4718,8

6177,7

6512,2

7730,9

8757,2

8803,3

10055,4

Физическая культура и спорт

162,9

186,7

219,3

253,6

254,9

Средства массовой информации

95,3

115,7

117,8

117,4

125,7

Обслуживание государст- вен- ного и муниципаль- ного долга

328,9

386,3

440,7

525,4

660,9

РАЗДЕЛ III

ДЕФИЦИТ ( - ) /ПРОФИЦИ Т (+)

2250,6

1989,7

2 012,1

- 2 448,6

- 1 584,7

860,7

260,4

-848,2

-845,6

- 2 813,7

НЕНЕФТЕГ

АЗОВЫЙ

ДЕФИЦИТ

-693,0

-907,7

- 2 377,4

- 5 432,6

- 5 415,4

- 4 781,0

- 6 192,8

- 7 382,3

- 8 279,4

- 8 676,3