Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности ( Россия и Международный валютный фонд).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Международный валютный фонд занимает центральное место в международной системе валютно-финансовых отношений. За свою более чем семидесятилетнюю историю Международный валютный фонд прошел путь от второстепенного кредитора, до организации, которая определяет экономическую политику многих развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Международный валютный фонд за относительно небольшой срок своей деятельности стал ведущей международной финансовой организацией - субъектом мировой экономики, чьи прогнозы и решения влияют как на экономику отдельных стран, так и на мировую экономику в целом. В составе членов Фонда состоят практически все страны мира, а ее работниками являются представители более ста стран.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что Международный валютный фонд играет важную роль, как в развитии экономик стран-участников, так и в развитии мировой экономики в целом. Поэтому изучение его сущности, целей, функций, особенностей и роли в мировой экономике весьма важно для создания полной картины функционирования международных экономических отношений.

Цель работы состоит в рассмотрении целей, функций, особенностей Международного валютного фонда.

Для достижения данной цели работы необходимо решить следующие задачи:

- изучить историю создания Международного валютного фонда;

- проанализировать роль Международного валютного фонда;

- провести анализ особенностей Международного валютного фонда;

- рассмотреть взаимоотношения России и Международного валютного фонда;

- определить проблемы в деятельности Международного валютного фонда;

- разработать рекомендации по совершенствованию деятельности Международного валютного фонда.

Объектом выпускной квалификационной работы является Международный валютный фонд.

Предметом работы - цели, функции, особенности и проблемы в деятельности МВФ.

При выполнении курсовой работы были использованы такие методы исследования, как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение.

Информационной базой к данной работе послужили отечественных и зарубежных авторов, материалы периодических изданий, а также официальные сайты международных организаций. Степень надежности всех источников высокая, так как они представлены в крупных электронных библиотеках, а также на официальных сайтах крупных организаций.


По данной проблеме МВФ особого внимания заслуживают публикации ведущего российского специалиста Д.В. Смыслова, который систематизировал и исследовал основные направления его современной реформы. Также исследованиями в данной области занимались: Андронова И.В., Бикалова Н.А, Ващенко И.Ю., Финник С. Г., Ушаков Д.А. и многие другие. Работы данных авторов послужили основой для написания курсовой работы.

Методологической основой исследования являются системный и аналитический подходы к изучению объекта исследования, а также следующая совокупность методов: сравнительный анализ, аналогия, абстрагирование, исторический и логический методы.

Общая характеристика Международного валютного фонда

История создания, роль и особенности Международного валютного фонда

В середине XX века перед мировой общественностью стояла цель – создание регулятора мировой системы экономических отношений, который не только бы выполнял функции надзора и контроля, но и всячески способствовал процветанию и улучшению экономического положения стран во всем мире, давал возможность слаборазвитым государствам перейти в разряд развивающихся, сохранял баланс и финансовую стабильность во всем мире, боролся с проявлениями бедности.

Таким институтом стал Международный валютный фонд[1].

В конце 1943 года, когда исход войны был уже очевиден, начался переговорный процесс о создании новой валютной системы и организации. В результате многосторонних переговоров и консультаций, которые проходили между странами - инициаторами создания МВФ (США, Великобритания и Канада), были выработаны основные принципы его деятельности[2].

В декабре 1943 года, к переговорному процессу по выработке основных принципов деятельности МВФ, подключился СССР. Руководство Советского Союза посчитало, что создание подобной организации будет способствовать послевоенному восстановлению экономики стран, наиболее сильно пострадавших в ходе Второй Мировой войны. Однако, в ходе переговоров, все принципиальные предложения СССР, касающиеся вопросов управления и принятия решений в МВФ, были отклонены представителями западных стран[3].


Естественно, что такая постановка вопросов не устраивала руководство СССР. Поэтому в апреле 1944 года было принято решение о выходе СССР из переговорного процесса и об отказе от присоединения к МВФ.

Наконец, переговорный процесс по вопросам создания МВФ, начатый еще в 1943 году, получил свое завершение на международной валютно-финансовой конференции Объединенных наций, состоявшейся в период с 1 по 22 июля 1944 года в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). В ней приняли участие представители 44 государств[4]. Конференция приняла «Заключительный акт», который включал так называемые Статьи Соглашения о МВФ и его «инвестиционном филиале» Международном Банке Реконструкции и Развития (МБРР), которые выполняют роль их устава[5].

27 декабря 1945 года после ратификации Соглашений о МВФ и МБРР 29 государствами они официально вступили в силу. В марте 1946 года на учредительной сессии Совета управляющих МВФ в Саванне (США) были приняты дополнительные постановления, регулирующие деятельность МВФ. К осени 1946 года организация Фонда была завершена, и после опубликования первоначальных валютных паритетов большинства государств членов 18 декабря 1946 года, было официально объявлено, что МВФ готов приступить к валютным операциям с 1 марта 1947 года.

Однако уже в 1948г. стало ясно, что ресурсы Фонда явно недостаточны для удовлетворения спроса на кредиты, и его руководство приняло решение прекратить кредитование стран с хронически пассивными платежными балансами[6].

МВФ управлял международной валютной системой (возникшей по итогам конференции в Бреттон-Вудсе), искусственно поддерживающей валютные курсы, до ее краха в 1971 году. Также МВФ предоставлял кредиты странам, испытывающим проблемы с платежным балансом.

С 1980-х годов кредиты главным образом поступают странам-членам фонда. МВФ организует регулярные встречи с целью обсуждения проблем мировой экономики, готовит финансовые программы стабилизации для кризисных и переходных экономик. В 1990-е годы миссия МВФ участвовала в финансировании экономических программ правительства Российской Федерации, в значительной степени написанной с использованием рекомендаций фонда. В конце 1990-х годов усилилась критика МВФ в связи с финансово-экономическим кризисом в Азии и провалом ряда экономических программ оздоровления региональных экономик[7].

В определенном смысле МВФ представляет собой уникальную организацию. Государства, обращающиеся за помощью в МВФ при возникновении финансовых сложностей, должны согласовать с Фондом программу оздоровления экономики и обязаны, в случае ее принятия и оказания помощи со стороны Фонда, ее выполнять. При невыполнении обязательств Фонд может (временно или окончательно) прекратить предоставление финансовых ресурсов, в чем не раз убеждались члены МВФ, в том числе Россия[8].


Важность реализации достигнутых с МВФ договоренностей проявляется и в том, что целый ряд других международных организаций в своих взаимоотношениях с заемщиками или должниками ориентируется на их договоренности именно с МВФ, поскольку в мировой экономике нет органа, который бы отслеживал ход осуществления принятых программ и мог применить санкции в случае их невыполнения. Необходимо понимать, что МВФ имеет важное значение для всей международной финансовой системы[9].

Капитал МВФ представляет собой сумму взносов (квот) всех его членов. Квота каждого нового члена в СДР определяется индивидуально с помощью ряда математических формул.

Государство, вступающее в МВФ, выплачивает часть своего взноса по квоте в виде резервных активов (иностранной валюты, приемлемой для МВФ, или СДР), а остальную часть — в собственной валюте. Поскольку далеко не все страны — члены МВФ имеют сильные валюты, на практике ресурсная база фонда существенно меньше, чем это может показаться на первый взгляд.

Одна единица СДР рассчитывалась на основе корзины, состоящей из четырех наиболее распространенных в международных платежах валют — доллара США, евро, японской иены и английского фунта стерлингов. С 1 октября 2016 г. юань считается свободно используемой валютой и включается в корзину СДР в качестве пятой валюты наряду с долларом США, евро, японской иеной и фунтом стерлингов.[10].

Рис.1. Доли валют в корзине СДР, %

Источник: данные МВФ[11]

От величины квоты зависит:

• число голосов, которое имеет страна в МВФ;

• максимальный объем ресурсов, которые страна может получить от фонда;

• доля страны при распределении СДР[12];

• порядок представительства в органах управления[13].

Число голосов, которое имеет член МВФ, рассчитывается следующим образом: к базовым 250 голосам добавляется 1 голос на каждые 100 тыс. СДР квоты[14]. Поскольку квоты членов Фонда далеко не одинаковы, число голосов также разное. Так, наибольшая квота (17,4%), а следовательно, и наибольшее число голосов (17%) имеется у США. При изменении квот меняется и число голосов, которыми располагает член фонда. Доля России в капитале МВФ — 2,79%, а число голосов — 2,7%. Это позволяет ей иметь собственного избираемого исполнительного директора. С 2016 года квота была увеличена вдвое.


На карте представлены страны с наибольшими квотами.

Рис.2. Государства-члены с 10 наибольшими квотами, в процентах от общей суммы квот (на 19.09.2016 г.)[15]

Самые важные решения в МВФ требуют для принятия 85% голосов. Отсюда следует, что США (с 17% голосов) могут их блокировать единолично. Однако и страны ЕС также обладают блокирующим числом голосов. Развивающиеся страны в принципе обладают такой же возможностью, но в отличие от ЕС им труднее согласовывать свои позиции[16]. При принятии менее важных решений необходимо большинство в 70% голосов, все остальные решения требуют простого большинства.

По сложившейся традиции директором-распорядителем МВФ является негражданин США (обычно европеец).

При возникновении серьезных финансовых затруднений страна может обратиться в Фонд за помощью. МВФ не выступает инициатором предоставления ресурсов своим членам для решения финансовых затруднений[17].

Кредиты Фонда предоставляются как в рамках краткосрочных договоренностей (так называемые кредиты стэнд-бай) для преодоления трудностей урегулирования платежного баланса, носящих временный или циклический характер, так и в рамках среднесрочных договоренностей о расширенном кредитовании. Однако в большинстве случаев страна, обращающаяся за помощью, должна доказать, во-первых, действительную потребность в ресурсах Фонда, а во-вторых, обосновать программу стабилизации или реформирования экономики, чтобы Фонд мог убедиться в том, что «трудности урегулирования платежного баланса государства-члена будут преодолены в разумные сроки»[18].

При этом страна должна согласовать с МВФ программу проведения мер, направленных на структурную перестройку экономики и разработки и проведения экономической политики, способной в приемлемые сроки обеспечить достижение стабильного экономического роста страны. В последние годы МВФ усилил внимание к проблемам менее развитых стран. С этой целью был осуществлен ряд изменений в механизме предоставления ресурсов этим странам.

Важность договоренностей с МВФ обусловлена не только тем, что они позволяют получать необходимые финансовые ресурсы, но и тем, что многие международные организации, такие как «Парижский клуб», ориентируются в своей деятельности на наличие договоренности данной страны именно с МВФ[19].